ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-15800/2009 от 22.12.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А65-15800/2009

22 декабря 2009 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сафина Н.Н.,

судей Гатауллиной Л.Р., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

истца – Курманова И.М. по доверенности от 11.01.2009 № 2/14-08, Булатова Р.Ф. по доверенности от 30.10.2009 № 40/14-34,

ответчика – Белякова А.Н. по доверенности от 26.05.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета Республики Татарстан по тарифам, г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2009 (судья Воробьев Р.М.)

по делу № А65-15800/2009

по заявлению Комитета Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительными решения и предписания,

УСТАНОВИЛ:

Комитет Республики Татарстан по тарифам (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 12.05.2009 по делу № 71тр/05 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.08.2009 дела № А65-17064/2009-САЗ-38 и № А65-15800/2009-САЗ-38 объединены в одно производство, делу присвоен № А65-15800/2009-САЗ-38.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Комитет просит указанное решение отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2009 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, решением антимонопольного органа от 12.05.2009 по делу № 71тр/05 Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части непредставления информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом возложенных на него полномочий. Комитету выдано предписание от 12.05.2009 по делу № 71тр/05, согласно которому он обязан прекратить нарушение антимонопольного законодательства, представить документы (запрошенные письмами: исх. № АГ-05/1342 от 26.02.2009 (приложение № 3), исх. № ИЩ-05/2244 от 25.03.2009), необходимые для проведения анализа деятельности по соблюдению антимонопольного законодательства.

В адрес заявителя поступило требование Прокуратуры Республики Татарстан от 29.12.2008 о проведении проверки исполнения законодательства в сфере подключения к системам коммунальной инфраструктуры (исх. № 7/3271-08 от 23.12.2008).

На основании вышеуказанного требования в соответствии с приказом антимонопольной службы со 02.03.2009 проводилась внеплановая проверка соблюдения заявителем антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в связи с чем, антимонопольный орган письмом от 26.02.2009 № АГ-05/1342 уведомил Комитет о проведении данной проверки, направил документы (копию приказа о проведении проверки от 13.02.2009 № 01/28-пр, копию требования Прокуратуры Республики Татарстан от 23.12.2008 № 7/3271-08) и запросил необходимую для проведения проверки информацию и документы (приложение № 3 к письму).

Комитет не представил 02.03.2009 антимонопольному органу запрошенные документы для проведения проверки

При повторном прибытии антимонопольного органа 20.03.2009 Комитетом документы были представлены не в полном объеме (не были представлены документы по пункту 2–8 приложения № 3 письма от 26.02.2009 № АГ-05/1342).

УФАС России письмом от 25.03.2009 № ИЩ-05/2244 повторно запросил представить не представленные документы и информацию в срок до 02.04.2009.

Письмом от 01.04.2009 № 4-15/574 Комитет отказал антимонопольному органу в представлении необходимых документов, указав на отсутствие у него правовых оснований проверки выполнения требований, не относящихся к компетенции антимонопольного органа и затребования у государственного органа представления документов и информации, не являющихся объектами мероприятия по контролю и не относящихся к предмету проверки, ссылаясь на положения статей 24, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ).

Данный довод заявителя является необоснованным поскольку пункт 3 статьи 1 Закона № 134-ФЗ содержит перечень видов государственного контроля, при осуществлении которых положения данного закона не применяются, и в этом перечне контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства

Однако Законом № 134-ФЗ сфера его применения определена не только в указанной норме, но и в статье 2, в соответствии с которой государственный контроль (надзор) – это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Из статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» следует, что Закон № 134-ФЗ определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», основными функциями антимонопольного органа является осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.

Таким образом, антимонопольный орган не контролирует соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к товарам (работам, услугам), а, следовательно, не осуществляют государственный контроль за теми объектами, порядок контроля за которыми урегулирован Законом № 134-ФЗ

Кроме того, Комитет, ссылаясь на отсутствие полномочий истребования информации и документов, представил 20.03.2009 антимонопольному органу информацию и документы, касающиеся размещения заказов для государственных нужд.

В данном случае Комитет, получив от антимонопольного органа письмо от 26.02.2009 № АГ-05/1342 о проведении проверки, копию приказа от 13.02.2009 № 01/28-пр, копию требования Прокуратуры Республики Татарстан от 23.12.2008 № 7/3271-08, был уведомлен о целях и задачах проверки (согласно требованию Прокуратуры предмет проверки – тарифы на электрическую и тепловую энергию, газоснабжение и т.д.).

УФАС России уполномочен запрашивать информацию и документы у заявителя в соответствии со статьями 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Необоснованным является довод заявителя о том, что требование Прокуратуры Республики Татарстан от 23.12.2008 № 07/3271-08 не может являться надлежащим документом, определяющим необходимость представления запрашиваемых документов по установлению тарифов.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» антимонопольный орган при осуществлении своих полномочий проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме в установленном законодательством Российской Федерации порядке, обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В вышеуказанном требовании представлена информация о том, что «анализ материалов прокурорского надзора за исполнением организациями коммунального комплекса законодательства в сфере электроэнергетики, свидетельствует о наличии нарушений при осуществлении подключения к системам коммунальной инфраструктуры. Органами исполнительной власти на местах не решены задачи создания системной комплексной законодательной базы, обесценивающей равные условия экономической деятельности и не дискриминационного доступа при подключении к сетям инженерно технического обеспечения, прозрачность механизмов ценообразования за подключение к сетям, а также эффективного контроля в указанных сферах».

Таким образом, Прокуратурой Республики Татарстан представлена информация (материалы), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В требовании о проведении проверки Прокуратура Республики Татарстан указывает, что объектами проверки являются, в том числе органы государственной власти, региональные органы тарифного регулирования, а предметом проверки являются тарифы на электрическую и тепловую энергию, газоснабжение, тарифы организаций коммунального комплекса, в том числе при подключении к системам коммунальной инфраструктуры, на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод.

Таким образом, в направленных в адрес заявителя документах (уведомление о проведении проверки, приказ о проведении проверки, копия требования Прокуратуры Республики Татарстан) УФАС России указаны основания для затребования информации по установлению тарифов на 2007, 2008 годы (пункты 2–8 Приложения № 3 письма от 26.02.2009 № АГ 05/1342).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

Непредставление заявителем в антимонопольный орган по его запросу документов, представление которых является обязательным в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», образует состав нарушения антимонопольного законодательства.

Безосновательной является и ссылка заявителя на статью 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также все последующие доводы относительно полномочий Федеральной службы по тарифам.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведение проверок при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, лицензионного контроля, государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, государственного строительного надзора, контроля и государственного надзора в области связи, контроля в области обращения и защиты информации, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны, государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия, информации субъектами естественных монополий, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, контроля за оборотом оружия, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля и надзора в сфере труда, государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства; государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора по ядерной и радиационной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами. Антимонопольный орган при проведении проверок руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта судебная коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2009 по делу № А65-15800/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета Республики Татарстан по тарифам – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Н.Н. Сафин

Судьи Л.Р. Гатауллина

С.В. Мосунов