ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань | Дело № А65-17451/2011 |
28 июня 2012 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2012 года .
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
истца – ФИО1, доверенность от 11.04.2012 б/н,
ответчика – ФИО2, доверенность от 23.09.2011 № 19594,
третьего лица: Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – ФИО2, доверенность от 26.10.2011 № 6306/ИД,
в отсутствие:
иных третьих лиц – извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮТЕР», г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2011 (судья Никулина И.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу № А65-17451/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮТЕР», г. Казань (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань, о признании договора аренды земельного участка недействительным в части установления повышающего коэффициента к ставке земельного налога, с участием третьих лиц: Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан при Министерстве экономического развития Российской Федерации, г. Казань; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЮТЕР» (далее ‑ ООО «ЮТЕР», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее ‑ МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани», ответчик) о признании договора аренды земельного участка от 28.08.2006 № 11359 недействительным в частиустановления повышающего коэффициента к ставке земельного налога в расчете стоимости арендной платы к договору аренды земельного участка повышающего (поправочного) коэффициента к ставке земельного налога, равного 3, а также в части применения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равного 12 316,25 руб., о взыскании с ответчика стоимости оказанных юридических услуг в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика и Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, явившийся в судебное заседании, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан при Министерстве экономического развития Российской Федерации и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и неподлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 27.04.2006 № 826 между ООО «ЮТЕР» (арендатор) и МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» (арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка от 28.08.2006 № 11359, по условиям которого обществу передан в аренду земельный участок площадью 5240 кв. м, кадастровый номер 16:50:11 10 02:0002, расположенный по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Воровского, под платную автостоянку, разрешенное использование: целевое назначение земельного участка, занимаемый платной автостоянкой, без права строительства капитальных сооружений (объектов недвижимости), сроком до 27.04.2007 (далее – договор от 28.08.2006 № 11359).
Пунктом 3.1 договора от 28.08.2006 № 11359 определено, что арендная плата исчисляется с 01.05.2006, что соответствует положениям части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации о распространении условий заключенного договора к отношениям, возникшим до заключения сделки.
Учитывая, что после истечения срока действия договора арендатор продолжал пользоваться вышеуказанным земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор от 28.08.2006 № 11359 в силу статей 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Ежемесячная арендная плата составляла 27 955,40 руб., ежегодная арендная плата указана в размере 335 464,80 руб.
При расчете суммы арендной платы ответчик применил повышающий коэффициент 3 согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 № 74 «Об арендной плате за землю», определенного под вид использования при выделении земельного участка под открытые автостоянки.
Согласованный сторонами расчет арендной платы по договору от 28.08.2006 № 11359 произведен по формуле А=РсхКф, где А – размер годовой арендной платы за земельный участок; Рс – ставка земельного налога; Кф – поправочный коэффициент к ставке земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка.
Согласно расчету на 2006 год удельный показатель кадастровой стоимости земли составлял 5335 руб./кв. м; кадастровая стоимость земельного участка – 27 955 400 руб.; ставка земельного налога в процентах от кадастровой стоимости – 0,4%; ставка земельного налога ‑ 213 400 руб./кв. м, повышающий коэффициент – 3, ставка арендной платы за землю – 640 200 руб./кв. м, коэффициент множественного использования – 1.
Уведомлением от 30.03.2011 № 8973 МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» проинформировал истца о новом расчете арендной платы за землю, согласно которому удельный показатель кадастровой стоимости земли составил 12 316,25 руб./кв. м; ставка земельного налога в процентах от кадастровой стоимости – 0,6%; ставка земельного налога ‑ 73,8975 руб./кв. м, поправочный коэффициент – 3, ставка арендной платы за землю – 221,6925 руб./кв. м; годовая сумма арендной платы составила 1 161 668,70 руб.
