АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-10398/2023
г. Казань Дело № А65-17595/2023
25 декабря 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 23.12.2022 № 17),
в отсутствие:
ответчика – извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Скиф»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023
по делу № А65-17595/2023
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (Татарстану) (г. Казань, ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Скиф» (г. Казань, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Скиф» (далее - общество, ООО «ЧОО «Скиф») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2023 по делу № А65-17595/2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023, заявление удовлетворено, суд привлек ООО «ЧОО «Скиф» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Скиф» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 15 час. 00 мин. 05.06.2023 по 14 час. 00 мин. 08.06.2023 на основании распоряжения Федеральной службы войск национальной гвардии по Республики Татарстан от 12.05.2023 №182-р «О проведении комплексных проверочных мероприятий по организации безопасности объектов детского оздоровительного отдыха в Республике Татарстан в 2023 году», была осуществлена проверка объектов детского оздоровительного отдыха, находящихся на территории Нижнекамского района Республики Татарстан.
В ходе проверки выявлено, что охранные услуги на объектах МБУ «Центр по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков «Камский Артек», расположенном по адресу: Республика Татарстан, <...>, и МБУ «Оздоровительно-досуговый лагерь «Заря», расположенном по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, с. Шингальчи осуществляет юридическое лицо ООО «ЧОО «Скиф» с нарушением лицензионных требований, в том числе грубых, установленных Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 №498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - Положение о лицензировании), Приложением №10 «Правила ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг», Приложением №13 «Правила приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - Приложение №13), Законом Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №2487-1).
На объекте охраны МБУ «Центр по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков «Камский Артек», расположенном по адресу: Республика Татарстан, <...>, 05.06.2023 в 15 часов 15 минут выявлены нарушения.
Так, в нарушение требований пункта «г» части 3 Положения о лицензировании, части 7 статьи 12 Закона №2487-1 общество допустило к осуществлению внутриобъектового и пропускного режимов на вышеуказанном объекте частного охранника ФИО2 (удостоверение частного охранника серии В №614557 действительно до 16.12.2025), не имеющего при себе личную карточку охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
В нарушение требований пункта «г» части 3 Положения о лицензировании, части 7 статьи 12 Закона №2487-1 форменная одежда частного охранника общества ФИО2 (удостоверение частного охранника серии В №614557 действительно до 16.12.2025), не позволяет определить его принадлежность к ООО «ЧОО «Скиф».
В нарушение требований пункта «г» части 3 Положения о лицензировании, части 3 статьи 12 Закона №2487-1, информация об осуществлении внутриобъектового и пропускного режимов на вышеуказанном объекте не гарантирует видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию, так как находится на внутренней стороне затемненного стекла.
В нарушение требований пункта 7 Приложения №13 специальные средства хранятся совместно с посторонними предметами (перцовый баллончик).
В нарушение требований пункта 7 Приложения №13 металлический ящик для хранения специальных средств опечатан, однако при вскрытии металлического ящика печать не срывается, так как обклеена скотчем с двух сторон.
На объекте охраны МБУ «Оздоровительно-досуговый лагерь «Заря», расположенном по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, с. Шингальчи, 05.06.2023 в 17 часов 50 минут выявлены нарушения.
Так, в нарушение требований пункта «г» части 3 Положения о лицензировании, части 7 статьи 12 Закона №2487-1, форменная одежда частного охранника общества ФИО3 (удостоверение частного охранника серии В №611784 действительно до 28.04.2026, личная карточка охранника от 29.09.2021, периодическая проверка пройдена 07.12.2022) не позволяет определить его принадлежность к ООО «ЧОО «Скиф».
В нарушение требований подпункта «а» пункта 2 Правил ношения специальной форменной одежды, частный охранник ФИО3 осуществлял охранные услуги в специальной форменной рубашке совместно со спортивными брюками и резиновых тапочках.
В нарушение требований пункта 3 Правил ношения специальной форменной одежды частным охранником ФИО3 не обеспечено аккуратное ношение специальной форменной одежды.
В нарушение подпункта «б» пункта 10 Положения о лицензировании, пункта 8 Приложения №13, части 2 статьи 11.2, части 1 статьи 16 Закона №2487-1 на вышеуказанном объекте журнал выдачи специальных средств на объекте от 04.06.2023 «Оздоровительный лагерь «Заря» не ведется.
В нарушение требований пункта 7 Приложения №13 специальные средства хранятся совместно с посторонними предметами.
В нарушение требований пункта 7 Приложения №13 металлический ящик для хранения специальных средств не опечатан.
