ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-18403/14 от 09.04.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22493/2013

г. Казань Дело № А65-18403/2014

13 апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 13.02.2015),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 31.12.2014),

в отсутствие:

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)

по делу № А65-18403/2014

по заявлению Автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене решения от 01.07.2014 № ДМ-06/9040, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Легенда», г. Казань, Министерства спорта Российской Федерации, г. Москва,

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани» (далее –Дирекция универсиады, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 01.07.2014 № ДМ-06/9040, при участии третьих лиц – общества с ограниченной ответственностью «Легенда» (далее – ООО «Легенда») и Министерства спорта Российской Федерации (далее – Минспорт России).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт о признании незаконным решения УФАС по РТ от 01.07.2014 № ДМ-06/9040.

В кассационной жалобе УФАС по РТ с принятым по делу судебным актом апелляционного суда не согласилось, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом антимонопольный орган полагает, что оснований для передачи прав по договорам с организациями, осуществляющими оказание гостиничных услуг, в пользу ООО «Легенда», в силу заключения договора о партнерстве от 13.05.2013 № 1869/01/05 и лицензионного договора № 1870/01/05 не имелось. По мнению УФАС по РТ, поскольку в распоряжение ООО «Легенда» были переданы права на забронированный гостиничный фонд города Казани, указанный фонд оказался выведен из оборота, а, следовательно, иные хозяйствующие субъекты были лишены возможности оказывать аналогичные услуги, равно как и гости не могли воспользоваться услугами гостиничных организаций, без посреднических услуг ООО «Легенда» по причине отсутствия свободного гостиничного фонда в объеме, забронированном ООО «Легенда».

Дирекция универсиады и Минспорт России в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят обжалованное антимонопольным органом постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в УФАС по РТ поступило обращение от индивидуального предпринимателя ФИО3 по факту нарушения антимонопольного законодательства при подготовке и проведении в г. Казани Всемирной летней универсиады 2013 года, согласно которому имеются нарушения антимонопольного законодательства со стороны Дирекции универсиады.

По итогам рассмотрения обращения подателя жалобы и изучения представленных документов, комиссией антимонопольного органа было установлено следующее.

ООО «Легенда» в дни проведения Всемирной летней универсиады в г. Казани получило от Дирекции универсиады исключительное право размещать гостей и участников Универсиады в гостиницах г. Казани.

В соответствии с договором об основных компетенциях, заключенным с международной федерацией студенческого спорта (FISU), на Дирекцию универсиады возложена обязанность, в том числе, по размещению и оплате проживания определенных клиентских групп Универсиады, среди которых: судьи; представители федераций спорта – президенты федераций, директоры соревнований, технический персонал; послы Универсиады; волонтеры.

Вместе с тем, между Дирекцией универсиады и ООО «Легенда» были заключены договор о партнерстве от 13.05.2013 № 1869/01/05 и лицензионный договор № 1870/01/05 о предоставлении права использования товарных знаков, зарегистрированный в Роспатенте 20.08.2013 № РД0129513.

В соответствии с договором о партнерстве от 13.05.2013 № 1869/01/05 на период с даты подписания договора о партнерстве по 31 декабря 2013 года Дирекция универсиады наделила ООО «Легенда» статусом «Официальный туристический оператор XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани». Данный статус, как указывает антимонопольный орган, являлся исключительным правом только ООО «Легенда» и не мог быть присвоен или передан каким-либо иным хозяйствующим субъектам на указанный период. В свою очередь, ООО «Легенда» по договору приняла обязательства оплатить взнос за предоставленные статус и права использования товарных знаков в размере 900 000 руб.

В рамках указанного договора о партнерстве и договоров уступки прав по договорам об оказании гостиничных услуг, ООО «Легенда» получило исключительно только ему делегированные права по резервированию гостиничных номеров, ведению переговоров, размещению в гостиницах физических лиц, входящих в клиентскую группу, продажу сувенирной и рекламной продукции с символикой Универсиады 2013 года.

Антимонопольным органом было установлено, что в дальнейшем, после передачи указанных исключительных прав, на основании агентских договоров ООО «Легенда» предоставляло услуги по организации деловых и туристических поездок сотрудников заказчиков, связанных с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, а именно следующие услуги: поиск, бронирование, содействие в оформлении и доставке железнодорожных билетов, авиабилетов; поиск возможных вариантов размещения в гостиницах г. Казани, содействие в размещении в гостиницах, услуги по бронированию гостиниц; поиск и содействие в предоставлении автотранспортных услуг; организация посещений и участия в выставках, семинарах, симпозиумах, ярмарках и другие услуги.

На протяжении мая-июля 2013 года ООО «Легенда» в рамках, предоставленных Дирекцией универсиады полномочий, заключало агентские договоры с гостями Универсиады, в соответствии с которыми за оказываемую услугу с заказчиков взималось и оставалось в распоряжении ООО «Легенда» вознаграждение в размере 10% от итоговой стоимости услуг.

