ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-17069/2021 от 30.01.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19634/2022

г. Казань Дело № А65-17069/2021

05 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Вильданова Р.А., Нафиковой Р.А.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Вишневый сад» - ФИО1 (доверенность от 10.07.2020

общества с ограниченной ответственностью «ДиСеДи» - ФИО1 (доверенность от 09.07.2020),

акционерного коммерческого банка «Энергобанк» - ФИО2 (доверенность от 18.01.2024),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани»

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023

по делу № А65-17069/2021

по исковому заявлению муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань, к обществу с ограниченной ответственностью «Вишневый сад» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань, обществу с ограниченной ответственностью «ДиСеДи» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань, о понуждении освободить земельный участок,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального казенного учреждения «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», акционерного коммерческого банка «Энергобанк»,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Вишневый сад» (далее – ООО «Вишневый сад»), обществу с ограниченной ответственностью «ДиСеДи» (далее – ООО «ДиСеДи») о понуждении освободить земельный участок площадью 580 кв.м, расположенный по адресу: <...>, путем сноса кирпичного одноэтажного пристроя площадью застройки 106 кв.м, демонтажа одноэтажного сооружения летнего кафе и забора.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2022, исковые требования удовлетворены.

Акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «Энергобанк» (далее – АО «АКБ «Энергобанк»), не привлеченное к участию в деле, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2021, полагая, что данный судебный акт принят об его правах и обязанностях.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь абзацами пятым и шестым пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», рассмотрел апелляционную жалобу АО «АКБ «Энергобанк» применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 отменены, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «АКБ «Энергобанк».

До принятия судом апелляционной инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило возложить на ООО «Вишневый сад» и ООО «ДиСеДи» обязанность освободить земельные участки: площадью 569 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:3 путем демонтажа сооружения кафе, летней террасы, фонтана и капитального ограждения; площадью 8 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:2 путем сноса капитального ограждения; площадью 75 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:4 и земельного участка площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, путем сноса капитального пристроя к зданию с кадастровым номером 16:50:010903:10 и входной группы.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2021 отменено, на ООО «Вишневый сад» и ООО «ДиСеДи» возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 10,8 кв.м с кадастровым номером 16:50:010903:3 путем демонтажа фонтана, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани», не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Представители ООО «Вишневый сад», ООО «ДиСеДи», АО «АКБ «Энергобанк», явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласны, просили оставить в силе обжалуемый судебный акт.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемый судебный акт в части отказа МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» в удовлетворении исковых требований к ООО «Вишневый сад» и ООО «ДиСеДи» о демонтаже капитального ограждения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010903, освобождении земельного участка площадью 8 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:2 путем сноса капитального ограждения, освобождении земельных участков площадью 75 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:4 и площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, путем сноса капитального пристроя к зданию с кадастровым номером 16:50:010903:10 и входной группы подлежит отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок площадью 550 кв.м с кадастровым номером 16:50:010903:7, а также расположенное на нем здание ресторана - кальянной «АльФахир» площадью 1 279,4 кв.м с кадастровым номером 16:50:010903:10, по адресу: <...>, на праве общей долевой собственности принадлежат ООО «Вишневый сад» в размере 7/10 долей в праве, ООО «ДиСеДи» в размере 3/10 долей в праве, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.

В ходе осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю было установлено, что с южной стороны здания ресторана с кадастровым номером 16:50:010903:10 выстроен кирпичный одноэтажный пристрой площадью застройки 106 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010903:4, который ответчикам на каком-либо праве не предоставлялся, а также ООО «Вишневый сад» и ООО «ДиСеДи» самовольно занята часть земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:3, на котором возведено одноэтажное сооружение летнего кафе, территория ограждена металлическим забором, общая площадь самовольно занятого земельного участка составляет 580 кв.м, о чем составлен акт обследования от 21.01.2021 № 286.

Постановлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о назначении административного наказания от 10.03.2021 №№ 50-2021-130, 50-2021-129 ООО «Вишневый сад» и ООО «ДиСеДи» признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за самовольное занятие вышеуказанного земельного участка.

