ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-18148/2021 от 18.08.2022 АС Поволжского округа

271/2022-37928(2)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-21584/2022

г. Казань Дело № А65-18148/2021  19 августа 2022 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2022 года.  Арбитражный суд Поволжского округа в составе: 

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 19.07.2022, 

ответчика – ФИО2, доверенность от 10.01.2022,  ФИО3, доверенность от 10.01.2022, 

в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим  образом, 

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие  жилищно-коммунального хозяйства» 


[A1] на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2022 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 25.05.2022 

по делу № А65-18148/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая  компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Республике Татарстан, (ОГРН <***>,  ИНН <***>), третьи лица: - индивидуальный предприниматель ФИО4, Кабинет Министров Республики Татарстан, Волжская межрегиональная  природоохранная прокуратура, Министерство строительства, архитектуры и  жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, о признании  недействительным предупреждения от 11.06.2021 № П05-2021, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее – общество)  обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о  признании недействительным предупреждения Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – управление,  антимонопольный орган) от 11.06.2021 № П05-2021. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:  индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – предприниматель),  Кабинет Министров Республики Татарстан, Волжская межрегиональная  природоохранная прокуратура, Министерство строительства архитектуры и  жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. 

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2022 в  удовлетворении заявления отказано. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от  25.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 


[A2] В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу  судебные акты, ссылаясь на неполное исследование судом фактических  обстоятельств дела и на неправильное применение судами норм  материального права. 

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. 

В антимонопольный орган поступило обращение предпринимателя о  проведении проверки в отношении общества. 

В обращении сообщалось, что предприниматель имеет в собственности  промтоварный магазин «СТРОИДОМ», расположенный по адресу:  <...> д. бВ. В целях соблюдения  требований законодательства о порядке обращения с твердыми  коммунальными отходами, предпринимателем направлена заявка в адрес  общества с целью заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.  По результатам рассмотрения вышеуказанной заявки обществом направлен  проект договора на оказание услуг по обращению с указанием, что  коммерческий учет ТКО в отношении предпринимателя должен производится  исходя из норматива накопления ТКО, установленного для промтоварных  магазинов в соответствии постановлением Кабинета Министров Республики  Татарстан от 12.12.2016 № 922. Предпринимателем предложенный проект  договора не подписан ввиду несогласия порядком расчета. В результате  ведения дальнейшей переписки в заключение договора на условиях иного  порядка расчета общество отвечало отказом. При этом решением Верховного  суда Республики Татарстан от 11.12.2020 графы 4, 5, 6 строки 5.2 Нормативов  накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий  на территории Республики Татарстан (касаются категории «Промтоварные  магазины»), утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики  Татарстан от 12.12.2016 № 922, признаны недействительными. Рассмотрев  письмо предпринимателя от 16.02.2021, в котором был указан на этот факт, 


[A3] общество в ответе от 29.03.2021 указало на то, что пунктом 8(17) Правил  обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156  установлено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения  региональным оператором предложения о заключении договора на оказание  услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет  региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с  пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. В случае если потребитель не  направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с  пунктами 8 (5) - 8 (7) указанных Правил в указанный срок, договор на  оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами  считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу  на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором  предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Предложение о заключении договора размещено на сайте общества  28.12.2018, в связи с чем, по мнению общества, договор с предпринимателем  был заключен на условиях типового договора с 29.01.2019. 

По результатам рассмотрения названного обращения, управлением  обществу выдано предупреждение от 11.06.2021 № П05-2021 о необходимости  прекращения действий, содержащих признаки нарушения, а именно:  совершать действия, направленные на приведение условий договора с  предпринимателем на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствие со  вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики  Татарстан от 11.12.2020 по делу № За-572/2020, а также не допускать отказа в  изменении условий заключенных или заключаемых договоров на оказание  услуг по обращению с ТКО в части порядка учета образуемого ТКО в  отношении образователей отходов, в отношении которых установленные  нормативы накопления признаны недействующими. 


[A4] Не согласившись с указанным предупреждением, общество обратилось  в арбитражный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из  следующего. 

Частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено,  что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или)  ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере  предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов  неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает  хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о  прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения  антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий,  способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по  устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение). 

В части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определено, что  предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в  случае выявления признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10  настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом  решения о возбуждении дела о нарушении пункта 8 части 1 статьи 10  настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до  завершения срока его выполнения не допускается. 

В силу пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление  интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере  предпринимательской деятельности либо неопределенного круга  потребителей, в том числе создание дискриминационных условий. 


[A5] В ходе рассмотрения обращения предпринимателя управлением  проведен анализ состояния конкуренции на рынке по обращению с твердыми  коммунальными отходами в Западной зоне деятельности регионального  оператора и установлено, что на рассматриваемом товарном рынке в границах  Западной зоны деятельности регионального оператора на территории  Республики Татарстан отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, помимо  общества. Население и юридические лица не имеют возможности заключить  договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными  отходами с иными хозяйствующими субъектами. Соответственно, весь объем  товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет  100%. 

Правила учета ТКО, регулирующие порядок коммерческого учета  объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения  (соответствующих требованиям законодательства о единстве измерения) или  расчетным способом, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень  способов коммерческого учета: 

При этом первые два способа являются расчетными (подпункт «а»  пункт 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых  коммунальных отходов, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, далее - Правила), а использование  средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт «б»  пункт 5 Правил). 

