ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-16396/2021 от 29.09.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23174/2022

г. Казань                                                 Дело № А65-16396/2021

04 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,

при участии представителей:

индивидуального предпринимателя Адиуллина Раиля Рауфовича – Мухаметзяновой А.Р. (доверенность от 21.01.2020 № 1),

Федерального бюджетного учреждения «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» - Левашова Р.В. (доверенность от 01.01.2022 № 21-07-03/Г), Бочковой И.Н. (доверенность от 10.01.2022 № 21-07-13), Лыкова Ю.А. (доверенность от 10.01.2022 № 21-07-18),

в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Адиуллина Раиля Рауфовича

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022

по делу № А65-16396/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя Адиуллина Раиля Рауфовича (Тукаевский район, дер. Левашево, ОГРН 304165036600307, ИНН 165002093681) о признании незаконным отказа Муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» (г. Набережные Челны, ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166) в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Адиуллин Раиль Рауфович (далее - заявитель, ИП Адиуллин Р.Р.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» (далее - ответчик, Исполком) в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Причал нерудных строительных материалов».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2021 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Исполнительного комитета Муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в выдаче индивидуальному предпринимателю Адиуллину Раилю Рауфовичу разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Причал нерудных строительных материалов», изложенный в письме от 07.04.2021 №02/1613, Исполнительный комитет Муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Адиуллина Раиля Рауфовича путем выдачи ему разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Причал нерудных строительных материалов» в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу № А65-16396/2021 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2021 отменено, по делу принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Адиуллин Раиль Рауфович просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Причал нерудных строительных материалов», изложенный в письме от 07.04.2021 № 02/1613, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия апелляционной инстанции исходила из того, что при рассмотрении данной категории дел суд обязан проверить законность принятого административным органом решения применительно к имевшему место заявлению, не связан основаниями отказа, обозначенными в обжалованном решении, и должен проверить все доводы заинтересованного лица о наличии оснований, препятствующих удовлетворению заявления.

В соответствии с абзацем 12 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Согласно пункту 1 статьи 9 КВВТ РФ строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Из пункта 9 статьи 10 КВВТ РФ следует, что предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

В соответствии с пунктом 6 Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 (далее - Технический регламент), его положения обязательны для выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими, в том числе и эксплуатацию портовых гидротехнических сооружений.

В соответствии с пунктом 419 Технического регламента возведение причалов, эксплуатация паромов, сооружение канатных паромных переправ и разводных наплавных мостов на внутренних водных путях, используемых в целях судоходства, должно быть согласовано с соответствующими бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, каковым является в настоящем деле ФБУ «Администрация «Камводпуть».

Одной из уставных целей деятельности ФБУ «Администрация «Камводпуть» является обеспечение безопасности судоходства, т.е. требование соблюдения правил на внутренних водных путях, включая береговую полосу.

Согласно пункту 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Судом апелляционной инстанции установлено. что земельный участок с кадастровым номером 16:52:010301:31, далее - земельный участок 31, был образован в результате разграничения МКУ «Исполнительный комитет МО г. Набережные Челны Республики Татарстан», далее - Исполком, береговой полосы и передан по договору аренды от 03.02.2012 сроком на 10 лет ИП Адиуллину Раили Рауфовичу. В настоящий момент срок аренды истек.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 04.03.2022 земельный участок 31 находится в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны (Нижний Бьеф Нижнекамской ГЭС, Нижний Бьеф подходного канала Нижнекамского шлюза).

В отношении данного земельного участка такие ограничения внесены, а также внесены ограничения прав на землю (статья 56, статья 56.1. Земельного кодекса Российской Федерации) в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта - река Кама, в пределах прибрежной защитной полосы водоохранной зоны Куйбышевского водохранилища, реестровый номер 16:00-6.3014.

Береговая полоса (полоса вдоль береговой линии, границы водного объекта), согласно пункту 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации устанавливается шириной 20 метров.

