ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
23 октября 2017 года Дело № А65-1775/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан - представитель ФИО1.(доверенность от 01.03.2017),
от общества с ограниченной ответственностью «АЭГ» - представитель не явился, извещено,
от УФНС по Республике Татарстан - представитель ФИО2.(доверенность от 06.07.2017),
от Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2017 года по делу № А65-1775/2017 (судья Хамитов З.Н.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЭГ», г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС по Республике Татарстан, г. Казань, Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения № 63219 А от 15.11.2016 об отказе в государственной регистрации, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и зарегистрировать вносимые изменения, а именно, переход к обществу доли участников общества, представившего в общество заявление о выходе из общества от 07 ноября 2016г., удостоверенное в нотариальном порядке, полученное обществом 08 ноября 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «АЭГ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС по Республике Татарстан, г. Казань, Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан (далее – третьи лица), о признании незаконным решения № 63219 А от 15.11.2016 об отказе в государственной регистрации, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и зарегистрировать вносимые изменения, а именно, переход к обществу доли участников общества, представившего в общество заявление о выходе из общества от 07 ноября 2016г., удостоверенное в нотариальном порядке, полученное обществом 08 ноября 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
УФНС по Республике Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Татарстан в письменных пояснениях просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан удовлетворить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель УФНС по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание 09.08.2017 представители общества с ограниченной ответственностью «АЭГ», Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 09.08.2017 на 18.09.2017.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание 18.09.2017 представители УФНС по Республике Татарстан, общества с ограниченной ответственностью «АЭГ», Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 18.09.2017 на 16.10.2017.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В связи с нахождением судьи Юдкина А.А. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 16.10.2017, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Попову Е.Г. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Юдкина А.А. на судью Попову Е.Г. рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель УФНС по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание 16.10.2017 представители общества с ограниченной ответственностью «АЭГ», Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, письменных пояснений, отзыва, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.11.2016 (вх. № 63219А) от ООО «АЭГ» в адрес налоговой инспекции для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р14001, поступили соответствующие положениям п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ документы:
-Заявление о выходе ФИО3 из состава участников ООО «АЭГ», подписанное электронно-цифровой подписью директора ФИО4;
- Уведомление от ООО «АЭГ» о получении заявления о выходе;
- Доверенность.
По результатам рассмотрения представленных документов, инспекцией 15.11.2016 вынесено решение об отказе в государственной регистрации №63219А, по следующим основаниям:
- в реестре аккредитованных на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, содержащимся в сети интернет на сайте ФНС России по состоянию на 15.11.2016г., информация, о том, что КОМПАНИЯ "РУДИВАС ЛИМИТЕД" и ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОЭКТИВ МУВ ЛП" имеют на территории Российской Федерации аккредитованный филиал или аккредитованное представительство отсутствует.
- в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о юридических лицах учредителями которых при создании на территории Российской Федерации выступали организации КОМПАНИЯ "РУДИВАС ЛИМИТЕД" и ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОЭКТИВ МУВ ЛП".
Жалоба в вышестоящий налоговый орган на решение №63219А от 15.11.2016 об отказе в государственной регистрации оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с указанным решением 63219А от 15.11.2016 об отказе в государственной регистрации, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Суд первой инстанции, удовлетворяя обществу заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом №129-ФЗ.
Согласно статье 2 Законом №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. №506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен в статье 23 Закона №129-ФЗ.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как указал суд, основанием для отказа послужило непредставление заявителем определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела, ООО «АЭГ» представило регистрирующему органу все необходимые для государственной регистрации документы. Соответствие представленного комплекта документов перечню, установленному статьей 17 Закона о регистрации, не оспаривается ответчиком.
Суд указал на необоснованность ссылки регистрирующего органа на п.3 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», поскольку не имеет отношения к процедуре внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В рассматриваемом случае заявителем заявление представлено в связи с выходом ФИО3 из состава участников российского юридического лица.
При обращении, с заявлением о государственной регистрации выхода участника, у заявителя в силу положений п.1 ст. 17 Закона №129-ФЗ (а также норм Закона 129-ФЗ в целом) отсутствует обязанность по подтверждению сведений об иностранном юридическом лице, на соответствие его требованиям Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Более того, истребуемая у заявителя выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя, в силу положений с п. «г» ст. 12 Закона №129-ФЗ, предоставляется в случае регистрации вновь создаваемого юридического лица, при регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, необходимость представления таких сведений отсутствует. При этом, указанная выписка (доказательство юридического статуса) не имеет отношения к указанной в п.3 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» аккредитации иностранного юридического лица.
