ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-14741/19 от 30.09.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

07 октября 2019 года Дело № А65-14741/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 30 сентября 2019 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2019 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования <...> – представитель не явился, извещено,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань – представитель ФИО1 (доверенность от 29.07.2019)

от ООО ЖСК «Комфортное жилье» – представитель ФИО2 (доверенность от 09.08.2017)

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июля 2019 года по делу №А65-14741/2019 (судья Хафизов И.А.)

по заявлению Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования <...>

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ООО ЖСК «Комфортное жилье» ИНН <***>

о признании незаконным решения от 06.03.2019 и предписания от 06.03.2019г. по делу №016/10/18.1-163/2019,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (заявитель, Исполнительный комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ответчик) о признании незаконным решения от 06.03.2019 и предписания от 06.03.2019г. по делу №016/10/18.1-163/2019.

Определением от 17.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечено – ООО ЖСК «Комфортное жилье» ИНН <***> (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июля 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В жалобе ссылается на то, что решение антимонопольного органа и выданное на основании данного решения предписание вынесены без законных оснований и нарушают права и экономические интересы Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны.

От Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От ООО ЖСК «Комфортное жилье» поступили возражения на апелляционную жалобу, которые были приобщены к материалам дела.

В судебное заседание представитель Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования <...> не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал.

Представитель ООО ЖСК «Комфортное жилье» просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба ООО ЖСК «Комфортное жилье» на действия (бездействия) Исполнительного комитета МО г. Набережные Челны при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере жилищного строительства, в части непредставления градостроительного плана земельных участков, кадастровые номера 16:52:070307:177 и 16:52:070307:176.

Данная жалоба рассмотрена антимонопольным органом в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения заявления УФАС России по РТ вынес решение по делу №016/10/18.1-163/2019 от 06.03.2019, следующего содержания:

1. Признать жалобу ООО ЖСК «Комфортное жилье» (вх. №3091/ж от 25.02.2019г.) на действия Исполнительного комитета МО г Набережные Челны при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере жилищного строительства, в части непредставления градостроительного плана земельных участков, кадастровые номера 16:52:070307:177 и 16:52:070307:176, обоснованной.

2. Признать Исполнительный комитет МО г. Набережные Челны нарушившим требования пункта 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 27.09.2013г. №5858, а также части 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Выдать Исполнительному комитету МО г. Набережные Челны предписание об устранении норм действующего законодательства.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего административного регламента, законодательства.

На основании Решения Исполнительному комитету МО г. Набережные Челны выдано Предписание об устранении выявленных Комиссией УФАС по РТ нарушений норм действующего законодательства, для чего: выдать ООО ЖСК «Комфортное жилье» градостроительный план земельных участков, кадастровые номера 16:52:070307:177 и 16:52:070307:176.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

На основании статей 198, 200 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В силу части 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

При этом, процедура под №27 (Процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство) Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403, предусматривает предоставление градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, ООО ЖСК «Комфортное жилье» обжаловались действия (бездействия) Исполнительного комитета МО г. Набережные Челны при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере жилищного строительства, в части непредставления градостроительного плана земельных участков, кадастровые номера 16:52:070307:177 и 16:52:070307:176.

В связи с вышеизложенным судом первой инстанции установлено, что оспариваемые решение и предписание вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 27.09.2013г. №5858 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - административный регламент).

Согласно пункту 2.4 административного регламента срок предоставления муниципальной услуги 17 рабочих дней с момента регистрации заявления.

В пункте 2.9 административного регламента утвержден Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Основания для приостановления предоставления муниципальной услуги не предусмотрены. Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: отсутствие документации по планировке территории (в случае, если размещение объектов капитального строительства не допускается при ее отсутствии); обращение заявителя в орган местного самоуправления не по месту нахождения земельного участка; за предоставлением муниципальной услуги обратился не правообладатель земельного участка.

Также в соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №28588-ХМ/08 от 11.08.2017 г. выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

Судом первой инстанции установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения послужили следующие обстоятельства.

ООО ЖСК «Комфортное жилье» являясь юридическим лицом осуществляющим деятельность по строительству многоэтажных жилых домов с привлечением денежных средств физических лиц-участников долевого строительства, являясь собственником земельных участков кадастровые номера 16:52:070307:177. площадью 16723 м2 и 16:52:070307:176 площадью 10 000 м2. расположенных за проспектом Яшьлек, в 63 микрорайоне города Набережные Челны РТ, «14» декабря 2018 года письмами исх. №01/218 и 01/217. (14.12.2018 года полученными адресатом) обратилось в исполнительный комитет города Набережные Челны РТ с заявлениями о выдаче Градостроительных планов земельных участков (далее по тексту - ГПЗУ) кадастровые номера 16:52:070307:177 и 16:52:070307:176.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что к указанным заявлениям ООО ЖСК «Комфортное жилье» приложены все установленные законодательством документы.