В ходе осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю было установлено, что ООО «Вишневый сад» и ООО «ДиСеДи» самовольно используют земельный участок общей площадью 694 кв.м, путем размещения на земельном участке площадью 569 кв.м в границах земельного с кадастровым номером 16:50:010903:3 сооружения кафе, летней террасы, фонтана и капитального ограждения, размещения на земельном участке площадью 8 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:2 капитального ограждения, строительства на земельном участке площадью 75 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:4 и на земельном участке площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, кирпичного одноэтажного пристроя к зданию с кадастровым номером 16:50:010903:10 и входной группы, о чем составлен акт муниципального земельного контроля от 25.05.2023 № 3048.

МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани», полагая, что ответчиками была произведена самовольная реконструкция нежилого здания ресторана с кадастровым номером 16:50:010903:10 путем возведения кирпичного пристроя площадью застройки 106 кв.м, поскольку данный пристрой был возведен на части земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:4 и на земельном участке площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, которые для целей строительства не предоставлялись, в отсутствие разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а также указывая, что ООО «Вишневый сад» и ООО «ДиСеДи» без установленных законом или договором оснований пользуются частью земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:010903:3, 16:50:010903:2, разместив на них сооружение кафе, летнюю террасу, фонтан и капитальное ограждение, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции, установив, что одноэтажное сооружение летнего кафе, расположенное по адресу: <...>, постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 25.05.2022 № 1520 включено в Схему размещения сезонных кафе при стационарных объектах общественного питания на территории г. Казани, утвержденную постановлением Исполнительного комитета города Казани от 06.04.2015 № 1724 «Об утверждении схем размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани», учитывая, что ранее между муниципальным казенным учреждением «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» и ООО «Вишневый сад» был заключен договор купли-продажи права на размещение сезонного кафе при стационарном объекте общественного питания от 12.07.2022 № 172, по условиям которого ООО «Вишневый сад» предоставлено право на размещение сезонного кафе при стационарном объекте общественного питания (летняя веранда) реестровый номер ЛВ-В-134 общей площадью 115 кв.м на участке по адресному ориентиру в соответствии со Схемой размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории <...>, кадастровый квартал 16:50:010903, руководствуясь подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Положением о порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани, утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 21.08.2013 № 7575, пришел к выводу о том, что сооружение летнего кафе размещено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010903 в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.

Кроме того, суд апелляционной инстанции, установив, что здание ресторана - кальянной «АльФахир» площадью 1 279,4 кв.м с кадастровым номером 16:50:010903:10 было построено на основании разрешения на выполнение строительно-монтажных работ от 05.03.2004 № ТАТ 009439 и введено в эксплуатацию на основании акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 21.12.2004 № 45п-210, учитывая, что спорный пристрой к данному зданию, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010903:4 и на земельном участке площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, является частью здания ресторана с кадастровым номером 16:50:010903:10 и отражен в технических паспортах от 26.04.2005 и от 25.05.2010, а также принимая во внимание, что муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» подготовило схему расположения земельного участка площадью 107 кв.м под объектом недвижимости и выразило согласие на образование земельного участка с дальнейшим его предоставлением на праве аренды без проведения торгов, пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, для сноса спорного пристроя и входной группы к зданию с кадастровым номером 16:50:010903:10.

При этом суд апелляционной инстанции, установив, что ответчики пользуются частью земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:3 путем размещения на нем фонтана без установленных законом или договором оснований, руководствуясь статьями 60, 62, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязал ответчиков освободить данный земельный участок путем демонтажа фонтана.

Довод кассационной жалобы о том, что сооружение летнего кафе расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010903 без установленных законом или договором оснований, судебной коллегией отклоняется.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1 - 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 № 553 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, которым предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с утвержденной органами местного самоуправления схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договора аренды земельного участка или на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта (пункт 2.1).

Таким образом, размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани возможно на основании договора аренды земельного участка или на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной уполномоченным органом.