Согласно информации из публичной кадастровой карты Росреестра расстояние от линии водного объекта до первоначальной точки «Причал нерудных материалов», расположенного на земельном участке 31, составляет 9 метров, до самой дальней точки 17 метров, таким образом объект «Причал нерудных материалов» расположен в пределах береговой полосы, которая граничит с земельным участком с кадастровым номером 16:52:010301:44 (далее - земельный участок 44), являющимся федеральной собственностью и переданным ФБУ «Администрация «Камводпуть» на праве постоянного (бессрочного) пользования для искусственных сооружений и акватории (Нижнекамский район гидротехнических сооружений и судоходства, судоходный шлюз).

В целом береговая полоса, в том числе земельный участок 31, земельный участок 44 являются зоной охраны природных объектов.

Разрешение на строительство от 12.10.2020 № RU 16302000-231-2020 «Причал нерудных материалов» было выдано ИП Адиуллину Раилю Рауфовичу в отсутствие согласования с ФБУ «Администрация «Камводпуть».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 884 установлены специальные Правила, далее - Правила, определяющие порядок установления охранных зон для гидроэнергетических объектов, в том числе судоходные шлюзы (пункты 1, 2 Правил). Согласованию с оператором гидроэнергетических объектов, в настоящем случае с оператором судоходного шлюза - Нижнекамского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиала ФБУ «Администрация «Камводпуть», подлежит строительство причалов (часть е) пункт 11 Правил).

ФБУ «Администрация «Камводпуть» не согласовывало индивидуальному предпринимателю строительства причала.

В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Кодекса внутренних водных путей Российской Федерации строительство каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей, каковой является ФБУ «Администрация «Камводпуть».

Принимая во внимание, тот факт, что место расположения причала находится на нижнем подходном канале Нижнекамского шлюза, суд апелляционной инстанции признал, что подлежит применению пункт 7 статьи 10 Кодекса внутренних водных путей Российской Федерации: не допускается использовать внутренние водные пути и береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

При выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Причал нерудных строительных материалов» данный объект, являясь элементом инфраструктуры внутреннего водного транспорта, должен отвечать требованиям закона. Причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов (статья 3 КВВТ РФ).

К объектам регулирования Регламента относятся, в том числе причальные сооружения - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.

Причал нерудных строительных материалов на уровне проектирования строительства должен быть согласован с ФБУ «Администрация «Камводпуть», пункт 419 Регламента.

Причал должен быть оборудован тумбами, кнехтами (швартовым оборудованием) при определенных условиях наклона берега. Конструкция, размеры и расположения средств доступа (лестниц, площадок, галерей и других средств), предназначенных для обеспечения доступа ко всем местам производства перегрузочных работ должны обеспечивать безопасность их использования, согласно проектной документации.

Проектирование причалов производится уполномоченными лицами, имеющими на то право, установленное законодательством, в том числе настоящим Регламентом.

Нарушение исполнения требований законодательства, начиная с уровня согласований, проектирования ведет к запрету на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Причал нерудных строительных материалов».

В свою очередь, договор водопользования от 31.01.2017, заключенный между Нижне-Волжским БВУ и ИП Адиуллиным P.P., предоставляет право для размещения судов в водном объекте. Право на ведении каких-либо погрузочных, разгрузочных работ, строительство причалов не может быть регламентировано таким договором. Бассейновое водное управление не регулирует отношений в сфере внутреннего водного транспорта.

ИП Адиуллин А.А. разместил причал нерудных строительных материалов в зоне интенсивного движения крупнотоннажных, в том числе нефтеналивных и пассажирских судов, на которых может находиться одновременно до 300 пассажиров. Интенсивность движения судов достигает до 90 ед. в сутки. Маневрирование крупнотоннажных судов при подходе - отходе в районе причала нерудных строительных материалов, расположенного в нижнем подходном канале Нижне-Камского шлюза, в условиях ограниченной акватории может привести к транспортному происшествию.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2016 № 1298, целям и задачам Устава юридического лица, ФБУ «Администрация «Камводпуть» в пределах Камского бассейна осуществляет картографическую деятельность, выпускает картографические атласы и карты.

