ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-16103/2021 от 26.05.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17598/2022

г. Казань Дело № А65-16103/2021

02 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Закировой И.Ш., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан – ФИО1 (доверенность от 14.09.2021 № 2.3-16/011558),

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Татарстан – ФИО2 (доверенность от 08.09.2021 № 1.1-15/010), ФИО3 (доверенность от 08.09.2021 № 1.1-15/011),

Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан – ФИО4 (доверенность от 24.12.2021 № 2.1-39/144),

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТНСтрой»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022

по делу № А65-16103/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТНСтрой» о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан от 08.04.2021 № 300 и от 08.04.2021 № 301, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Татарстан, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ТНСтрой» (далее – ООО «ТНСтрой», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 08.04.2021 №300 и от 08.04.2021 №301, о признании незаконными решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее – Управление) по жалобам на решения Межрайонной ИФНС России № 4 по РТ от 08.04.2021 №300 и от 08.04.2021 №301.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявил об отказе от заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.

Судом первой инстанции отказ от заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, принят. Производство по делу в указанной части прекращено.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом первой инстанции привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №20 по Республике Татарстан (далее – Межрайонная ИФНС России № 20 по РТ), Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2021 по делу № А65-16103/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «ТНСтрой» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 20 по РТ в адрес ответчика были направлены поручения от 20.01.2021 №973 и от 20.01.2021 №956 об истребовании документов и информации у общества.

Во исполнение указанных поручений налоговым органом в адрес заявителя были направлены требования от 21.01.2021 № 2.10-20/641 и от 21.01.2021 № 2.10-20/650, предложено в течение 10 -ти рабочих дней предоставить документы и информацию по взаимоотношениям с контрагентами ООО «Экопром» и ООО «Стройтрансинновация».

Заявителем в налоговый орган направлены ответы от 28.01.2021 об оставлении требований без исполнения.

В срок до 10.02.2021 запрашиваемые документы и информация не представлены. Факт получения требования заявителем не оспаривается.

В связи с неисполнением обществом требований в установленный срок в соответствии со статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) составлены акты от 15.02.2021 № 1770, №1771 и приняты решения от 08.04.2021 № 300 и 301.

Данными решениями заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в виде штрафа в сумме 5 000 руб. по каждому решению.

Решением Управления от 24.05.2021 №2.7-18/018166@ и №2.7-18/018158@ жалобы заявителя оставлены без удовлетворения.

Заявитель полагая, что решения налогового органа являются незаконными и необоснованными обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались следующим.

Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

В силу пунктов 3 и 4 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

В силу пункта 6 указанной статьи неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Из смысла и содержания указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, при этом положения НК РФ не предусматривает оснований для неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов.

С 04.01.2019 форма указанного требования установлена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)».

Судами установлено, что требования от 21.01.2021 № 2.10-20/641 и от 21.01.2021 № 2.10-20/650 выставлены вне рамок проведения налоговых проверок. Налоговым органом запрошены документы относительно конкретных сделок заявителя с контрагентами ООО «Экопром» и ООО «Стройтрансинновация» (договоры, на основании которых выставлены обозначенные в требованиях счета-факуры) за период с 01.07.2020 по 30.09.2020, что отражено в требовании.

Судами отмечено, что при возникновении у налоговых органов обоснованной необходимости получения документов относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок предусмотрено право истребовать эти документы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Названные положения определяют такое самостоятельное мероприятие налогового контроля, как истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

При этом ссылка в пункте 2 статьи 93.1 НК РФ на обоснованную необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статья 82 НК РФ).

В данном случае документы и информация запрашивались у общества по конкретным сделкам как у одной из сторон сделок, вне рамок проведения налогового контроля, что, в свою очередь, может являться предпроверочным анализом деятельности налогоплательщика для включения его в план проверок, а также может быть связано с установлением следующего звена цепочки контрагента.

Сведений, позволяющих прийти к выводу о том, что документы (информация) по контрагентам ООО «Экопром» и ООО «Стройтрансинновация» были истребованы в иных целях, в материалы дела не представлено.

При этом отражение в требовании о представлении документов (информации) обоснования необходимости истребования документов (информации) не предусмотрено. Участник сделки также не наделен полномочиями оценки степени и обоснованности возникшей у налогового органа необходимости получения документов (информации).

Коллегия соглашается с позицией судов о том, что отсутствие в требованиях указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не препятствует реализации налоговым органом полномочий, предусмотренных в пункте 2 статьи 93.1 НК РФ.

Выставленные в адрес общества требования вынесены полномочным органом, содержат всю необходимую информацию, предусмотренную пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ и Приказом Федеральной налоговой службы России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, позволяют идентифицировать всех контрагентов общества по взаимоотношениям с которым запрошены документы, а также документы с указанием всех реквизитов и информацию, за какой период Общество обязано было представить в инспекцию.

Таким образом, судами сделан правильный вывод, что неисполнение обществом требований налогового органа образуют состав нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, оспариваемые решения ответчиком вынесены правомерно.

Также заявитель указывал на то, что Межрайонная ИФНС России №20 по РТ направило поручения от 20.01.2021 №973 и от 20.01.2021 №956 с превышением своих полномочий.

Судами обоснованно указано, что предметом настоящего спора является правомерность вынесения ответчиком решений о привлечении общества к ответственности за неисполнение в срок выставленного требования.

Таким образом, требования от 21.01.2021 № 2.10-20/641 и от 21.01.2021 № 2.10-20/650 выставлены ответчиком во исполнение предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности.

Общество не лишено возможности оспорить действия Межрайонной ИФНС России №20 по РТ в случае, если полагает, что они неправомерны.

При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Выводы судов являются правильными, правовых оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Кассационная жалоба излагает позицию ответчика по существу спора и не содержит ссылок на нормы права, которые были бы нарушены судами при рассмотрении спора.

Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иная оценка кассатором доказательств по делу не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.

Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу № А65-16103/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи И.Ш. Закирова

Р.Р. Мухаметшин