ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-16684/2021 от 26.04.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17310/2022

г. Казань                                                 Дело № А65-16684/2021

27 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 26.04.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 27.04.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Карповой В.А..

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Агромолл» – ФИО1, доверенность

муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» – ФИО2, доверенность.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022

А65-16684/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агромолл», к муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельных участков, об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Агромолл» (далее – ООО «Агромолл», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» (далее – управление) о признании незаконными действий муниципального казенного учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», выразившихся в ответе от 09.04.2021 № 935/ИхП по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:292, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 в аренду заявителю сроком на 5 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного производства, обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:292, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 в трех экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения ООО «Агромолл».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022, заявление удовлетворено, признаны незаконными действия Управления, выразившиеся в ответе от 09.04.2021 № 935/ИхП по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:292, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 в аренду заявителю сроком на 5 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного производства, суд обязал управление устранить допущенное нарушение прав заявителя путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:292, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680в трех экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения ООО «Агромолл».

Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

ООО«Агромолл» в отзыве просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.

В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21.04.2022 объявлен перерыв до 26.04.2022, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями общество обратилось в управление с заявлением от 20.01.2021 № 9 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:392, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного производства.

Письмом от 09.04.2021 № 935/ИсхПу управление отказало обществу в предоставлении вышеперечисленных земельных участков, ссылаясь на пункт 1 и пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

ООО «Агромолл», полагая отказ в предоставлении земельных участков нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в предоставлении заявителю земельных участков в аренду, управление указывало, что согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельных участков 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:392, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 – для сельскохозяйственного производства, тогда как по Правилам землепользования и застройки Простинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан указанные земельные участки расположены в территориальной зоне СУ - земли сельскохозяйственных угодий, в связи с чем сельскохозяйственное производство на данной территории не предусмотрено. При этом указано, что в обращении отсутствуют документы, подтверждающие участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности на 2021.

С учетом изложенного управлением отказано в предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков в аренду без торгов.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу пункта 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.

Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно положениям подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что также без проведения торгов предоставляются земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» статья 10 Закона № 101-ФЗ дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предусматривает осуществление следующих действий: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Из анализа материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 10.04.2020 № 229 по результатам рассмотрения заявления ООО «Нефтихимагропром» об утверждении схемы расположения земельных участков общей площадью 29 808 074 кв. м, образуемых из земельного участка № 16:30:000000:1594, расположенного: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, о предварительном согласовании предоставления 9 земельных участков (№У-3-ЗУ10, ЗУ 13), в соответствии с положениями пп. 12 п. 2 ст. 39.6, ст. 11.10, 39.15, 39.18 ЗК РФ, утверждена схема расположения земельных участков ЗУ 1 площадью 1 144 889 кв. м, ЗУ 2 площадью 126607 кв. м, ЗУ3 площадью 1 798 365 кв. м., ЗУ 4 площадью 547 209 кв. м, ЗУ5 площадью 84 835 кв. м, ЗУ6 площадью 70 862 кв. м. ЗУ7 площадью 161 310 кв. м, ЗУ8 площадью 179 111 кв. м, ЗУ9 площадью 214 176 кв. м, ЗУ10 площадью 739896 кв. м, ЗУ11 площадью 24 378 кв. м, ЗУ12 площадью 1510157 кв. м, ЗУ13 площадью 21 255 714 кв. м, ЗУ 14 площадью 1 950 565 кв. м, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, образуемых из земельного участка № 16:30:000000:1594, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 2 указанного постановления земельным участкам, перечисленным выше, установлено разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

Из пункта 3 указанного постановления следует, что предварительно согласовано предоставление на праве аренды заявителю земельных участков ЗУ3 площадь 1 798 365 кв. м, ЗУ 4 площадью 547 209 кв. м, ЗУ 5 площадью 84 835 кв. м, ЗУ6 площадью 70 862 кв. м, ЗУ7 площадью 161 310 кв. м, ЗУ8 площадью 179 111 кв. м, ЗУ9 площадью 214 176 кв. м, ЗУ10 площадью 739896 кв. м, ЗУ13 площадью 21 255 714 кв. м, ЗУ 14 площадью 1 950 565 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования. Предоставление земельных участков, указанных выше возможно при условии проведения работ по их образованию в соответствии со схемой расположения земельных участков. Срок действия данного постановления установлен в 2 года.

Постановлением исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 05.08.2020 № 522 в указанное выше постановление были внесены изменения: утверждена схема расположения земельных участков ЗУ 1 площадью 1 144 889 кв. м, ЗУ 2 площадью 126 607 кв. м, ЗУ3 площадью 1 798 365 кв. м, ЗУ 4 площадью 547 209 кв. м, ЗУ5 площадью 84 835 кв. м, ЗУ6 площадью 70 862 кв. м. ЗУ7 площадью 161 310 кв. м, ЗУ8 площадью 179 063 кв. м, ЗУ9 площадью 214 176 кв. м, ЗУ10 площадью 739 896 кв. м, ЗУ11 площадью 24 378 кв. м, ЗУ12 площадью 1 509 329 кв. м, ЗУ13 площадью 21 255 707 кв. м, ЗУ 14 площадью 1 950 565 кв. м, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:1594, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, в новой редакции.