Исходя из указанного, антимонопольным органом сделан вывод о том, что ООО «Легенда», как хозяйствующий субъект, действующий на рынке по оказанию туристических услуг, который является конкурентным, получило доступ к информации о клиентских группах Универсиады и оказанию на нем возмездных услуг в приоритетном порядке.

Дирекция универсиады, учредителями которой выступили органы государственной власти Российской Федерации, органы власти местного самоуправления Республики Татарстан, а также общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз», предоставила хозяйствующему субъекту ООО «Легенда» преимущественное право на оказание туристических услуг при размещении клиентских групп Универсиады в гостиницах и оказании других дополнительных услуг, не входящих в перечень, включенных в договор о партнерстве от 13.05.2013 № 1869/01/05.

На основании вышеизложенного, приказом УФАС по РТ от 05.11.2013 № 01/530-к было возбуждено дело № 06-290/2013 по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения материалов дела № 06-290/2013 антимонопольным органом принято решение от 01.07.2014 по делу № 06-290/2013, в соответствии с которым Дирекция универсиады признана нарушившей пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в предоставлении Дирекцией универсиады исключительного права ООО «Легенда» на размещение клиентских групп Универсиады в гостиницах и оказании других дополнительных услуг в приоритетном порядке, что создало преимущественное положение хозяйствующему субъекту, действующему на рынке по оказанию туристических услуг.

Не согласившись с принятым УФАС по РТ решением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Дирекции универсиады нарушений пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, обоснованно указал следующее.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, нарушение которой антимонопольным органом вменяется заявителю, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий.

Как следует из оспариваемого решения, нарушение заявителем вышеуказанной нормы закона выразилось в предоставлении ООО «Легенда» исключительного права на размещение клиентских групп Универсиады в гостиницах и оказании других дополнительных услуг в приоритетном порядке, что создало, как указывает антимонопольный орган, преимущественное положение хозяйствующему субъекту, действующему на рынке по оказанию туристических услуг.

Однако, как указано апелляционным судом, из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 06-290/2013 и настоящего дела не усматривается, что заявителем были определены какие-либо условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект (в данном случае ООО «Легенда») поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Из материалов дела следует, что Дирекция универсиады, являясь официальным организатором XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, на официальном сайте Универсиады (www.kazan2013.com) разместила для всех заинтересованных лиц информацию о предложении принять участие в партнерской программе Универсиады 2013 года, в том числе предложение стать партнером в категории «Туроператорская деятельность (туризм)». Условием партнерства являлось внесение взноса, расходуемого для целей проведения Универсиады. Указанный сайт был утвержден Международной федерацией студенческого спорта (FISU), являющейся обладателем прав на все всемирные универсиады, в качестве единственного официального сайта Универсиады 2013 года.

Апелляционным судом установлено, что доступ к сайту и информации, размещенной на нем, имелся у неограниченного круга лиц. ООО «Легенда» получило информацию о возможности стать партнером Универсиады из открытого источника – официального сайта Универсиады.

В решении УФАС по РТ отсутствуют ссылки на нормы права, предусматривающие в рассматриваемом случае обязательность проведения публичных процедур, на что указано апелляционным судом.

Единственным туроператором, пожелавшим принять участие в партнерской программе заявителя в категории «Туроператорская деятельность «туризм» и уплатить Дирекции универсиады соответствующий взнос, стало ООО «Легенда». Другие туроператоры к Дирекции универсиады с предложением своего участия в партнерской программе не обращались, что подтверждается материалами дела.

ООО «Легенда» стало партнером (спонсором) и лицензиатом Универсиады в указанной категории, заплатило Дирекции универсиады, как организатору Универсиады и правообладателю соответствующих товарных знаков, вознаграждение, предусмотренное лицензионным договором, и получило право оказывать услуги под брендом Универсиады на основании заключенных с заявителем договоров, а также статьи 20.1 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Материалами дела подтверждается наделение ООО «Легенда» статусом партнера и «Официальный туристический оператор XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани» и его связь и причастность к указанному спортивному мероприятию.

Антимонопольным органом не доказано, что заявитель, определив условия партнерства, включил в него такие критерии и условия, которые позволили ему определять состав хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, устраняя добросовестную конкуренцию.

Апелляционный суд правомерно отметил, что признаки, ограничивающие конкуренцию, антимонопольным органом не выявлены и не доказаны. Более того, на запросы УФАС по РТ крупные туристические операторы Татарстана ответили, что в спонсорстве Универсиады и в сотрудничестве с Дирекцией универсиады заинтересованы не были, а заключение договора с ООО «Легенда» не оказало негативного влияния на их деятельность.

Таким образом, УФАС по РТ не представлено доказательств, свидетельствующих об установлении им признаков нарушения заявителем антимонопольного законодательства.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно признал ошибочным вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции о наделении заявителя полномочиями органа государственной власти, в частности, полномочиями Минспорта России, и правомерности вменения ему нарушений, предусмотренных статьей 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу № А65-18403/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин

Судьи Ф.Г. Гарипова

Л.Ф. Хабибуллин