ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-1842/2022 от 25.05.2022 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2022 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Николаевой С.Ю., Харламова А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,

с участием:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 28.12.2021 г.,

от ответчика - не явился, извещен,

от третьего лица - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года по делу № А65-1842/2022 (судья Бредихина Н.Ю.),

по заявлению Товарищества собственников недвижимости «Пруса» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Казань Республики Татарстан,

к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Казань Республики Татарстан,

с участием третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Парус» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Казань Республики Татарстан,

о признании недействительным решения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников недвижимости «Паруса» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - ответчик, жилищная инспекция), с привлечением третьего лица ООО «Управляющая организация Парус», о признании недействительным решения 20 января 2022 года № 06-10/386, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно внести изменения в сведения Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства по заявлениям от 30.12.2021 г. вх. № 18433, от 11.01.2022 г. вх. № 126о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.

Решением суда от 13.04.2022 г. требования заявителя удовлетворены полностью.

Жилищная инспекция, не согласившись с указанным судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей инспекции и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ТСН «Паруса» создано по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РТ, <...> (далее - МКД), в целях управления общим имуществом собственников в указанном МКД (протокол № 1 от 25.11.2021 г.) и зарегистрировано в ЕГРЮЛ 28.12.2021 г. за основным государственным регистрационным номером <***>.

30.12.2021 г. и 11.01.2022 г. ТСН «Паруса» направило в жилищную инспекцию в порядке ст. 46 ЖК РФ оригинал протокола общего собрания собственников помещений МКД № 110 Д, корп. 2 по ул. Аделя Кутуя, в г. Казани с приложениями, которые поступили в жилищную инспекцию 30.12.2021 г. и 11.01.2022 г. и зарегистрированы за вх. № 18433, вх. № 126.

20.01.2022 г. жилищной инспекцией принято решение № 06-10/386 об отказе во внесении изменений вышеуказанного дома в Реестр лицензий РТ, деятельность по управлению которым осуществляет ООО «Управляющая организация Парус».

В решении № 06-10/386 от 20.01.2022 г. жилищная инспекция указала, что ранее 14.12.2021 г. в ГЖИ РТ поступило заявление ООО «Управляющая организация Парус» о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Татарстан по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления - МКУ «Комитет ЖКХ Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани». По результатам рассмотрения заявления ООО «Управляющая организация Парус» жилищной инспекцией принято решение от 16.12.2021 г. № 06-10/10326 о включении сведений о МКД в реестр лицензий ООО «Управляющая организация Парус» с 17.12.2021 г.

Жилищная инспекция со ссылкой на п. 2 ч. 5 ст. 162, ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ отказала ТСН «Паруса» во внесении изменений в сведения ГИС ЖКХ указав, что смена способа управления многоквартирным домом до истечения одного года со дня заключения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, невозможна.

При этом, жилищная инспекция не проводила проверку представленных документов ТСН «Паруса» на соответствие требованиям к оформлению протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 28.01.2019 г. № 44/пр.

Не согласившись с решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (ст. ст. 209, 291 ГК РФ, ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Исходя из ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 8.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Управляющая организация в течение 3 рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ).

В постановлении Президиума ВАС РФ № 7677/11 от 22.11.2011 г. с учетом норм ст. 310, п. 1 ст. 782 ГК РФ сформулирован подход к применению ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет такой договор, но и в случае, если они приняли решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ № 17635/11 от 05.06.2012 г.

В упомянутых судебных актах высшими судебными инстанциями указано, что анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.

Правовая конструкция договора управления не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором (ст. 450 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме правомочно выбирать способ управления многоквартирным домом и управляющую организацию, а также изменить способ управления домом и управляющую организацию, является обоснованным.

Для этого достаточно волеизъявления собственников и не требуется подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.

Нормы ЖК РФ не содержат запрета собственникам в любой момент заменить управляющую организацию.

Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Частью 7 ст. 135 ЖК РФ установлено, что в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья.

Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.

Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

Как правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, общим собранием собственников помещений МКД № 110 Д, корп. 2 по ул. Аделя Кутуя, в г. Казане, оформленным протоколом № 1 от 25.11.2021 г., были приняты решения:

об избрании Председателя ТСН «Паруса» (п. 4);

о выборе способа управления МКД в форме товарищества собственников недвижимости (п. 5);

о создании ТСН «Паруса» (п. 6);

об утверждении Устава ТСН «Паруса» (п. 7);

о выборе адреса правления ТСН «Паруса» (п. 8);

о выборе уполномоченного из числа собственников помещений МКД для осуществления регистрационных мероприятий по созданию ТСН «Паруса» (подготовка и подача документов в регистрирующие органы, иные связанные с этим действия) (п. 9).

30.12.2021 г. 11.01.2022 г. ТСН «Паруса» направило в жилищную инспекцию в порядке ст. 46 ЖК РФ оригинал протокола общего собрания собственников помещений МКД № 110 Д, корп. 2 по ул. Аделя Кутуя, в г. Казани с приложениями, которые поступили в жилищную инспекцию 30.12.2021 г. и 11.01.2022 г. и зарегистрированы за вх. № 18433, вх. № 126.

Таким образом, совокупностью представленных документов подтверждается факт принятия собственниками помещений МКД № 110 Д, корп. 2 по ул. Аделя Кутуя, в г. Казани решения об изменении способа управления, выборе способа управления МКД - управление товариществом собственников жилья, о создании в этих целях ТСН «Паруса», расторжении договора управления с управляющей организацией ООО «Управляющая организация Парус», исполнения ТСН «Паруса» всех возложенных на него обязанностей по государственной регистрации и уведомлению жилищную инспекцию о принятом собственниками решении и начале деятельности ТСН.

