АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23187/2015
г. Казань Дело № А65-16456/2014
20 мая 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца – ФИО1, по доверенности от 03.04.2014 № 01/04/04-167д,
ответчика – ФИО2, по доверенности от 13.10.2014 № 4Д-1035, ФИО3, по доверенности от 13.10.2014 № 4Д-1037,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу № А65-16456/2014
по заявлению открытого акционерного общества «Газпром» к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения Национального банка Российской Федерации по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления о признании недействительным предписания от 23.06.2014 № 26-44/13359, с участием открытого акционерного общества «Роснефтегаз»,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Газпром» (далее – ОАО «Газпром», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления (далее – Банк России) о признании недействительным предписания от 23.06.2014 № 26-44/13359.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество «Роснефтегаз» (далее – ОАО «Роснефтегаз»).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Банк России обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В уточнении требований кассационной жалобы Банк России просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 изменить в части, исключив из его мотивировочной части вывод о том, что предписание не может быть исполнено и признается судом не подлежащим исполнению.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, по договору купли-продажи акций от 09.04.2013 № 11/Д-2013 РНГ ОАО «Газпром» приобрело у ОАО «Роснефтегаз» акции РОАО «Удмуртгаз» в количестве 2 340 000 штук (25 % акций РОАО «Удмуртгаз»).
На указанную дату акционером РОАО «Удмуртгаз», владеющим 4 773 141 обыкновенными акциями Эмитента (51 % голосующих акций Эмитента), было ОАО «Газраспредсеть».
Аффилированность вышеуказанных лиц подтверждается списками аффилированных лиц вышеуказанных акционерных обществ, опубликованными ими на страницах в сети Интернет в соответствии с требованиями п. 8.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из следующего.
Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» с 01.09.2013 Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В силу пункта 4 статьи 49 Федерального закона № 251-ФЗ Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур.
В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона № 208-ФЗ при исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется, в том числе, за приобретением (выкупом) акций открытых акционерных обществ, предоставляющих право голоса (пункт 5 административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры являются поступление в Федеральную службу по финансовым рынкам (региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Федерального закона № 208-ФЗ, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27 административного регламента).
В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в установленном пунктами 33-44 административного регламента порядке (пункт 45 административного регламента).
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Федерального закона № 208-ФЗ лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона № 208-ФЗ (то есть обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам-владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения. Правила указанной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого акционерного общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций. В этом случае установленные пунктом 6 этой статьи ограничения распространяются только на вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю (пункт 7 статьи 84.2 Федерального закона № 208-ФЗ.
Исходя из изложенного, лицо, приобретшее более определенного количества акций открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязано направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
Из правоположений пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона № 208-ФЗ следует, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
Иное толкование положений пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона № 208-ФЗ означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае – приобретение акций, а в другом – возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение существенной степени корпоративного контроля над открытым акционерным обществом как в том, так и в другом случае) у крупнейшего акционера наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Обоснованным является вывод судов, о том, что ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром распределение», став после 24.04.2013 обладателями акций РОАО «Удмуртгаз» в количестве, превышающем 50 процентов общего количества голосующих акций каждого, обязаны были выполнить требование части 1 статьи 84.2 Федерального закона № 208-ФЗ и направить предложение о выкупе акций РОАО «Удмуртгаз» остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
Между тем, в нарушение требований действующего законодательства ни ОАО «Газпром», ни ОАО «Газпром распределение» не направили обществу и РО ФСФР России в ПриФО, МУ СБР в ПФО обязательное предложение, соответствующее требованиям Федерального закона № 208-ФЗ.
Таким образом, у уполномоченного органа имелись основания для выдачи заявителю предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Правомерно не принят судами довод о том, что Банк России может вынести предписание только при наличии состоявшегося нарушения прав акционеров.
Приказом ФСФР России от 09.08.2012 № 12-71/пз-н утвержден административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ, в соответствии с пунктом 45 которого, в случае выявления факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Исходя из изложенного, оснований для вывода о незаконности вынесенного Банком предписания, не имеется.
Общество указывает, что ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» является непубличным акционерным обществом, поэтому в отношении его акций не может быть направлено обязательное предложение.
Согласно Федеральному закону от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов» (вступил в силу с 01.09.2014 года) из ГК РФ исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 ГК РФ в новой редакции).
ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» является непубличным акционерным обществом. Данное обстоятельство подтверждает и письмо Отделения по Республике Татарстан главного управления Центрального Банка России от 09.12.2014, представленное в дело.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванного письма Банка России начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Федерального закона № 208-ФЗ).
Следовательно, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
Исходя из разъяснений, изложенных в указанном письме Банка России, учитывая, что ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» является непубличным акционерным обществом и процедура приобретения (выкупа) ценных бумаг ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» не начата, оспариваемое предписание не может быть исполнено обществом и правомерно признано судом апелляционной инстанции не подлежащим исполнению.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу № А65-16456/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи Н.Н. Сафин
И.Ш. Закирова