При строительстве Куйбышевского водохранилища была установлена отметка нормального подпорного уровня (НПУ) воды на участке от Нижнекамского гидроузла до устья реки Вятка, в том числе Нижний Бьеф подходного канала Нижнекамского шлюза. Отметка официально внесена в Атлас ЕГС том 9 часть 2 (издания 2016 года) и составляет 53,0 м. (Приложение №1).

Понятие нормальный подпорный уровень (НПУ) это оптимальная наивысшая отметка водной поверхности водохранилища, которая может длительно поддерживаться подпорным сооружением.

Береговая полоса определяется от нормального подпорного уровня, т.е. отметки 53,0 м, в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», далее - Правила.

Так, в соответствии с пунктом 9 Правил «Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) водохранилищ, прудов и их частей осуществляется картометрическим способом на основе местоположения соответствующих объектов гидрографии, указанных на содержащихся в федеральном и ведомственных картографо-геодезических фондах топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ (при наличии), опираясь на правило статьи 6 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) «Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса). Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров». В специальных нормах права, регулирующих отношения в части водных ресурсов, в том числе правил внутреннего водного транспорта применяется термин «Береговая полоса».

Понятие прибрежной защитной полосы сформулировано в пунктах 1, 2 статьи 65 ВК РФ. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, которые формируются от береговой линии (границы водного объекта), где для Нижнего Бьефа подходного канала Нижнекамского шлюза отметкой начала прибрежной защитной полосы является отметка 53,0 м. Береговая полоса устанавливается во всех случаях наличия водного объекта. Прибрежные защитные полосы водного объекта устанавливаются в особых случаях (территориях зон с особыми условиями использования территорий, ЗОУИТ статья 105 Земельного кодекса Российской Кедерации).

В случае, где расположен земельный участок с кадастровым номером 16:52:010301:31, береговая полоса совпадает с прибрежной защитной полосой.

Гидротехнический объект «Причал нерудных материалов» расположен в границах береговой полосы.

При этом ФБУ «Администрация «Камводпуть» указывает, что причал нерудных материалов граничит с линией воды при отметке 54,16 м. С учетом анализа журнала отметок уровней воды Куйбышевского водохранилища от Нижнекамского гидроузла до устья реки Вятка за период с 09.04.2020 по 03.07.2020 и с 21.04.2021 по 03.07.2021 отметка водной поверхности водохранилища держится в среднем 55,0 м. Таким образом гидротехнический объект -причал нерудных строительных материалов, находится в водной поверхности подходного канала Нижнего Бьефа гидротехнического узла.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы индивидуального предпринимателя о том, что причал нерудных строительных материалов не является гидротехническим сооружением.

При этом, на основании абзаца 5 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», причалы и портовые причальные сооружения относятся к объектам регулирования Регламента, а в соответствии с пунктом 419 Технического регламента возведение причалов, ... на внутренних водных путях, используемых в целях судоходства, должно быть согласовано с соответствующими бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, каковым является в настоящем деле ФБУ «Администрация «Камводпуть».

Такого согласования получено заявителем не было ни на стадии строительства, ни на стадии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Довод заявителя о том, что в отказе МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» отсутствует такая причина для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (отсутствие согласования с ФБУ Администрация «Камводпуть»), признан не имеющим правового значения. При рассмотрении данной категории дел суд обязан проверить законность принятого административным органом решения применительно к имевшему место заявлению, не связан основаниями отказа, обозначенными в обжалованном решении, и должен проверить все доводы заинтересованного лица о наличии оснований, препятствующих удовлетворению заявления.

При указанных основаниях суд апелляционной инстанции не усмотрел правовых оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Причал нерудных строительных материалов», выраженного в письме Исполкома от 07.04.2021 № 02/1613.

Судебная коллегия в кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

При подаче кассационной жалобы ИП Адиуллин Р.Р. уплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц. В этой связи излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 2850 руб. подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу № А65-16396/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Адиуллину Раилю Рауфовичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 2850 рублей (платежное поручение от 05.08.2022 № 4030). Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                                        С.В. Мосунов

                                                                                               А.Д. Хлебников