Оценив материалы дела, суд сделал вывод о непредставлении регистрирующим органом суду доказательств, свидетельствующих о наличии у него указанных в законе оснований для принятия им решения об отказе заявителю совершении регистрационных действий.
Таким образом, по мнению суд первой инстанции оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации по указанным мотивам и предъявленным заявителю требованиям о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных при данном виде регистрации, не соответствует указанным выше положениям Закона №129-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя обществу заявленные требования, не учел следующие обстоятельства.
Суд первой инстанции не дал оценку доводам регистрирующего органа о том, что заявитель просит провести государственную регистрацию не для осуществления тех правомерных действий, ради которых этот институт закреплен в законодательстве, а для реализации целей иного, противоправного характера, что свидетельствует о том, что выход из состава участников ООО «АЭГ» участника - физического лица ФИО3 ООО «Парус» остается единственным участником ООО «АЭГ», что является мнимой сделкой, совершенной лишь для вида, не влекущей соответствующих правовых последствий, имеющей целью освобождение действительного участника юридического лица от последствий его деятельности (статья 170 ГК РФ).
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона №129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статьи 4,12, 14, 17, 25 Закона №129-ФЗ, статьи 3, 13, 14 Закона №149-ФЗ.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Кодекса никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае юридическое лицо - ООО «Парус», когда оно остается единственным участником ООО «АЭГ», при выходе из его состава участника - физического лица ФИО3 нельзя признать добросовестным участником гражданского оборота.
ООО «ПАРУС» (ОГРН <***>) обладает признаками «массовости»: который осуществляет полномочия управляющей компании в 127 организациях и входит в состав участников в 401 организации.
Руководителем ООО «ПАРУС» (ОГРН <***>) является ФИО4, который осуществляет полномочия руководителя в 9 юридических лицах и входит в состав участников в 2 юридических лица.
Участниками юридического лица ООО «ПАРУС» являются иностранные юридические лица -КОМПАНИЯ «РУДИВАС ЛИМИТЕД» и ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОЭКТИВ МУВ ЛП».
КОМПАНИЯ «РУДИВАС ЛИМИТЕД» входит в состав участников в 49 организаций.
ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОЭКТИВ МУВ ЛП» входит в состав участников в 12 организаций.
По состоянию на дату принятия решения об отказе в государственной регистрации, в сети интернет, на сайте ФНС России отсутствовала информация, о том, что КОМПАНИЯ «РУДИВАС ЛИМИТЕД» и ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОЭКТИВ МУВ ЛП» имеют на территории Российской Федерации аккредитованный филиал или аккредитованное представительство.
Кроме того, КОМПАНИЯ «РУДИВАС ЛИМИТЕД» и ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОЭКТИВ МУВ ЛП» на территории Российской Федерации не является учредителем ни одного вновь зарегистрированного юридического лица. Соответственно, у регистрирующих органов Российской Федерации отсутствуют сведения о легитимности статуса указанных лиц. Кроме того, данные иностранные организации не состоят на налоговом учете в налоговых органах на территории Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным на государственную регистрацию, участником ООО «АЭГ» становится юридическое лицо ООО «ПАРУС» (ОГРН <***>), номинальная доля которого в уставном капитале ООО «АЭГ» составляет 100 рублей.
По адресу места нахождения ООО «АЭГ», ООО «ПАРУС» (420073, <...>) зарегистрировано 82 юридических лица из них: -Действующее - 42;
-Принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ - 3; -Прекратило деятельность при присоединении - 20;
-Исключен из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ -1 -Находится в стадии ликвидации - 2;
-Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому ЮЛ - 9;
-Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других ЮЛ - 5;
При этом, в отношении 23 юридических лиц зарегистрированных по адресу: 420073, <...>, в ЕГРЮЛ содержится запись о том, сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице).
Согласно ответу УФПС «Татарстан почтасы» - Филиал ФГУП «Почта России» установлено, что корреспонденция, направляемая в адрес юридических лиц по адресу: 420073, <...>, в том числе в отношении ООО «АЭГ», ООО «ПАРУС» переадресовывается по адресу: 420095, Восход, 2А.
