ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
24 декабря 2014 года Дело № А65-17673/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 декабря 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 декабря 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2014 года по делу № А65-17673/2014 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан, пгт. Кукмор, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Инженерные сети», пгт. Кукмор, о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу №06-91/2014 от 16.05.2014 года, направленное письмом от 21.05.2014 года №ОГ-06/6954; об обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан отозвать решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу №06-91/2014 от 16.05.2014 года, направленное письмом от 21.05.2014 года №ОГ-06/6954,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу №06-91/2014 от 16.05.2014 года, направленное письмом от 21.05.2014 года №ОГ-06/6954; об обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан отозвать решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу №06-91/2014 от 16.05.2014 года, направленное письмом от 21.05.2014 года №ОГ-06/6954.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу №06-91/2014 от 16.05.2014. Производство по делу в части требования об обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан отозвать решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу №06-91/2014 от 16.05.2014, направленное письмом от 21.05.2014 №ОГ-06/6954, на основании п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ прекращено.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом апелляционной инстанцией.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании приказа от 20.09.2013г. №01/469-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан проведена плановая проверка соблюдения заявителем требований антимонопольного законодательства.
В ходе изучения распоряжений Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что распоряжением от 20 июня 2011 года №196 на основании решений Кукморского районного Совета от 25.12.2009 года №61 «О порядке предоставления из бюджета Кукморского муниципального района субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг», от 17.06.2011 года №58 «О внесении изменений в решение Кукморского муниципального района на 2011 года и на плановый период 2012 и 2013 годов», Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района выделена субсидия в сумме 5 000 000 (пять миллионов) рублей ООО «Инженерные сети» на развитие теплового хозяйства в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Аналогичным образом, распоряжением от 12 июля 2012 года №215, на основании решения Кукморского районного Совета от 12.04.2012 года №126 «О внесении изменений в решение Кукморского районного Совета «О бюджете Кукморского муниципального района на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов», Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района выделена субсидия в сумме 5 100 000 (пять миллионов сто тысяч) рублей на развитие теплового хозяйства в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Инженерные Сети».
Распоряжением от 03 сентября 2012 года №279, на основании решения Кукморского районного Совета от 15.08.2012 года №142 «О внесении изменений в решение Кукморского муниципального района на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов», Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района выделена субсидия в сумме 1 000 000 (один миллион) рублей на развитие теплового хозяйства в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Инженерные Сети».
Поскольку документы, содержащие порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя (ООО «Инженерные Сети») решением Кукморского районного Совета «О бюджете Кукморского мунищшального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», в Татарстанское УФАС России не были представлены, ответчиком сделан вывод о том, что Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан должен был предоставить ООО «Инженерные сети» субсидию с предварительным согласием антимонопольного органа, которое не было получено.
Усмотрев в действиях Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 20.02.2014 г. №02/61-к было возбуждено дело №06-91/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.07.20()6г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении ООО «Инженерные сети» муниципальных преференций, с нарушением порядка, установленного антимонопольным законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15).
В силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под муниципальными преференциями понимается предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В соответствии со статьей 19 Закона о защите конкуренции муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления исключительно в целях, поименованных в названной статье (часть 1); муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя (пункт 1 части 3).
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемым в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Из части 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетному законодательству в том числе, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.
Согласно пункту 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, бюджетное законодательство и законодательство о местном самоуправлении различают решения органа местного самоуправления о бюджете и акты местной администрации, регулирующие предоставление субсидий.
Решение (акт) органа местного самоуправления о бюджете - это решение представительного органа местного самоуправления о бюджете.
Акт местной администрации, регулирующий предоставление субсидий, по своей правовой природе не идентичен акту органа местного самоуправления о бюджете, и не является актом органа местного самоуправления о бюджете, на наличие которого указано в пункте 1 части 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции».
Из материалов дела следует, что в ходе изучения распоряжений Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан антимонопольным органом установлено, что распоряжением от 20 июня 2011 года №196 на основании решений Кукморского районного Совета от 25.12.2009 года №61 «О порядке предоставления из бюджета Кукморского муниципального района субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг», от 17.06.2011 года №58 «О внесении изменений в решение Кукморского муниципального района на 2011 года и на плановый период 2012 и 2013 годов», Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района выделена субсидия в сумме 5 000 000 (пять миллионов) рублей ООО «Инженерные сети» на развитие теплового хозяйства в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Распоряжением от 12 июля 2012 года №215 на основании решения Кукморского районного Совета от 12.04.2012 года №126 «О внесении изменений в решение Кукморского районного Совета «О бюджете Кукморского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района выделена субсидия в сумме 5 100 000 (пять миллионов сто тысяч) рублей на развитие теплового хозяйства в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Инженерные Сети».
