АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-16601/2022
г. Казань Дело № А65-14996/2021
19 мая 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Кормакова Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон кассационную жалобу акционерного общества «Аммоний»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021, принятые в порядке упрощенного производства,
по делу № А65-14996/2021
по заявлению акционерного общества «Аммоний» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Аммоний» (далее – АО «Аммоний», общество, истец) обратилось в суд с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее - Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 070/21 от 03.06.2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.09.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Комитетом вынесено постановление № 070/21 от 03.06.2021 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб., которым общество привлечено к административной ответственности за несвоевременное представление сведений в орган в области государственного регулирования тарифов при исполнении им полномочий по формированию сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным постановлением, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 12.04.2012 № 53-э/1 (далее – Порядок) предусмотрено, что сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Законом об электроэнергетике и Основами ценообразования, а также регулируемых цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), указанных в Основах ценообразования и устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 5 Порядка определено, что сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение № 1 к Порядку).
В соответствии с пунктом 11 Порядка, поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности - участники оптового рынка, производители (поставщики) электрической энергии розничного рынка, организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, и сетевые организации, в том числе и организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса (приложение № 2 к Порядку) в увязке с экономическими показателями и направляют их региональным диспетчерским управлениям Системного оператора (далее - РДУ), организациям, осуществляющим диспетчерское управление на изолированных территориях, в технологически изолированных электроэнергетических системах, Совету рынка и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), определено понятие «производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке» - собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности), который входит в Единую энергетическую систему России, в отношении которого на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность которого составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт и на которого не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, с использованием которого осуществляется производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи на розничном рынке (нераспространение требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке подтверждается в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 (далее - Правила оптового рынка), а также собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
В соответствии с пунктом 3 Графика прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса (Приложение № 1 к Порядку) поставщики оптового и розничного рынков (в том числе АЭС - филиалы ОАО «Концерн Росэнергоатом»), энергоснабжающие и энергосбытовые организации на изолированных территориях направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предложения по сводному прогнозному балансу не позднее 1 апреля предшествующего года.
В соответствии с Приказами Министерства энергетики России от 01.08.2014 № 495 и от 09.09.2015 № 627 интегрированный комплекс по производству аммиака, метанола, карбамида и аммиачной селитры на базе действующего производства в г. Менделеевск (ОАО «Аммоний») входит в ОЭС Средняя Волга Единой энергетической системы России.
Кроме того, вхождение общества в Единую энергетическую систему России подтверждается также публичными данными (карты Openstreetmap.org) и решением Елабужского районного Совета от 13.09.2016 № 90 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан до 2021 года и на перспективу до 2030 года», согласно которым АО «Аммоний» подключен к ПС «Щелоков 500 кВ» и ПС «Тойма-2», которые входят в состав ЕЭС России.
Судами установлено, что поскольку АО «Аммоний» производит электрическую энергию и входит в состав Единой энергетической системы России, то он соответствует понятию "производитель (поставщик) электрической энергии (мощности) на розничном рынке", определенному Основными положениями № 442, и соответственно на него, как на организацию, осуществляющую на территории Республики Татарстан деятельность в сфере электроэнергетики – производитель (поставщик) розничного рынка электрической энергии, распространяются требования пункта 11 Порядка по разработке предложений по формированию сводного прогнозного баланса (приложение № 2 к Порядку) в увязке с экономическими показателями и направлению их региональным диспетчерским управлениям Системного оператора (далее - РДУ), организациям, осуществляющим диспетчерское управление на изолированных территориях, в технологически изолированных электроэнергетических системах, Совету рынка и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Материалами дела подтверждается, что информацию по сводному прогнозному балансу на 2022 год общество направило в адрес Комитета 16.04.2021, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 3 Графика прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса (Приложение № 1 к Порядку).
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив в действиях общества событие вменяемого правонарушения и наличие вины, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему своевременному исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности Комитетом наличия в действиях истца состава вмененного ему в вину правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, на основании чего правомерно признали оспариваемое постановление законным и обоснованным, а требование общества не подлежащим удовлетворению.
Процессуальных нарушений при привлечении Комитетом общества к ответственности не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспоренного постановления не истек.
При рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 по делу № А65-14996/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Г.А. Кормаков