Вместе с тем, 28.01.2019г. письмами исх. №05/110 и 05/111 (вх. №02/48 и 02/47 от 28.01.2019 г.) Исполнительный комитет города Набережные Челны РТ отказал заявителю в выдаче ГПЗУ со ссылкой на Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-24395/2016, согласно которому постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны № 3556 от 13.07.2016г. «Об утверждении проекта планировки 63 жилого района» отменено. Соответственно, согласно позиции исполнительного комитета проект планировки территории 63 комплекса отсутствует, в связи с чем выдача ГПЗУ не представляется возможным.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны №3556 от 13.07.2016г. «Об утверждении проекта планировки 63 микрорайона муниципального образования г. Набережные Челны» утвержден проект планировки 63 микрорайона муниципального образования г.Набережные Челны, расположенного в северо-восточной части в границах проспекта Яшьлек, улицы Виктора Полякова (с северо-запада), проспекта Абдурахмана ФИО3 (с северо-востока) и улицы Машиностроителей (с юго-востока) общей площадью 73,6 га.

В проекте планировки 63 микрорайона муниципального образования г. Набережные Челны на земельных участках, принадлежащих заявителю, размещен детский сад-ясли № 330 (63/46) на 320 мест.

Решением Арбитражного суда от 07 апреля 2017г., вступившим в законную силу, постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны №3556 от 13.07.2016г. признано недействительным в части размещения на земельных участках с кадастровыми номерами 16:52:070307:175, 16:52:070307:176, 16:52:070307:177 - детского сада - яслей № 330 (63/46) на 320 мест. Указанным решением суд обязал Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в соответствии с решением Арбитражного суда от 07 апреля 2017г. по делу №А65-24395/2016, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017г., постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны «Об утверждении проекта планировки 63 жилого района» отменено частично, а именно в части размещения на земельных участках с кадастровыми номерами 16:52:070307:175, 16:52:070307:176, 16:52:070307:177 - детского сада - яслей № 330 (63/46) на 320 мест.

Следовательно, указанное решение не отменяет проект планировки территории 63 жилого района, а лишь свидетельствует о необходимости доработки указанного проекта и внесения в него изменений путем исключения из земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 16:52:070307:175, 16:52:070307:176, 16:52:070307:177 детского сада-яслей.

Также следует отметить, что в данном решении суда был указан и земельный участок с кадастровым номером 16:52:070307:175. В свою очередь, по данному земельному участку исполнительный комитет выдал ГПЗУ №RU 16302000-2017-00000000255, разрешение на строительство №RU 16302000-103-2018. То есть, препятствий, связанных с наличием судебного акта, для предоставления ГПЗУ не имелось.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу положений статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Согласно ч.7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Как установлено судом первой инстанции, исполнительный комитет с 07.04.2017г. (более 1,5 лет) не исполняло решение арбитражного суда по делу №А65-24395/2016, в части доработки и внесения изменений в проект планировки территории 63 жилого района г. Набережные Челны, в части размещения на земельных участках с кадастровыми номерами 16:52:070307:175, 16:52:070307:176, 16:52:070307:177 - детского сада - яслей № 330 (63/46) на 320 мест, чем препятствовало осуществлению предпринимательской деятельности третьего лица, который несет убытки вследствие бездействия Исполнительного комитета МО г. Набережные Челны. При рассмотрении дела исполнительный комитет не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления ГПЗУ.

Нарушения в действиях исполнительного комитета, выразившихся в отказе в выдаче ГПЗУ ООО «ЖСК «Комфортное жилье», установлены также и Прокуратурой г. Набережные Челны (письмо исх. №267ис2019 от 21.02.2019г.).

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к обоснованному выводу, что действия Исполнительного комитета МО г. Набережные Челны РТ, выразившиеся в отказе в выдаче ГНЗУ заявителю, являются неправомерными, противоречат требованиям норм действующего законодательства, и нарушают пункт 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «г.Набережные Челны» от 27.09.2013г. №5858, а также часть 6 статьи 57.3 ГрК РФ.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что после обращения третьего лица в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнительного комитета, 15.04.2019 Исполнительный комитет МО г.Набережные Челны РТ выдал ООО ЖСК «Комфортное жилье» градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:070307:177 и 16:52:070307:176, фактически признав неправомерность своих отказов, а также наличие реальной возможности для выдачи ГПЗУ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у исполнительного комитета не имелось оснований для отказа в выдаче обществу градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:070307:177 и 16:52:070307:176.

В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение от 06.03.2019 и предписание от 06.03.2019г. антимонопольного органа по делу №016/10/18.1-163/2019 являются законными и обоснованными, правовые основания для признания их незаконными отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июля 2019 года по делу №А65-14741/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Сергеева

Судьи Е.Г. Попова

И.С. Драгоценнова