ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-16731/2021 от 13.01.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13919/2021

г. Казань                                                 Дело № А65-16731/2021

18 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 января 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 05.10.2021 № 06/4250),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 24.08.2021, ордер от 11.01.2022 № 000024),

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Чистопольского территориального органа

на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021

по делу № А65-16731/2021

по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Чистопольского территориального органа (г. Чистополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Виктория» (г. Альметьевск, ОГРН <***>, ИНН <***>) по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решении вопроса относительно изъятой из оборота алкогольной продукции, третье лицо - индивидуальный предприниматель ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Государственная инспекция Республика Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Чистопольского территориального органа (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Виктория» (далее – ООО «Виктория», общество) по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), решении вопроса относительно изъятой из оборота алкогольной продукции.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИП ФИО3.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.10.2021 по делу № А65-16731/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021, производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.06.2021 в 08 часов 57 минут в государственной информационной системе Республики Татарстан «Народный контроль» на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru в категории «Нарушение правил продажи алкогольной продукции» размещена заявка № 4114520 о том, что в магазине «Разливные напитки» по адресу: РТ, <...> осуществляется реализация алкогольной продукции, продажа которой уже зафиксирована в ЕГАИС, а также реализуется пивная продукция без фиксации в ЕГАИС информации об объеме закупки у оптовых поставщиков.

Принимая во внимание то, что информация, указанная в обращении № 4114520, содержит достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также для выяснения всех обстоятельств дела, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 28.1, статьи 28.7 КоАП РФ, ведущим специалистом-экспертом Чистопольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан ФИО4 было вынесено определение от 09.06.2021 № 000048 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества с ограниченной ответственностью «Виктория», реализующего алкогольную продукцию в магазине «Разливные напитки».

В рамках административного расследования специалистами Чистопольского территориального органа Госалкогольинспекции РТ 10.06.2021 в 10 ч. 07 мин. произведен осмотр магазина «Разливные напитки» по адресу: РТ, <...>. В ходе осмотра магазина возле рабочего места продавца в картонной коробке на нижней полке витрины обнаружена алкогольная продукция в количестве 10-ти бутылок (настойка горькая «Шишкин хутор», объемом 0,25л., крепостью 40% об., производства АО «Татспиртпром», ГОСТ 7190-2013, дата розлива 03.09.2020, регистрационный номер партии № 1219860). Согласно данным, полученным с использованием мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко», данная алкогольная продукция в ЕГАИС зафиксирована как уже реализованная.

ООО «Виктория» товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию  не предоставило.

Данные обстоятельства нашли отражение в протоколе осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) от 10.06.2021 №П-00447.

Указанная алкогольная продукция была изъята из оборота в соответствии с протоколом изъятия от 10.06.2021 №000010 и описью №1 к протоколу изъятия №000010 и вывезена на склад Чистопольского территориального органа Госалкогольинспекции РТ.

По данному факту должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 06.07.2021 №001695, действия ответчика квалифицированы по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.

Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами данного административного правонарушения, могут являться лица, на которых возложена обязанность обеспечить соблюдение правил оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона данного административного правонарушения, выражается в действиях (бездействии), предусмотренных диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, а именно, оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной правонарушителя.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования;

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона №171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

- товарно-транспортная накладная;

- заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).

Согласно пункту 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 этой статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В силу статьи 25 Закона № 171-ФЗ спиртосодержащая продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Суд установил, что на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении на изъятую алкогольную продукцию товарно-сопроводительные документы в соответствии со статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ обществом представлены не были.

Однако на момент рассмотрения дела в суде обществом представлена товарно-транспортная накладная от 06.03.2021 №54/00007570. Указанная товарно-транспортная накладная зарегистрирована в ЕГАИС, алкогольная продукция по данной накладной зафиксирована в системе ЕГАИС.

Поскольку у общества имелись в наличии соответствующие документы, суд пришел к выводу о подтверждении легальности оборота алкогольной продукции.

Как указано судом первой инстанции, квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место исключительно в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Представление недостающих документов на алкогольную продукцию после проведения проверки, но до принятия решения по делу об административном правонарушении или составления протокола об административном правонарушении, а также в суд, свидетельствует о том, что эти документы у общества имелись в наличии, хотя и не в торговой точке.

В этой связи суд первой инстанции  заключил, что данное нарушение охватывается диспозицией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной или спиртосодержащей продукции.

Поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не отнесено к компетенции арбитражного суда, суд производство по делу прекратил.

         Выводы суда первой инстанции поддержал суд  апелляционной инстанции.

         Суд кассационной инстанции находит выводы судов основанными на неполно исследованных доказательствах, без учета всех конкретных обстоятельств настоящего спора.

         В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

         В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

         На основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Так, в протоколе об административном правонарушении от 06.07.2021 №001695 (копия протокола- том 1, л.д.,л.д.6-9) отражено, что в магазине ответчика возле рабочего места продавца обнаружена алкогольная продукция в количестве 10-ти бутылок настойки горькой, при этом данная продукция в ЕГАИС зафиксирована как реализованная ранее: 2 бутылки реализовано обществом "Виктория" 23.05.2021, 8 бутылок реализовано обществом "Акрос" 18.03.2021. Указано на реализацию обществом «Виктория» на территории торгового объекта алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов (без товарно - транспортных  накладных).

Судом первой инстанции принята во внимание товарно -транспортная накладная от 06.03.2021 №54/00007570, подтверждающая легальность оборота 2-х бутылок настойки горькой.

При этом в оспариваемом определении суда первой инстанции нашла отражение позиция представителя общества «Виктория» о том, что данная товарно- транспортная накладная удостоверяет легальность оборота именно двух бутылок изъятой алкогольной продукции.

Вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика имеются в наличии документы, подтверждающие легальность алкогольной продукции в количестве двух бутылок, но данные документы не находились в момент проверки в торговом объекта, и отсутствии оснований для квалификации данного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является верным. Данный вывод не оспаривается инспекцией.

Вместе с тем, судом первой инстанции не дана оценка отраженному в вышеназванном протоколе об административном правонарушении факту наличия в торговом объекте 8-ми бутылок настойки горькой, реализованной обществом "Акрос" 18.03.2021, без надлежаще оформленных сопроводительных документов (без товарно - транспортных  накладных).

Судом апелляционной инстанции также не дана оценка данному обстоятельству.

Изложенные обстоятельства имеют существенное значение для дела, а поэтому подлежали исследованию и оценке судами. В отсутствие надлежащей оценки всех обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, прекращение производства по делу нельзя признать обоснованным.

Таким образом, выводы судов не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; по делу требуются дополнительное исследование и оценка доказательств, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания кассационной инстанции, устранить отмеченные недостатки и допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 АПК РФ, и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт с учетом требований статьи 170 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу № А65-16731/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                      А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                                   С.В. Мосунов

                                                                                               Л.Ф. Хабибуллин