Также распоряжением от 03 сентября 2012 года №279 на основании решения Кукморского районного Совета от 15.08.2012 года №142 «О внесении изменений в решение Кукморского муниципального района на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов», Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района выделена субсидия в сумме 1 000 000 (один миллион) рублей на развитие теплового хозяйства в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Инженерные Сети».
Учитывая, что предоставление субсидий ООО «Инженерные Сети» в целях, указанных в пункте 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности, в виде выплаты ему из бюджетных денежных средств, то следует признать, что субсидия являлась муниципальной преференцией.
В данном случае выделение ООО «Инженерные Сети» бюджетных средств было предусмотрено решениями о бюджете путем выделения указанному хозяйствующему субъекту субсидий.
Таким образом, из толкования пункта 1 части 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» судом сделан верный вывод, что не требуется предварительного письменного согласия антимонопольного органа при предоставлении муниципальной преференции на основании акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего или устанавливающего порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Однако, в своем решении антимонопольный орган указал, что Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан должен был предоставить ООО «Инженерные сети» субсидию с предварительным согласием антимонопольного органа, которое получено не было.
По мнению антимонопольного органа, Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан предоставлена муниципальная преференция ООО «Инженерные Сети» в отсутствие акта органа местного самоуправления о бюджете, который бы содержал условия, указанные в пункте 1 части 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» (а именно, порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя).
Однако, в ходе судебного разбирательства, выводы антимонопольного органа не нашли своего подтверждения.
Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В развитие вышеуказанных положений Бюджетного кодекса РФ решением Кукморского районного Совета от 25.12.2009 № 61 утвержден Порядок предоставления из бюджета Кукморского муниципального района субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок предоставления субсидий ( л.д.44-47).
В соответствии с п.5 вышеуказанного Порядка предоставления субсидий главным распределителем средств, предоставляемых из районного бюджета в виде субсидий, является Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Пунктом 6 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что претендент на получении субсидии обращается с заявлением в Финансово-бюджетную палату Кукморского муниципального района.
Согласно пункту 7 Порядка проверку соответствия претендента требованиям законодательства и требования, установленным Порядком предоставления субсидий, осуществляет Финансово-бюджетную палату Кукморского муниципального района, по результатам проверки и проведенного анализа заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии готовит Финансово-бюджетная палата Кукморского муниципального района; данное заключение направляется Руководителю Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
В силу пункта 8 Порядка предоставления субсидий наличие положительного заключения Финансово-бюджетной палаты Кукморского муниципального района является основанием для подписания Руководителем Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан распоряжения о предоставлении претенденту субсидии и заключения с ним договора о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления субсидий контроль за целевым использованием средств районного бюджета осуществляет Финансово-бюджетная палата Кукморского муниципального района.
В рассматриваемом случае, ООО «Инженерные сети» обратилось в Финансово-бюджетную палату Кукморского муниципального района за предоставлением субсидии, представив соответствующие документы, на основании которых Финансово-бюджетной палатой Кукморского муниципального района было подготовлено соответствующее заключение о возможности предоставления указанной организации субсидии.
Исходя из изложенного, судом верно указано, что у Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении субсидии ООО «Инженерные сети».
Относительно довода антимонопольного органа о том, что документы, содержащие порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя (ООО «Инженерные сети») решением Кукморского районного Совета «О бюджете Кукморского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в инспекцию Татарстанского УФАС России не были представлены, судом установлено следующее.
Решениями о бюджете № 58, № 126 № 142 установлен конкретный получатель субсидии (ООО «Инженерные сети»), содержащий размеры муниципальных преференций, также предусмотрено, что преференция предоставляется в целях поддержки субъекта малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, по вопросу оказания ООО «Инженерные сети» поддержки в форме выделения бюджетных средств в 2011 году имела место переписка между указным хозяйствующим субъектом и Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Таким образом, на момент предоставления субсидии в Кукморском муниципальном районе был принят муниципально - правовой акт, которым определялись вопросы предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителя, поскольку под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о конкуренции подпадают не любые действия органов государственной власти, препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
При этом следует учитывать то, что под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан каких-либо действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу, а антимонопольный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения, судом правомерно удовлетворены заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2014 года по делу № А65-17673/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С.Драгоценнова
Судьи Е.И.Захарова
А.А.Юдкин