Земельным участкам, указанным в пункте 1 настоящего постановления установлено разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Публичные процедуры в рамках рассмотрения заявления о предварительном согласовании представления заявителю земельных участков соблюдены посредством опубликования сообщения в печатном издании «Нижнекамская правда» от 04.03.2020 № 16 (10637).

Указанные постановления Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, являются действующими, не отменены и не оспорены.

Доводы управления о наличии дополнительной заявки на участие в аукционе от ФИО3 обоснованно отклонены судами, поскольку, данное обстоятельство не может свидетельствовать о невозможности предоставления земельных участков без публичных процедур, поскольку данная заявка была отозвана указанным претендентом, что было признано сторонами в ходе судебного заседания, сведений об иных заявках претендентов в материалах дела не имеется, ответчик на них не ссылается.

Вместе с тем ссылки уполномоченного органа о том, что при наличии отозванной заявки второго претендента на земельный участок земельные участки должны были быть выставлены на публичные торги, а после признания их несостоявшимися, заявителю надлежало повторно проходить процедуру предварительного согласования с начала подачи заявления, правомерно признаны судами как основанные на неправильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.

Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно системным положениям пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Таким образом, поскольку решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков было принято Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района, соответственно, оснований, по которым участок не может быть предоставлен заявителю, в том числе, предусмотренных пунктами 1-23 статьи 39.16 установлено уполномоченным органом не было.

ООО «Агромолл» на этапе, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, было отказано в заключении договора аренды со ссылкой на пункт 1, пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, что, свидетельствует о непризнании ответчиком легитимности принятого ранее уполномоченным органом решения и проведенных в рамках ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедур.

В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и в том числе: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; 14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Рассмотрев представленные в деле документы, суды пришли к верному выводу о том, что основания для отказа заявителю, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации  отсутствуют.

В соответствии с представленными в деле документами, к заявлению  от 20.01.2021 № 9 заявителем приложено письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 03.03.2020 о том, что ООО «Нефтехиагропром» (предыдущее наименование заявителя) является получателем государственной поддержки. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 19.08.2021 ООО «Агромолл» является сельскохозяйственным товаропроизводителем, которому в 2020 году оказывалась поддержка в виде предоставления субсидий.

Ссылки Управления о том, что заявителем не были предоставлены документы, подтверждающие получение государственной поддержки в 2021 году, обоснованно отклонены судом, поскольку проверка заявителя на предмет соответствия требованиям пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ранее была осуществлена уполномоченным органом в рамках рассмотрения заявления, поданного в 2020 году, доказательства получения государственной поддержки имеются в материалах дела.

В суде кассационной инстанции представитель управления данные обстоятельства не оспаривала.

При этом, суды учли, что нормативно не определен перечень документов, которые могут выступать в качестве подтверждающих участие в государственных программах, как и период их действия.

В части оснований, предусмотренных пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, суды правомерно исходили из следующего.

В силу пунктов 1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на таком принципе как сохранение целевого использования земельных участков.

Пункт 1 статьи 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии со статьей 79 названного закона сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.

Однако градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36 ГрК РФ).

В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ).

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Уполномоченным органом указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Простинское сельское поселение» испрашиваемые участки расположены в территориальной зоне СУ – земли сельскохозяйственных угодий. Испрашиваемые заявителем земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для них установлено постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 05.08.2020 г. – для сельскохозяйственного производства, и не противоречит видам разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором.

Заявитель обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков и с заявлением о предоставлении в аренду именно для целей сельскохозяйственного производства в отсутствие каких-либо противоречий с установленной Правилами землепользования и застройки территориальной зоной и установленным видом разрешенного использования. При этом генеральный план Простинского сельского поселения был утвержден решением от 12.09.2019 № 55, до установления вида разрешенного использования для испрашиваемых земельных участков.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания правомерным отказа ответчика по основанию, предусмотренному пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы управления о том, что на земельном участке с кадастровым номером 16:30:000000:3680 находятся объекты: - газопровод низкого и среднего давления, собственник – муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район»; - газопровод высокого, среднего, низкого давления города Нижнекамск – собственник муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район»; - линейно-кабельное сооружение связи ОАО «Мегафон»; - линия воздушная ВЛ 110 кВ ПС Сидоровка – НКТЭЦ-1, что это является препятствием для отказа в предоставлении земельных участков в аренду, также рассмотрены судами двух инстанций и обоснованно признаны несостоятельными.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что приведенные управлением в оспариваемом письме основания для отказа в заключении договора аренды противоречат установленным и исследованным судами обстоятельствам дела, и не основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

К установленным обстоятельствам нормы права применены судами правильно.

В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу № А65-16684/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                             С.Ю.Муравьев

Судьи                                                                                    Р.В. Ананьев

                                                                                              В.А. Карпова