ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-17515/2021 от 21.04.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17796/2022

г. Казань                                                 Дело № А65-17515/2021

28 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 18.11.2021 № 14249/08),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 27.07.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строитель»

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022

по делу № А65-17515/2021

по заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Казань) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Строитель» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Татарстан, Лениногорский район, г. Лениногорск) 2 181 180 руб. 80 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Строитель» (далее – ООО «Строитель», общество, ответчик) вреда, причиненного недрам местного значения, в размере 2 179 240 руб. 80 коп. (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 иск удовлетворен частично. С ООО «Строитель» в пользу Министерства взыскан ущерб, причиненный недрам местного значения, в размере 923 440 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ООО «Строитель» в доход бюджета взыскано 14 363 руб. государственной пошлины.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу № А65-17515/2021 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 отменено, по делу принят новый судебный акт. Исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью «Строитель» в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с зачислением в доход бюджета Республики Татарстан взыскан вред, причиненный недрам местного значения, в размере 2 179 240 руб. 80 коп., государственная пошлина в размере 33 896 руб.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Строитель» просит отменить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 25.02.2020 в 13 час. 30 мин. в населенном пункте: Республика Татарстан, Лениногорский район, в 1 км юго-западнее от н.п. Старый Иштеряк на объекте: часть земельного участка с кадастровым номером 16:25:080506:32 (географические координаты: 54.53798588 с.ш. 52.0020373 в.д.) установлен факт пользования ООО «Строитель» в нарушение требований статей 9, 11, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) недрами без лицензии на пользование недрами, а именно, ответчик допустил добычу недр – общераспространенного полезного ископаемого (гальки (щебня)) на площади 970 кв.м., глубина изъятия недр составила 4 м., объем добытых недр составил 3880 куб. м.

Факт причинения вреда объекту окружающей среды (недрам) подтверждается протоколами осмотра территории и протоколами об изъятии вещей и документов от 25.02.2020, фотоснимками.

По результатам выявленных нарушений заявителем в отношении ООО «Строитель» составлен протокол об административном правонарушении от 05.10.2020 по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением от 15.12.2020 № 277 ООО «Строитель» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.

По расчету Министерства, произведенному на основании Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564, размер вреда, причиненного недрам местного значения, составил 2 179 240 руб. 80 коп. (561 руб. 66 коп. Х 3880 куб. м).

Направленная заявителем в адрес ответчика претензия от 25.03.2021 № 8 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.

Частично удовлетворяя заявленные требования о возмещении ущерба, причиненного недрам местного значения в размере 923 440 руб., суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае заявителем доказана совокупность обстоятельств, необходимая для возложения гражданско-правовой ответственности на ответчика в виде возмещения вреда (наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда и причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями). При этом суд первой инстанции признал необходимым произвести расчет размера ущерба исходя из средней цены реализации ответчиком грунтощебня по договору поставки № 223/2017-К от 07.09.2017, заключенному между ответчиком и ООО «Строительно-монтажное управление №7» (покупатель), и по договору поставки щебня № 19-118-ШСС от 01.08.2019, заключенному между ответчиком и АО «Шешмастройсервис» (покупатель).

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) недра, являясь компонентом природной среды, подпадают под сферу его действия, а согласно статье 4 данного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу статьи 1.2 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В статье 9 Закона о недрах указано, что право пользования недрами юридическими лицами возникает при наличии лицензии – специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды входят полномочия на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (статья 5 Закона об охране окружающей среды).

В силу статьи 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 49 Закона о недрах привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Постановление № 49) разъяснено, что с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления, с учетом того, что абзацем 6 статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 06.07.2005 № 325 (далее – Положение № 325), к полномочиям Министерства отнесено, в том числе:

- осуществление регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Татарстан;

- проведение отбора, исследования (испытания), измерения проб объектов окружающей среды и источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в рамках осуществления надзорных мероприятий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Как разъяснено в пунктах 6, 7 Постановления № 49, основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 вышеуказанного Закона).

Согласно статье 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 49 данного закона привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленные нарушения и возместить причиненный этими лицами вред.

В целях реализации указанных положений закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее – Правила № 564).

Пунктом 6 Правил № 564 предусмотрено, что стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, причиненного самовольным пользованием недрами, определяется как произведение объема запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), и стоимости единицы полезного ископаемого, определяемой по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).

При этом для целей Правил № 564 объем утраченного в результате самовольного пользования недрами полезного ископаемого, запасы которого не учтены государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, принимается равным объему извлеченных полезных ископаемых, выявленному в результате соответствующего расследования по факту самовольного пользования недрами.

Апелляционный суд признал, что расчет ущерба произведен Министерством в соответствии с формулой, указанной в пункте 6 Правил № 564.

В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.

Материалами дела, в том числе протоколом осмотра территории от 25.02.2020, фотоснимками, протоколом об административном правонарушении от 05.10.2020, постановлением по делу об административном правонарушении № 277 от 15.12.2020, подтверждается факт причинения ответчиком вреда объекту окружающей среды (недрам), путем добычи без лицензии общераспространенного полезного ископаемого – гальки (щебня).

Галька (щебень) включена в Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан, утвержденный распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан от 18.05.2006 № 27-р/623-р.

Согласно информации Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) средняя цена реализации общераспространенного полезного ископаемого (гальки (щебня)) во 2-м полугодии 2019 года составляет 561 руб. 66 коп. за 1 куб. метр.

Объем извлеченных ответчиком полезных ископаемых, выявленный в результате соответствующего расследования по факту самовольного пользования недрами, составил 3880 куб. м.

Таким образом, размер вреда, причиненного недрам местного значения, составил 2 179 240 руб. 80 коп. (561 руб. 66 коп. Х 3880 куб. м).

Принимая во внимание, что факт совершения ответчиком незаконных действий, выразившихся в безлицензионной добыче общераспространенного полезного ископаемого (гальки (щебня)), объем и средняя рыночная цена его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения, подтверждены материалами дела и ответчиком не опровергнуты, суд апелляционной инстанции  удовлетворил исковые требования в размере 2179240 руб. 80 коп.

Суд апелляционной инстанций дал оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, правильно установил фактические обстоятельства дела и применил нормы материального права.

Доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную ответчиком  в ходе рассмотрения дела позицию по спору, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в этой связи их повторение в кассационной жалобе представляет собой требование о переоценке доказательств и обстоятельств дела, что выходит за предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена, в этой связи государственная пошлина в размере 3000 руб., уплаченная обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» по платежному поручению от 17.03.2022 № 65, подлежит возврату в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу № А65-17515/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей (платежное поручение от 17.03.2022 № 65). Выдать справку на возврат уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                                        С.В. Мосунов

                                                                                             Л.Ф. Хабибуллин