На объекте охраны МБУ «Центр по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков «Камский Артек», расположенном по адресу: Республика Татарстан, <...>, 08.06.2023 в 12 часов 30 минут в нарушение требований пункта «г» части 3 Положения о лицензировании, части 3 статьи 12 Закона №2487-1, информация об осуществлении внутриобъектового и пропускного режимов на вышеуказанном объекте не гарантирует видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию, так как находится с внутренней стороны затемненного стекла; в нарушение требований подпункта «а» пункта 2 Правил ношения специальной форменной одежды, частный охранник общества ФИО4 (удостоверение частного охранника серии В №842240 действительно до 16.06.2027, личная карточка охранника от 15.05.2023) осуществляла охранные услуги в специальной форменной одежде совместно с гражданской спортивной обувью на светлой подошве.
По данным фактам в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.06.2023 №16ЛРР002160623000168 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суды руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №226-ФЗ) осуществление федерального государственного контроля (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной и частной детективной деятельности возложено на войска национальной гвардии.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.
Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В пункте 1 примечания к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона №99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона №99-ФЗ установлено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
В силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена частная охранная деятельность.
Пунктом 1 части 4 статьи 1 Федерального закона №99-ФЗ предусмотрено, что особенности лицензирования данного вида деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 11.2 Закона № 2487-1 Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
Грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности является, в том числе, нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 Закона №2487-1.
Согласно пункту «г» части 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности лицензионным требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона №2487-1 являются соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой, второй и третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона №2487-1.
В соответствии с подпунктом «б» пунктом 10 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности является в том числе нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона №2487-1.
В соответствии частью 3 статьи 12 Закона № 2487-1 определено, что в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно части 7 статьи 12 Закона № 2487-1 обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
В Правилах ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг (приложение №10), утвержденных Постановлением №587 установлен порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг.
В силу частей 2, 3 Правил ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг работниками частной охранной организации не допускается ношение: отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой; специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения; специальной форменной одежды без личной карточки охранника, а также не позволяющей определить принадлежность работников частной охранной организации к конкретной частной охранной организации.
Согласно пункту 7 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных Постановлением №587, приобретенные частными охранными организациями специальные средства хранятся в опечатываемых, запирающихся на замок металлических шкафах (сейфах) в определенных эксплуатационной документацией условиях, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Хранение специальных средств с огнестрельным оружием и посторонними предметами в одном шкафу (сейфе) не допускается.
В соответствии с пунктом 8 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных Постановлением №587, специальные средства выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника.
По решению руководителя частной охранной организации специальные средства могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче специальных средств ведутся на объекте охраны.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона №2487-1 в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
Вышеназванные действия (бездействие) общества содержат признаки объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа от тридцати до сорока тысяч рублей, а часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ - штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или приостановление административной деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу о привлечении общества в рассматриваемом случае к административной ответственности по части 4 статьи 14.4 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела, протоколом об административном правонарушении от 16.06.2023 №16ЛРР002160623000168, протоколами осмотра места совершения административного правонарушения от 05.06.2023 и от 08.06.2023, приложенными к ним фотоматериалами, письменными объяснениями.
Осуществление охранной деятельности с грубым нарушением лицензионных условий и требований представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению публично-правовых обязанностей.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суду пришли к выводам о доказанности в действиях ответчика события и объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении ответчика к административной ответственности не установлено. В ходе административного производства заявитель действовал законно в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав ответчика, протокол об административном правонарушении составлен полномочным лицом с участием уполномоченного представителя общества.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
Доводы общества о нарушении Управлением процедуры проведения проверки, предусмотренной Законом №2487-1, рассмотрены судами и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Суды указали, что в данном случае для составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ проведение проверки по установленным правилам не требовалось, поскольку имело место непосредственное обнаружение совершенного ООО «ЧОО «Скиф» административного правонарушения, выявленного при выезде на охраняемый ответчиком объект. Выезд осуществлен на основании распоряжения Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Татарстан от 12.05.2023 №182-р «О проведении комплексных проверочных мероприятий по организации безопасности объектов детского оздоровительного отдыха в Республике Татарстан в 2023 году», что является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в силу положений пункта 1 части 1 и части 3 статьи 28.1 КоАП РФ.
Оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Также суды приняли во внимание неоднократное привлечение общества к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, в связи с наличием угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, и указали на отсутствие оснований для замены административного наказания на предупреждение.
С учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ и того, что ООО «ЧОО «Скиф» отнесено к субъектам малого предпринимательства под категорией «микропредприятие», суды определили штраф в размере 5 000 руб.
Судебная коллегия в кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами двух инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу № А65-17595/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи С.В. Мосунов
А.Д. Хлебников