ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-19404/2023 от 30.01.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12557/2023

г. Казань Дело № А65-19404/2023

05 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2024 года.

Судья Арбитражного суда Поволжского округа Закирова И.Ш., рассмотрел без вызова сторон кассационную жалобу

Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021603269500, ИНН 1653017530)

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2023 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023

по делу № А65-19404/2023

по заявлению Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Арский агропромышленный профессиональный колледж", Арский район, п.Урняк (ОГРН 1021606155581, ИНН 1609002750) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021603269500, ИНН 1653017530) о признании недействительным и отмене решения №13 от 14.06.2023 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а также по встречному заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021603269500, ИНН 1653017530) к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению "Арский агропромышленный профессиональный колледж", Арский район, п.Урняк (ОГРН 1021606155581, ИНН 1609002750) о взыскании 13 500 руб. штрафа

УСТАНОВИЛ:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Арский агропромышленный профессиональный колледж" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ответчик, Фонд) о признании недействительным и отмене решения от 14.06.2023 №13 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2023 заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Фонд обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование своей позиции Фонд указал, что доказательств, подтверждающих наличие исключающих вину обстоятельств, страхователем не представлено.

Кассационная жалоба по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон по правилам главы 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".

Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.

Фондом на основании решения от 04.04.2023 №147 проведена проверка достоверности и полноты представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части стажа на соответствующих видах работ.

По результатам проверки составлен Акт проверки сведений от 04.04.2023 №167, согласно которому период работы за 2009-2013 в Учреждении работников, занимающих должности: зам. директора мастера производственного обучения, преподавателя, в общем количестве 27 человек не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как следует их Акта Учреждению указано о необходимости предоставить в срок до 11.04.2023 индивидуальные сведения по форме «корректирующая» в количестве 27 шт.

В адрес Учреждения направлено Уведомление от 04.04.2023 года об устранении ошибок и или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у отделения Фонда, которым предложено устранить имеющиеся расхождениями в течении 5 рабочих дней. К Уведомлению приложен Акт проверки от 04.04.2023 №167.

На Уведомление от 04.04.2023 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у отделения Фонда Учреждение письмом от 13.04.2023 №68 в котором указало на неправомерность требования о внесении корректировок в сведения, предоставленные в Фонд по указанным лицам и изложением мотивов своего несогласия.

Поскольку соответствующие сведения не представлены, Учреждение было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), в виде штрафа в размере 13 500 руб. (500 руб.* 27 застрахованных лиц) на основании решения от 14.06.2023 № 13 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Существо нарушения описано Фондом в решении от 14.06.2023 как непредставление в установленный срок сведений.

Не согласившись с указанным решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не усматривает таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов на основании следующего.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 указанного закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Пунктом 2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлен перечень сведений, которые страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы).

Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173-ФЗ от 17.12.2001 (далее - Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по старости, назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 19 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии за лицами, не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется на основании Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктами 1.9 и 1.10 Списка должностей и учреждений установлено, что к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся: - образовательные учреждения начального профессионального образования: училища всех видов и наименований, в том числе училище-интернат; лицей - образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований, в том числе техникуминтернат и техникум-предприятие; училища всех наименований, в том числе училищеинтернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат; технический лицей; музыкальная школа, в том числе музыкальная школа-лицей; художественная школа, в то числе художественная школа- лицей; школа-студия.

По мнению Фонда, согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 №781 по пункту 1.9 предусмотрены учреждения начального профессионального образования и по пункту 1.10 предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования. Заявитель обеспечивает получение как начального профессионального, так и среднего профессионального образования, следовательно, является учреждением смешанного типа и не может рассматриваться как учреждение, предусмотренное пунктом 1.9 и пунктом 1.10 Списка, утвержденного указанным постановлением Правительства.

Как следует из материалов дела и подтверждено судами, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.03.2010 №198 «О реорганизации государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №120» и государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Арский агропромышленный профессиональный колледж» государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Арский агропромышленный профессиональный колледж» реорганизовано путем присоединения к нему в качестве филиала государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №120».

В силу пункта 1.3 Устава Заявителя, утвержденного Приказом от 06.07.2010 №424 Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, колледж является государственным автономным образовательным учреждением – средним специальным учебным заведением – реализующим основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Как указали суды, согласно нормам статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). По типу и наименованию учреждений Заявитель попадает под пункт 1.10 Списка, в котором указаны "колледжи всех наименований".

Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 20.10.2005 № 392-0, от 18.04.2006 № 83-0, от 21.12.2006 № 584-0, от 19.06.2007 № 436-0-0) в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Судами установлено, что в спорный период работники Учреждения осуществляли деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком.

Таким образом, ссылки Фонда на реализацию заявителем образовательных программ смешанного типа, не являются основанием для отказа в назначении досрочной пенсии по старости.

Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку кассационной жалобы на пункт 14 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, поскольку ни в Акте, ни в оспариваемом решении нарушение указанного пункта Учреждению не вменялось.

Из материалов дела не следует, что Фондом анализировался возраст учащихся в учреждении. При этом, на Уведомление от 04.04.2023 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у отделения Фонда Учреждение письмом от 13.04.2023 №68 сообщило, что в периоды работы, указанные в Акте лица, работающие в качестве воспитателя, мастера производственного обучения, заместителя директора 2009-2013 года имеют право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и отразило в письме, что количество обучающихся в возрасте до 18 лет в ГАПОУ «ААПК» на период 2009-2013 года превышало 50% от всех обучающихся.

Также Учреждением отмечено, что по двум сотрудникам с аналогичным иском суд вынес положительные решения. В связи с чем, Учреждение указало на неправомерность требования о внесении корректировок в сведения, предоставленные в Фонд по указанным лицам. В оспариваемом решении от 14.06.2023 Фонд также отразил указанные возражения Учреждения

В нарушение статьи 65 АПК РФ доводы страхователя Фондом не опровергнуты, доказательств того, что в рассматриваемые периоды в Учреждении количество обучающихся в возрасте до 18 лет было менее 50 % от всех обучающихся детей, правомерности позиции Фонда, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что Фондом не доказан факт представления заявителем некорректных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования для учета трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с чем, основания для привлечения Учреждения у ответственности за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений по форме «корректирующая» в количестве 27 шт. отсутствовали.

При указанных обстоятельствах приводимые Фондом в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела, имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.

Направленность доводов подателя жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора в силу статьи 286 АПК РФ не относится к полномочиям суда округа.

Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу № А65-19404/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья И.Ш. Закирова