Кроме того, факт недостоверности сведений об адресе места нахождения 420073, <...>, подтвержден вступившим в силу судебным актом по делу № А65-25875/2016.
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 4 Закона № 160-ФЗ и в обход действующих правил аккредитации обособленных подразделений иностранных организаций, участник ООО «ПАРУС» КОМПАНИЯ «РУДИВАС ЛИМИТЕД» и ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОЭКТИВ МУВ ЛП», находящиеся за пределами РФ, определены в качестве участника российского юридического лица без открытия и аккредитации в установленном порядке филиала и представительства на территории РФ, через который данную деятельность предполагается осуществлять. Деятельность российского юридического лица имеет коммерческий характер и предполагает имущественную ответственность по принятым в связи с осуществлением указанной деятельности на территории РФ обязательствам.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также - реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.
В соответствии с пунктом 11 статьи 21 Закона 160-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.
В статье 21 Закона №160-ФЗ закреплены основные положения о порядке создания филиалов и открытия представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, а также их аккредитации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 106-ФЗ, в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказу ФНС России от 15.08.2016 № СА-7-6/440@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения сервиса «Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП)» на официальном сайте ФНС России» в целях предоставления заинтересованным лицам открытых и общедоступных сведений государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) в соответствии с пунктом 11 статьи 21 Закона № 160-ФЗ, введен РАФП, позволяющий осуществлять поиск и просмотр сведений из РАФП об аккредитованных филиалах и представительствах иностранных юридических лиц.
Приказами ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@ (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36264) утверждены формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций); от 26.12.2014 № ММВ- 7-14/680@ (зарегистрировано в Минюсте России от 27.02.2015 № 36291) утвержден порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению.
В соответствии с приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@ для аккредитации, филиала, представительства иностранное юридическое лицо обязано представить в компетентный налоговый орган заявление об аккредитации по установленной форме, документы, отраженные в пункте 7 приказа (в том числе, документы, указанные в подпунктах 1 - 6 данного пункта, - представленные в срок не более двенадцати месяцев с даты их выдачи или составления).
При этом, в аккредитации филиала, представительства иностранной организации может быть отказано по основаниям, установленным пунктом 3 статьи 21 Закона № 160-ФЗ, в том числе, в связи с непредставлением документов, необходимых для аккредитации; не соответствием их установленным формам, форматам, требованиям к их оформлению; представлением документов, составленных с нарушением сроков, определенных для их представления с даты выдачи или составления; недостоверности учредительных и других документов иностранного юридического лица.
Из положений приведенных норм следует, что иностранное юридическое лицо, находящееся за пределами РФ, вправе осуществлять коммерческую деятельность в РФ через филиал, представительство, аккредитованные в установленном законодательством порядке.
Согласно разъясняющего письма ФНС России от 24.08.2015 № ГД-5-14/1390дсп(а), нарушение положений пункта 3 статьи 4 Закона № 160-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 106-ФЗ) может являться основанием для отказа в государственной регистрации, предусмотренным подпунктами «а» и (или) «р» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией регистрирующего органа, что представление полного пакета документов в регистрирующий орган означает, что документы должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в ней информации.
В соответствии с нормами и смыслом статей 17 и 18 Закона № 129-ФЗ следует, что Закон предусматривает не только формальное соблюдение требований к представлению документов, но и соответствие этих документов требованиям закона об их содержании.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом предоставляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что государственная регистрация выхода из состава участников ООО «АЭГ» участника – ФИО3 совершается с целью вывода указанного участника из состава общества, не для осуществления тех правомерных действий, ради которых этот институт закреплен в законодательстве, а для реализации целей иного, противоправного характера, имеющей целью освобождение действительного участника юридического лица от последствий его деятельности.
Государственный контроль в данной сфере направлен прежде всего на обеспечения экономической безопасности страны путем установления определенных правил поведения его участников.
Поскольку представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о недостоверности сведений, представленных обществом на регистрацию, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что регистрирующий орган в полной мере имел все законные основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации.
С учетом вышеизложенного, суд апелл яционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2017 года по делу № А65-1775/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «АЭГ» отказать.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С.Драгоценнова
Судьи Е.Г.Попова
В.С.Семушкин