ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-19630/2021 от 02.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-18914/2022

г. Казань Дело № А65-19630/2021

09 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,

в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Тракья Гласс Рус»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022

по делу № А65-19630/2021

по заявлению акционерного общества «Тракья Гласс Рус» (ОГРН 1101674000405, ИНН 1646027023, Республика Татарстан, Елабужский район) об отмене постановления Приволжской электронной таможни (г. Нижний Новгород) от 21.07.2021 № 10418000-558/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - общества с ограниченной ответственностью «Выборг-Терминал Северо-Запад» (ОГРН 1127847255898, ИНН 7839461936, г. Санкт-Петербург),

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Тракья Гласс Рус» (далее – общество, АО «Тракья Гласс Рус») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Приволжской электронной таможни (далее – Приволжская электронная таможня, административный орган) от 21.07.2021 по делу об административном правонарушении № 10418000-558/2021, о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб., либо замене назначенного наказания предупреждением.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Выборг-Терминал Северо-Запад» (далее – ООО «Выборг-Терминал Северо-Запад», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2021 по делу № А65-19630/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе акционерное общество «Тракья Гласс Рус» просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, между АО «Тракья Гласс Рус» (Россия) и компанией «DR.-ING. SCHMITT GMBH» (Германия) заключен контракт от 01.02.2019 №TGR/782/2019 на поставку товаров.

АО «Тракья Гласс Рус» заключен договор от 09.02.2015 № 0498/00-15-3 с таможенным представителем ООО «Выборг-Терминал Северо-Запад» на оказание услуг по таможенному декларированию товаров и предоставлению транспортных средств.

Таможенным представителем ООО «Выборг-Терминал Северо-Запад» от имени и по поручению АО «Тракья Гласс Рус» на Приволжский таможенный пост (ЦЭД) Приволжской электронной таможни с применением электронной формы таможенного декларирования подана предварительная таможенная декларация от 08.08.2019 №10418010/080819/0205512 на товарную партию из 7 единиц, в том числе:

– товар № 7 «Прочие инициаторы реакций, ускорители реакций и катализаторы, в другом месте не поименованные или не включенные. Представляет собой водный раствор неорганической соли драгоценного металла - дихлорида палладия с добавлением уксусной и соляной кислот. Ввозятся для собственных нужд общества и не подлежат отчуждению. MIRAFLEX PD/промоутер адгезии (катализатор)… производитель: DR.-ING. SCHMITT GMBH, товарный знак: отсутствует, марка: MIRAFLEX, артикул: отсутствует, модель: отсутствует», код ТН ВЭД ЕАЭС 3815 90 900 0 (далее – MIRAFLEX PD/промоутер адгезии (катализатор).

Таможенным представителем заявлена таможенная процедура – выпуск для внутреннего потребления «ИМ40».

В таможню поступило уведомление от 12.08.2019 о прибытии товарной партии, в котором отсутствуют сведения о необходимости внесения изменений в ДТ.

Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Германии составом транспортных средств (тягач с полуприцепом или прицепом) (код 31) по контракту от 01.02.2019№ TGR/782/2019.

12.08.2019 ДТ № 10418010/080819/0205512 была выпущена в соответствии с заявленной процедурой (ИМ40).

В результате проведения проверки правильности классификации отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров Приволжской электронной таможней было принято решение от 15.03.2021 об изменении классификации товара «MIRAFLEX PD/промоутер адгезии (катализатор)» в товарную подсубпозицию 2843 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

С учетом принятого решения по классификации товара выявлено, что при таможенном декларировании товара № 7 «MIRAFLEX PD/промоутер адгезии (катализатор)» по ДТ № 10418010/080819/0205512 в графе 44 и в комплекте сопроводительных документов отсутствовали сведения о разрешительных документах, предусмотренных Положением, а именно, акт государственного контроля, выданный ФКУ «Пробирная палата России».

Установив факт несоблюдения АО «Тракья Гласс Рус» запретов и ограничений при таможенном декларировании товара № 7 по ДТ № 10418010/080819/0205512 - отсутствия у декларанта разрешительных документов, предусмотренных Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», административный орган в отношении общества составил протокол об административном правонарушении от 11.06.2021 № 10418000-558/2021.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 21.07.2021 № 10418000-558/2021 о назначении ООО АО «Тракья Гласс Рус» административного наказания по статье 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.

Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Субъектом данного правонарушения, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

Субъективная сторона правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается исходя из имеющейся у лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, когда данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.

Как следует из пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС, может быть подтверждено после выпуска товаров.