Согласно ч. 1.3 ст. 161 и ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая.

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами содержатся в соответствующих реестрах информации, в частности, в реестре лицензий субъекта РФ (п. 1 ч. 1 ст. 195 ЖК РФ).

Данный реестр содержит раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение 5 рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта РФ в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В случае непредставления лицензиатом указанных в ч. 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта РФ о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.

Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в ч. 6 и 7 ст. 110, ч. 7 и 8 ст. 135 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).

Приведенными нормами законодательства установлено обязательное внесение изменения в Реестр лицензий в случае изменения способа управления МКД, управление которой осуществлялось управляющей организацией, на управление товариществом собственников жилья (ч. 7 ст. 135 ЖК РФ).

В этом случае для внесения изменений в Реестр лицензий применяется общая процедура, предусмотренная ч. 3 ст. 198 ЖК РФ.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ утвержден приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр).

Пунктом 2 Порядка № 938/пр установлено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта РФ на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.

Пунктом 3 Порядка № 938/пр определен перечень документов, прилагающихся к заявлению о внесении изменений в реестр, в том числе копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ (п.п. «а»).

Согласно п. 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям п. 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 настоящего Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.

По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 настоящего Порядка (п. 6 Порядка № 938/пр).

В соответствии с п. 7 Порядка № 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

В силу п.п. «а» п. 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п.п. «а», «г» - «е» п. 5 настоящего Порядка.

В качестве единственного основания для отказа ТСН «Паруса» во внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан жилищная инспекция со ссылкой на п. 2 ч. 5 ст. 162, ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ указала на то, что смена способа управления многоквартирным домом до истечения одного года со дня заключения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, невозможна.

При этом, жилищная инспекция не проводила проверку представленных документов ТСН «Паруса» на соответствие требованиям к оформлению протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 28.01.2019 г. № 44/пр.

Согласно ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 и 13 ст. 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ).

Из вышеуказанного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления многоквартирным домом, поскольку деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.

Кроме того, положения ч. 8.1, 8.2 ст. 162 ЖК РФ позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Выбор иной управляющей организации или изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для расторжения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, ранее управлявшей домом.

Реализация таких правомочий собственниками жилых помещений в многоквартирном доме вопреки доводам жилищной инспекции не ограничена определенным временным периодом, в связи с чем, указание жилищной инспекцией на наличие правовых оснований для внесения изменений в реестр лицензий только по истечении срока действия договора управления МКД суд признает безосновательным.

С учетом изложенного выбор управляющей организации посредством проведения публичных процедур не ограничивает право собственников помещений МКД на выбор способа управления многоквартирным домом, равно как не создает управляющей организации, с которой договор управления заключен по результатам конкурса, каких-либо преимуществ, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод жилищной инспекции о применении особых правил расторжения договора, заключенного по результатам конкурса.

При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, наличие выбранной по результатам конкурса управляющей организации не препятствует реализации права собственников на выбор иной управляющей организации.

Так, на дату рассмотрения дела в суде протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 25.11.2021 г. № 1, в том числе, по основаниям нарушения порядка его проведения, оспорен не был.

В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 г. № 14314-РМ/07, товарищество собственников жилья обязано приступить к управлению многоквартирным домом со дня государственной регистрации ТСЖ как юридического лица.

В свою очередь, ТСН «Паруса» прошло государственную регистрацию в качестве юридического лица и в соответствии с действующим законодательством РФ обязано приступить к управлению многоквартирным домом немедленно при наличии протокола общего собрания.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при сохранении стабильности правоотношений в сфере управления многоквартирным домом, необходимой для защиты прав большого количества собственников помещений многоквартирного дома, избравших способ управления домом - ТСН «Паруса», у жилищной инспекции, не имелось оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ во включении изменений в реестр лицензий, изложенный в решении от 20.01.2022 г. № 06-10/386 жилищной инспекции является незаконным, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, и в соответствии со ст. 201 АПК РФ обязал  жилищную инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления ТСН «Паруса» о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Ссылка жилищной инспекции на п. 2 ч. 5, ст. 162, ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ о том, что смена управления МКД по истечению 1 года со дня заключения договора, заключенного по результатам конкурса невозможна, основана на неверном толковании норм права и подлежит отклонению.

Так, наличие выбранной по результатам конкурса управляющей организации не препятствует реализации права собственников на выбор иной управляющей организации до истечения 1 года после выбора предыдущей управляющей организации на основании протокола результатов открытого конкурса по выбору управляющей организации.

Аналогичный выводы изложены по делам в постановлениях АС Поволжского округа от 14.12.2021 г. № А55-5635/2021, от 07.10.2021 г. № А12-3561/2021, АС Московского округа от 17.11.2021 г. № А41-5009/2021, Десятого ААС от 16.06.2021 г. № ЮАП-9701/2021.

В данном случае, протоколом № 1 от 25.11.2021 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: <...>, в форме ТСН «Паруса».

Следовательно, жилищная инспекция не вправе была отказать заявителю по его заявлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом во внесении изменений в сведения ГИС ЖКХ.

Ссылка жилищной инспекции на судебные акты по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, который не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года по делу № А65-1842/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                     С.Ю. Николаева

                                                                                                                                А.Ю. Харламов