ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-1930/2023 от 05.12.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10984/2023

г. Казань Дело № А65-1930/2023

12 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,

судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,

при участии представителей:

Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – ФИО1, доверенность от 26.12.2022 № 06-14403, ФИО2, доверенность от 18.09.2023 № 08-12681,

муниципального унитарного предприятия города Казани «Водоканал» – ФИО3, доверенность от 18.10.2022 № 34-0/28499, ФИО4, доверенность от 18.10.2022 № 31-0/28497,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023

по делу № А65-1930/2023

по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному унитарному предприятию города Казани «Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании с муниципального унитарного предприятия города Казани «Водоканал» (далее – Предприятие) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в сумме 10 204 798,27 руб. и пени в сумме 204 095,97 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023, в удовлетворении заявленных Управлением требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, размещение отходов на полигоне, не указанном в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является основанием для признания всей массы отходов сверхлимитной и применения при расчете платы повышающего коэффициента. Доводы Управления подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.

Предприятие в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки достоверности данных, представленных Предприятием в соответствии с декларацией по плате за НВОС за 2021 год, Управление установило, что по объектам I категории (№ 92-0116-004251-Т Волжский водозабор и № 92-0116-004312-Т Городские биологические очистные сооружения (ГБОСК)) и по объекту II категории (№ 92-0116-004252-Т БОС Крутушка) в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 14.07.2017 № Л.Г7.83.17 (период действия с 14.07.2017 по 14.07.2022) и в декларации о воздействии на окружающую среду указано размещение отходов на полигоне ТКО «Восточный», зарегистрированном в ГРОРО № 16-00076-3-00255-240517. Между тем в 2021 году отходы фактически размещались на полигоне ТКО по ул. Химическая, 33 в г. Казани, зарегистрированном в ГРОРО № 16-00051-3-00377-300415.

10.01.2022 Предприятие представило в Управление заявку на переоформление лимита с полигона ТКО «Восточный» на полигон ТКО по ул. Химическая, 33 в г. Казани.

Приказ № 1-л/н о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Управлением издан 14.01.2022.

Посчитав, что у Предприятия отсутствовало разрешение на размещение отходов на полигоне ТКО по ул. Химическая, 33 в г. Казани, Управление произвело расчет платы за размещение отходов по объектам I категории (№ 92-0116-004251-Т Волжский водозабор и № 92-0116-004312-Т Городские биологические очистные сооружения (ГБОСК)) и по объекту II категории (№ 92-0116-004252-Т БОС Крутушка) за 2021 год с применением коэффициента 25 за размещение отходов сверх установленных лимитов и направило Предприятию требование от 15.11.2022 № 09-12644 о внесении платы за размещение отходов в сумме 10 204 798,27 руб. и уплате пени.

Поскольку Предприятие указанное требование не исполнило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как определено статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения – виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база – нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 16.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 255), предусматривающие, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и взимается, в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее – размещение отходов) (подпункт «в» пункта 2), а также предусматривающие применение к этой плате коэффициента 25 за размещение отходов сверх установленных лимитов.

Установив, что Предприятие в 2021 году осуществляло размещение отходов на полигоне ТКО по ул. Химическая, 33 в г. Казани вместо согласованного полигона ТКО «Восточный», Управление при начислении платы применило коэффициент 25 за размещение отходов сверх установленных лимитов.

Между тем судами установлено, что размещение отходов и расчет платы за их размещение производились Предприятием в пределах установленных лимитов – нормативов и лимитов на размещение отходов от 14.07.2017 № Л.Г7.83.17 с периодом действия с 14.07.2017 по 14.07.2022. Требование Управления не преследует цели компенсации негативного воздействия на окружающую среду, поскольку воздействие на среду сверх установленных лимитов отсутствует, так как в указанный период размещение осуществлялось только на одном объекте (полигон ТКО по ул. Химическая, 33 в г. Казани).

Согласно пояснениям Предприятия, полигон ТКО «Восточный», на который ранее производилось транспортирование отходов Предприятия, в 2021 году был закрыт и не принимал отходы для дальнейшей обработки и утилизации.

Предприятие обратилось в Управление с заявлением от 10.01.2022 на переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 14.07.2017 № Л.Г7.83.17 в связи с изменением данных об объектах размещения отходов и документ был переоформлен Управлением 14.01.2022. При этом количественные лимиты на размещение отходов в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение № Л.Г7.83.17 не изменились, изменилось лишь место их размещения (иной полигон).

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив, что Предприятие размещало отходы на специальном полигоне в соответствии с нормативами образования отходов и в пределах установленных лимитов, рассчитанная Предприятием плата за негативное воздействие на окружающую среду соответствовала объему фактически поступивших и размещенных на полигоне отходов (иного не доказано), суды обоснованно пришли к выводу о том, что оснований для применения коэффициента 25 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду у Управления не имелось, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении его требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу № А65-1930/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин

Судьи С.В. Мосунов

А.Д. Хлебников