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 12.12.2016 № 922 «Об утверждении нормативов накопления твердых 


[A6] коммунальных отходов в Республике Татарстан» утверждены нормативы  накопления по объектам образования твердых коммунальных отходов. 

Решением Верховного суда Республики Татарстан от 11.12.2020  графы 4, 5, 6 строки 5.2 Нормативов накопления твердых коммунальных  отходов от объектов различных категорий на территории Республики  Татарстан (касаются категории «Промтоварные магазины»), утвержденных  постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016   № 922, признаны недействительными. 

Постановлением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции  13.04.2021 решение Верховного суда Республики Татарстан от 11.12.2020  оставлено без изменения. Следовательно, с указанной даты нормативы,  установленные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  для категории «Промтоварные магазины» применению не подлежат. 

По мнению антимонопольного органа, ввиду заключения между  обществом и предпринимателем договора на типовых условиях (без указания  конкретного способа учета образованного ТКО), а также ввиду признания  недействительным норматива накопления ТКО для категории «Промтоварные  магазины», учет образуемых отходов в соответствии с подпунктом «а»  пункта 5 Правил в настоящее время применен быть не может. При этом со  стороны регионального оператора не обеспечена возможность учета ТКО в  соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил. Отказ общества от  применения иного способа расчета в отношении предпринимателя в  рассматриваемом случае приводит к тому, что указанное лицо вынуждено  нести бремя оплаты услуг за вывоз ТКО в сумме, рассчитанной исходя из  норматива накопления, признанного недействительным. 

Принимая во внимание изложенные обстоятельства в совокупности с  действующим правовым регулированием, суды признали обоснованным  вывод о наличии со стороны общества возможного нарушения  антимонопольного законодательства. 


[A7] Поскольку в действиях общества, занимающего доминирующее  положение на рынке, усматривались признаки злоупотребления, в частности,  создание им дискриминационных условий, то, антимонопольный орган в  соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции правомерно вынес  в адрес общества оспариваемое предупреждение. 

Судебная коллегия отклоняет довод общества о том, что  антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, а спор между  обществом и предпринимателем является гражданско-правовым. 

Оспариваемое предупреждение вынесено в полном соответствии с  приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России)  от 25.05.2012 № 339 «Об утверждении административного регламента  Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной  функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях  антимонопольного законодательства Российской Федерации», приказом ФАС  России от 22.01.2016 № 57/16 «Об утверждении Порядка выдачи  предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат  признаки нарушения антимонопольного законодательства». 

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.04.2014   № 18403/13, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при  проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и  законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого  акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и  их исполнимостью. 

Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь  признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит  факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган  информации и документам как основаниям вынесения предупреждения. 

Выдача предупреждения относится к процедурным действиям  антимонопольного органа и не предполагает полного исследования всех 


[A8] обстоятельств, при этом оно, не порождает негативных последствий для лица,  которому оно адресовано, неисполнение предупреждения не влечет наложения  санкций. Кроме того, само по себе предупреждение не устанавливает наличие  в действиях (бездействии) хозяйствующего субъекта нарушений  антимонопольного законодательства. 

В соответствии со статьями 45, 48, 49 Закона о защите конкуренции,  вывод о наличии или отсутствии антимонопольного нарушения может быть  сделан антимонопольным органом только лишь по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства и отражен в принятом  по итогам рассмотрения такого дела акте. 

Соответственно, при принятии предупреждения антимонопольный  орган не вышел за пределы своей компетенции и не разрешал гражданско-правовой спор. 

Общество ссылается на то, что на момент вынесения оспариваемого  предупреждения уже имелось действующее постановление Кабинета  Министров Республики Татарстан от 21.05.2021 № 354 «Об утверждении  годового норматива накопления твердых коммунальных отходов для  магазинов промышленных товаров в Республике Татарстан». 

Как отметили суды, названное постановление Кабинета Министров  Республики Татарстан в полной мере дублирует нормативы, установленные в  графах 4, 5, б строки 5.2 Нормативов накопления твердых коммунальных  отходов от объектов различных категорий на территории Республики  Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики  Татарстан от 12.12.2016 № 922, и фактически признанные недействительными  в соответствии с решением Верховного суда Республики Татарстан  от 11.12.2020 по делу № 3а-572/2020. 

В этой связи, как пояснила Волжская межрегиональная  природоохранная прокуратура, прокуратурой на постановление Кабинета  Министров Республики Татарстан от 21.05.2021 № 354 принесен протест с  требованием о его отмене. 


[A9] Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты  при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не  противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и  имеющимся в деле доказательствам. 

Нарушений норм материального и процессуального права, которые  могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных  актов, судами не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и отмены  принятых судебных актов не имеется 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2022 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 25.05.2022 по делу № А65-18148/2021 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин 

Судьи Э.Т. Сибгатуллин 

 Электро нная по дпись де йствите льна. А.Н. Ольховиков

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.03.2022 11:15:00
Кому выдана Хабибуллин Ленар Фаритович
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.03.2022 5:52:00
Кому выдана Сибгатуллин Эмиль Тафкильевич
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.03.2022 5:22:00

Кому выдана Ольховиков Александр Николаевич