Истец, ссылаясь на результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Татарстан (том 36) от 2010 года, согласно которому удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка площадью 5240 кв. м, кадастровый номер 16:50:11 10 02:2, составляет 5731,35 руб./кв. м (кадастровая стоимость определена в размере 30 032 274 руб.), указал на необоснованное применение ответчиком в расчете удельного показателя кадастровой стоимости земли, равного 12 316,25 руб./кв. м., а также на необоснованное применение поправочного коэффициента 3, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжением землями, относящимися к государственной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Положениями статьи 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
На основании решения представительного органа муниципального образования города Казани от 24.12.2005 № 11-5 «Об учреждении органов Исполнительного комитета – муниципальных учреждений Муниципального образования города Казани», Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани как орган Исполнительного комитета города Казани для реализации целей своей деятельности в порядке и в пределах, установленных муниципальными правовыми актами, осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, пользованию,распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани и земельными участками. Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов города Казани при управлении, владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом, землей и их приватизации путем обращения в том числе в судебные органы.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, пришли к правильному выводу о том, что распоряжение указанным земельным участком отнесено к ведению органов муниципального образования г. Казани.
Порядок расчета, размер арендной платы в Республике Татарстан определен положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 № 74 «Об арендной плате за землю» (далее – постановление КМ РТ от 09.02.1995 № 74).
Согласно пункту 2.1 раздела 2 указанного положения арендная плата начисляется с применением поправочного коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка.
Постановление КМ РТ от 09.12.1995 № 74 не затрагивает методические указания проведения кадастровой оценки земель и не устанавливает правила их проведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а лишь учитывает при определении арендной платы ставку земельного налога.
Поэтому постановлением КМ РТ от 09.12.1995 № 74 определяется не стоимость земельного участка, а только размер арендной платы. По сути, указанное постановление устанавливает дифференциацию арендной платы в зависимости от вида использования земель путем применения данного коэффициента к ставкам земельного налога.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 31 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации ставки земельного налога устанавливаются в процентах по отношению к кадастровой стоимости земельных участков и определение конкретной величины ставки на территории каждого муниципального образования ‑ прерогатива органов местного самоуправления.
Таким образом, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанными размерами арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной (государственной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. С учетом этого, в независимости от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы истца, что постановление КМ РТ от 09.12.1995 № 74 противоречит положениям статей 390, 394 Налогового кодекса Российской Федерации и правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, необоснованны и опровергаются вышеизложенным.
Кроме того, решением Верховного суда Республики Татарстан от 10.06.2010 по делу № 3/29/10, вступившим в законную силу 28.06.2010, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что применение поправочных коэффициентов, установленных постановлением КМ РТ от 09.12.1995 № 74 при расчете арендной платы, определяемой от кадастровой стоимости, не противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, выводы судов о том, что применение поправочного коэффициента при расчете арендной платы, определяемой от кадастровой стоимости, не противоречит действующему законодательству, правомерны.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Данное постановление опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 № 5.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан опубликованы на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан www.rosreestr.ru и на сайте Электронного правительства Республики Татарстан www.prav.tatar.ru.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 24.05.2011 № 3-32/11, от 25.05.2011 № 3-31/11, от 26.05.2011 № 3-33/11 отказано в признании недействующим указанного постановления в части утверждения результатов кадастровой стоимости отдельных земельных участков.
Как указывалось выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
В силу пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее – методические указания), а приказом от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
Из пункта 1.2 методических указаний следует, что они позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
Согласно методическим указаниям, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 17 видов разрешенного использования.
В целях разъяснения положений методических указаний, приказом Федерального кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 были утверждены технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
При этом в соответствии с пунктом 1.2.3 методических указаний земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, отнесены к 3 группе.
Из технических рекомендаций следует, что к 3 группе видов разрешенного использования отнесены земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта; земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Представленный перечень не имеет отдельно указанной строки вида разрешенного использования – платная автостоянка.
Однако из представленного в материалы дела письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.03.2011 № 15-275/11 по запросу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан следует, что земельные участки под автостоянки, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся к 5 группе видов разрешенного использования.
Таким образом, суды, установив, что спорный земельный участок используется истцом под платную автостоянку, в целях предпринимательской деятельности, пришли к правильному выводу, что применение ответчиком нового удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 12 316,25 руб., установленного исходя из 5 вида разрешенного использования, является обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не являются основанием для отмены либо изменения, обжалуемых судебных актов.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 без изменений, а кассационную жалобу ‑ без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по делу № А65-17451/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.А. Хайбулов
Судьи Р.В. Ананьев
С.Ю. Муравьев