ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-1963/2021 от 07.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11729/2021

г. Казань Дело № А65-1963/2021

08 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Хакимова И.А., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

ответчика – Шигабетдинова Р.Р., доверенность от 13.01.2021,

третьего лица – Шигабетдинова Р.Р., доверенность от 24.05.2021,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПожГарант»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021

по делу № А65-1963/2021

по заявления общества с ограниченной ответственностью «ПожГарант» (ИНН 1650160081, ОГРН 1071650014083) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан об оспаривании решения, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ПожГарант» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан (далее – инспекция) от 03.11.2020 № 2.10-6/В о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 1 399 686 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - управление).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Инспекций проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 и страховых взносов за период с 01.07.2017 по 31.12.2018.

По результатам проверки составлен акт от 16.09.2020 № 2.10-8/В и принято решение от 13.08.2020 № 2.10-6/В, которым, в том числе предложено обществу удержать налог на доходы физических лиц в сумме 1 511 364 руб. непосредственно из доходов налогоплательщиков (физических лиц) при очередной выплате дохода в денежной форме, а при невозможности удержания – представить в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ; перечислить в бюджет удержанную из доходов налогоплательщиков сумму налога.

Инспекция пришла к выводу о наличии у общества обязанности по удержанию и перечислению в бюджеты налога на доходы физических лиц с доходов работников в виде компенсационных выплат, связанных с исполнением работниками трудовых обязанностей, постоянная работа которых имеет разъездной характер.

Решением управления от 11.01.2021 № 2.7-18/000160@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением налогового органа в обжалуемой части, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требования, суды пришли к выводу о том, что решение инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды (статьи 209 и 210 Налогового кодекса).

Согласно абзацу 9 пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Понятие «компенсационные выплаты» Налоговый кодекс не содержит.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

Исходя из статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, помимо случаев, перечисленных в данной норме, и в других случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

В статье 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 названной статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Судами установлено, что в пункте 2.1 Положения об оплате труда от 21.09.2017 № 100, утвержденного генеральным директором общества, заработная плата работников организации включает оклад (тарифную ставку), а также может включать в себя премиальные выплаты, доплаты (надбавки), предусмотренные трудовым законодательством за особые условия труда (вредные, опасные, тяжелые работы и иные особые условия труда), а также за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и других), иные поощрительные надбавки и доплаты компенсационного характера.

Пунктом 3.1.7 Положения предусмотрено, что работникам устанавливается компенсация за разъездной характер работы. Условия разъездного характера работы устанавливаются в трудовом договоре. Размер компенсации устанавливается отдельным приказом генерального директора общества.

В заключенных обществом с работниками трудовых договорах типовой формы предусмотрено, что работнику устанавливается разъездной характер работы с территорией разъездов Республика Татарстан (пункт 1.10 трудового договора), либо указанное условие предусмотрено пунктом 1 дополнительного соглашением к трудовому договору.

Обществом также утверждено Положение о разъездном характере работы от 30.12.2016, в соответствии с пунктом 1.3 которого под работой, имеющей разъездной характер, понимается работа, на постоянной основе связанная с систематическими служебными поездками (перемещениями) работника в пределах обусловленных трудовым договором территорий, в том числе за границами той местности, населенного пункта, региона, государства, где расположено (зарегистрировано) общество, совершаемыми работником в процессе выполнения своих трудовых обязанностей в течение всего срока действия трудового договора.

В пункте 4 Положения о разъездном характере работы закреплено, что помимо предоставления общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, работодатель возмещает работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, иные расходы, произведенные работником с разрешения и ведома работодателя.

Расходы по проезду возмещаются в размере фактических расходов на проезд конкретным видом транспорта; водителям – в размере фактических затрат на приобретение горюче-смазочных материалов в пределах норм, предусмотренных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (пункт 5 Положения о разъездном характере работы).

Размер фактических расходов на проезд конкретным видом транспорта, а также фактических затрат на приобретение горюче-смазочных материалов определяется соответственно на основании квитанций, кассовых чеков, чеков АЗС и иных подтверждающих указанные расходов документов (пункт 5.2 Положения о разъездном характере работы).

Проанализировав представленные обществом в подтверждение правильности исчисления налога на доходы физических лиц документы (табели учета рабочего времени, бухгалтерские справки, ежемесячные приказы о выплате компенсации пропорционально фактическому отработанному времени за проверяемый период), судебные инстанции пришли к выводу о том, что рассматриваемые выплаты в пользу работников входят в действующую в обществе систему оплаты труда, поскольку они не являются возмещением понесенных расходов, подтвержденных документально, не являются выплатами суточных, а имеют фиксированный размер за каждый отработанный день (700 руб.), и, соответственно, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Допустимых и достаточных доказательств того, что эти выплаты обусловлены реальными расходами работников общества и являются именно компенсацией конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением работниками трудовых обязанностей, судам не представлено.

При этом судами установлено, что помимо компенсационной выплаты локальными актами заявителя отдельно предусмотрено возмещение понесенных в связи с разъездным характером расходов (горюче-смазочные материалы, проживание).

Следовательно, спорные выплаты не носят компенсационный характер, предусмотренный трудовым законодательством, а являются выплатами, произведенными заявителем своим работникам в рамках трудовых отношений и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № А65-1963/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи И.А. Хакимов

А.Н. Ольховиков