При этом постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 21.08.2013 № 7575 утверждено Положение о порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани (далее - Положение от 21.08.2013 № 7575), которое определяет порядок и основания для размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани (пункт 1.2).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения от 21.08.2013 № 7575 размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани осуществляется в местах, определенных схемой размещения в пределах указанной площади, в случаях передвижных аттракционов - по утвержденному маршруту.

В силу пункта 4.2 Положения от 21.08.2013 № 7575 право размещения сезонных кафе при стационарных объектах общественного питания на территории г. Казани предоставляется заявителю - собственнику либо арендатору помещений, здания, строения, сооружения, где стационарно расположено предприятие общественного питания, без торгов по стоимости, равной начальной (минимальной) стоимости сезонного объекта общественного питания, которая определяется согласно приложению № 6 к настоящему постановлению, после заключения договора по форме согласно приложению № 8 к настоящему постановлению на размещение объекта с уполномоченным органом.

Таким образом, собственник либо арендатор помещений, здания, строения, сооружения, где стационарно расположено предприятие общественного питания, без торгов имеет право разместить сезонное кафе после заключения договора купли-продажи права на размещение сезонного нестационарного торгового объекта и объекта общественного питания.

Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 25.05.2022 № 1520 одноэтажное сооружение летнего кафе, расположенное по адресу: <...>, включено в Схему размещения сезонных кафе при стационарных объектах общественного питания на территории г. Казани, утвержденную постановлением Исполнительного комитета города Казани от 06.04.2015 № 1724 «Об утверждении схем размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани».

Между муниципальным казенным учреждением «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» и ООО «Вишневый сад» был заключен договор купли-продажи права на размещение сезонного кафе при стационарном объекте общественного питания от 12.07.2022 № 172, по условиям которого ООО «Вишневый сад» предоставлено право на размещение сезонного кафе при стационарном объекте общественного питания (летняя веранда) реестровый номер ЛВ-В-134 общей площадью 115 кв.м на участке по адресному ориентиру в соответствии со Схемой размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории <...>, кадастровый квартал 16:50:010903, сроком с 15.07.2022 по 30.10.2022.

Положения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, недопущения передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-О и от 06.12.2018 № 3111-О).

При введении нового законодательного регулирования в сфере предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов должна быть обеспечена стабильность правоотношений и баланс интересов в переходный период, что, с одной стороны, позволило бы максимально сохранить деятельность добросовестных предпринимателей и не нарушить права населения, а с другой - реализовать органами местного самоуправления свои права и обязанности в сфере регулирования торговой деятельности.

Поскольку летнее кафе, расположенное по адресу: <...>, включено в Схему размещения сезонных кафе при стационарных объектах общественного питания на территории г. Казани, утвержденную постановлением Исполнительного комитета города Казани от 06.04.2015 № 1724 «Об утверждении схем размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани», учитывая, что ранее данное летнее кафе размещалось на основании договора купли-продажи права на размещение сезонного кафе при стационарном объекте общественного питания от 12.07.2022 № 172, а также принимая во внимание, что ответчики имеют право на заключение нового договора купли-продажи права на размещение сезонного кафе при стационарном объекте общественного питания без проведения торгов, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о демонтаже спорного летнего кафе, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010903:3.

Между тем суд апелляционной инстанции отказывая МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» в удовлетворении исковых требований о сносе капитального пристроя к зданию с кадастровым номером 16:50:010903:10 и входной группы, расположенных на земельных участках: площадью 75 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:4 и площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, не принял во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков: возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», постройка, возведенная (созданная) в результате реконструкции объекта недвижимого имущества, которая привела к изменению параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), может быть признана самовольной и подлежащей сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. При наличии технической возможности такая постройка может быть приведена в соответствие с установленными требованиями путем демонтажа только той части объекта, которая была создана в результате реконструкции (например, самовольно возведенной пристройки).

Постройка считается возведенной (созданной) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, в частности, если этот объект полностью или частично располагается на земельном участке, не принадлежащем лицу, осуществившему ее возведение (создание), на праве, допускающем строительство на нем данного объекта (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке»).

В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.

Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, до 01.03.2015 был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состояло из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом каждый из этапов предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должен соответствовать требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:010903:4, а также земельный участок площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, на которых расположен спорный кирпичный пристрой площадью 106 кв.м, предоставлялись для строительства в порядке, предусмотренном действующим на тот период законодательством, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств, что данные земельные участки были предоставлены ответчикам на каком-либо праве.

Напротив, как установлено судом апелляционной инстанции вышеуказанные земельные участки, на которых расположена спорная пристройка, на каком-либо праве ответчикам не принадлежат.

Кроме того, в период строительства спорного объекта действовал Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998, Строительные нормы и правила 3.01.01-85* «Организация строительного производства», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 02.09.1985 № 140 (далее - СНиП 3.01.01-85*).

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации - графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков.

Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998).

Статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.

Согласно пункту 1 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.

Пунктом 1.2 СниП 3.01.01-85* предусмотрено, что до начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.06.1992 № 131 утверждено примерное Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения от 03.06.1992 № 131 разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), а в городах и районах, где они отсутствуют - органами архитектуры и градостроительства.

В пункте 7 Положения от 03.06.1992 № 131 предусмотрен перечень документов и материалов, необходимых для получения разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, согласно которому для получения указанного разрешения заказчику необходимо представить, в том числе: проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства; заключение экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации; стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями; копия государственного акта на право собственности землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования.

В соответствии с пунктом 19 Положения от 03.06.1992 № 131 выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки перерегистрацию разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным.

Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 22.05.1940 № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» было предусмотрено получение письменного разрешения на строительство объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. В актах дается оценка качества строительно-монтажных работ и прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений, предусмотренных проектом. Дата подписания акта приемочной комиссией считается датой создания объекта и датой ввода объекта в эксплуатацию.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии двух условий: разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и соблюдения градостроительных, строительных норм и правил.

В материалы дела представлены разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от 05.03.2004, выданное для завершения строительства торгового павильона с кафе-пристроем, и акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 21.12.2004 № 45п-210, согласно которому введено в эксплуатацию кафе пристрой с реконструкцией остановочного и торгового павильона.

Между тем судом апелляционной инстанции не устанавливалось выдавалось ли разрешение на строительство объекта недвижимости в соответствии со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998, а также соответствует ли акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 05.08.2004 № 45п-47-5 требованиям постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов».

Кроме того, из данных документов достоверно невозможно установить выдавались ли эти документы на строительство спорного пристроя к зданию с кадастровым номером 16:50:010903:10, который расположен на земельных участках, находящихся в публичной собственности, которые для целей строительства не предоставлялись.

При этом из отзыва Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.10.2021 следует, что разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:010903:7, 16:50:010903:4, 16:50:010903:3, не выдавались.

Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, для сноса спорного пристроя являются преждевременными.

Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что судом апелляционной инстанции по существу не рассмотрены требования МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» об освобождении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:010903:2 и 16:50:010903:3 путем сноса капитального ограждения, расположенного на них.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу № А65-17069/2021 в части отказа МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» в удовлетворении исковых требований к ООО «Вишневый сад» и ООО «ДиСеДи» об освобождении земельного участка площадью 569 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903 путем сноса капитального ограждения, земельного участка площадью 8 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:2 путем сноса капитального ограждения, земельных участков площадью 75 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:4 и площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, путем сноса капитального пристроя к зданию с кадастровым номером 16:50:010903:10 и входной группы – отменить.

Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым в отмененной части направить дело № А65-17069/2021 на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу № А65-17069/2021 в части отказа муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Вишневый сад» и обществу с ограниченной ответственностью «ДиСеДи» об освобождении земельного участка площадью 569 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903 путем сноса капитального ограждения, земельного участка площадью 8 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:2 путем сноса капитального ограждения, земельных участков площадью 75 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 16:50:010903:4 и площадью 42 кв.м, право государственной собственности на который не разграничено, путем сноса капитального пристроя к зданию с кадастровым номером 16:50:010903:10 и входной группы – отменить.

В отмененной части дело № А65-17069/2021 направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу № А65-17069/2021 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья Р.В. Ананьев

Судьи Р.А. Нафикова

Р.А. Вильданов