В соответствии со статьей 128 ТК ЕАЭС обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возложена на декларанта.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение Коллегии ЕЭК № 30) на таможенной территории ЕАЭС в качестве единой меры нетарифного регулирования введен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению № 2.

Пунктом 2 Решения Коллегии ЕЭК № 30 предусмотрено, что товары, в отношении которых введены единые меры нетарифного регулирования, указанные в пункте 1 Решения Коллегии № 30, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) и публикуемый на официальном сайте ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - единый перечень).

Разрешительный порядок, указанный в пункте 1 Решения ЕЭК № 30, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных, в том числе в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, согласно приложению № 14 (далее - Положение) (пункт 3 Решения Коллегии ЕЭК № 30).

Согласно пункту 8 Положения помещение товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 единого перечня, под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, реимпорта, временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и реэкспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена ЕАЭС акта государственного контроля.

Драгоценные металлы в виде продукции и изделий, в том числе классифицируемые в субпозиции 2843 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в таблицу 3 раздела 2.10 единого перечня.

В силу пункта 7 Правил осуществления государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, являющихся приложением № 2 к Положению, результаты государственного контроля товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 единого перечня, оформляются актом государственного контроля, составленным по форме, предусмотренной приложением № 1 к Положению.

Согласно пункту 19 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137, государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 единого перечня, осуществляет Федеральная пробирная палата (федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» до 27.10.2019) в соответствии с правилами, предусмотренными приложением № 2 к Положению.

В соответствии с пунктом 4 Положения помещение под таможенные процедуры товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 единого перечня, осуществляется на специализированных (категорированных) таможенных постах или в отделах таможенных органов государств-членов ЕАЭС, созданных в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы в торговле с третьими странами является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

Согласно пункту 16.9 Устава федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее – ФКУ «Пробирная палата России», утвержденному приказом Минфина России от 21.12.2016 № 687, действующим на момент подачи ДТ № 10418010/080819/0205512, ФКУ «Пробирная палата России» осуществляет государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.10.2019 № 529 «Об образовании Федеральной пробирной палаты», на базе ФКУ «Пробирная палата России» образована Федеральная пробирная палата, Федеральной пробирной палате переданы функции ФКУ «Пробирная палата России».

Согласно пункту 5.2 Положения о Федеральной пробирной палате, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 № 307 «О Федеральной пробирной палате», Федеральная пробирная палата осуществляет государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Таким образом, при помещении драгоценных металлов в виде продукции и изделий, классифицируемых в подсубпозиции 2843 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС и входящих в единый перечень, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо представление акта государственного контроля Федеральной пробирной палаты.

Суды признали установленным факт несоблюдения обществом запретов и ограничений при таможенном декларировании товара № 7 по ДТ № 10418010/080819/0205512.

Кроме того, еще в 2018 году АО «Тракья Гласе Русс» было поставлено на специальный учет в ФКУ «Российская Государственная Пробирная Палата при Министерстве финансов Российской Федерации» в Волго-Вятской Государственной Инспекции пробирного надзора с присвоением учетного номера ЮЛ 1600208418 от 01.10.2018, с указанием в разделе 7 «Виды деятельности» карты специального учета юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами ОКВЭД 23.1 - «Формирование и обработка листового стекла (производство стеклянных зеркал при использовании драгоценных металлов: хлорида палладия и нитрата серебра)», как юридическое лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами.

Таким образом на момент ввоза товара №7, и в последующем задекларированного в ДТ 10418010/080819/0205512 с классификационным кодом 3815 90 900 0 по ТН ВЭД ЕАЭС, АО «Тракья Гласс Рус» знало о своей обязанности как декларанта о необходимости соблюдения запретов и ограничений при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза спорного товара.

Поскольку на момент представления таможенной декларации в таможенный орган АО «Тракья Гласс Рус» не представило акт государственного контроля ФКУ «Пробирная палата России» в отношении товара «MIRAFLEX PD/промоутер адгезии (катализатор)», то есть не подтвердило соблюдение запретов и ограничений, является верным вывод о наличии в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Доводы общества получили надлежащую правовую оценку в судебных актах.

Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Суды отметили, что какие либо сомнения в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, отсутствуют.

Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек.

Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения, как малозначительного (статья 2.9. КоАП РФ), для замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суды не установили.

Штраф назначен обществу в пределах санкции, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ. Смягчающих ответственность общества обстоятельств судами не установлено.

Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела.

Нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по делу № А65-19630/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи С.В. Мосунов

И.Ш. Закирова