АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-16004/2022
г. Казань Дело № А65-19845/2021
29 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу непубличного акционерного общества «Карьероуправление-плюс»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021
по делу № А65-19845/2021
по заявлению непубличного акционерного общества «Карьероуправление-плюс» (Высокогорский район, д. Потаниха, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (г. Казань) от 10.08.2021 № 543.
УСТАНОВИЛ:
непубличное акционерное общество «Карьероуправление-плюс» (далее – НАО «Карьероуправление-плюс», общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Министерство, ответчик) от 10.08.2021 № 543.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2021 по делу № А65-19845/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе непубличное акционерное общество «Карьероуправление-плюс» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, НАО «Карьероуправление-плюс» осуществляло добычу карбонатных пород на месторождении Куркачинское II в Высокогорском районе Республики Татарстан, в 300 м. к югу от д.Куркачи, в 50-ти км. к северо-востоку от г.Казани на основании лицензии ВСК №00998 ТЭ со сроком действия до 01.01.2019 и прилагаемому к ней лицензионному соглашению.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2018 по делу №А65-18725/2017 НАО «Карьероуправление-Плюс» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
В ходе проведения планового (рейдового) задания Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выявлен факт невыполнение НАО «Карьероуправление-Плюс» обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых на месторождении «Куркачинское-II» по ранее выданной лицензии ВСК №00998ТЭ на право пользования недрами.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 09.12.2020 №1244, административный орган признал, что обществом нарушены требований статей 9, 11, 22 (пункт 8) Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); составлен протокол от 28.07.2021 № 026135 об административном правонарушении и вынесено постановление от 10.08.2021 №543, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 400 000 руб.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого правонарушения образует неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила), которые, в том числе устанавливают порядок проведения рекультивации земель и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Пунктом 6 названных Правил определено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно методическим рекомендациям по выявлению деградированных и загрязненных земель (утв. Государственным комитетом России по земельным ресурсам и землеустройству 28.12.1994, Министерством сельского хозяйства России 26.01.1995, Министерством природы России 15.02.1995, согласованы с РАСХН13.121994 (далее - Методические рекомендации)) к нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность. Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель; под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе и агроэкосистем) и существования природных ландшафтов; нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова.
Судами установлено, что НАО «Карьероуправление-плюс» осуществляло добычу карбонатных пород на месторождении Куркачинское II в Высокогорском районе Республики Татарстан, в 300 м. к югу от д.Куркачи, в 50 км к северо-востоку от г.Казани на основании лицензии ВСК №00998 ТЭ со сроком действия до 01.01.2019 и прилагаемому к ней лицензионному соглашению.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов от 08.02.2020 №129-п «О прекращении права пользования недрами, предоставленного ЗАО «Карьероуправление-плюс» на основании лицензии серии ВСК №00998ТЭ с целью добычи карбонатных пород на месторождении Куркачинское-II в Высокогорском муниципальном районе Республики Татарстан, в связи с истечением срока действия» (далее – Приказ №129-п) право пользования недрами, предоставленное ЗАО «Карьероуправление-плюс» на основании лицензии серии ВСК №00998ТЭ с целью добычи карбонатных пород на месторождении Куркачинское-II в Высокогорском муниципальном районе Республики Татарстан, в связи с истечением срока действия 01.01.2019 прекращено.
Пунктом 2.5 Приказа №129-п заявителю в срок до 30.10.2020 установлено провести работы по рекультивации нарушенных земель с составлением и подписанием в установленном законодательством порядке, акта сдачи-приемки.
В акте №1244 планового (рейдового) экологического обследования состояния территории от 09.12.2020 отражено, что на момент обследования добыча на лицензионном участке не велась, специализированная техника отсутствовала. Имеются следы более ранней добычи. Работы по рекультивации не проведены.
Обязанность по содержанию лицензионного земельного участка, выполнению на нем мероприятий по охране земель и обязательных мероприятий, предусмотренных природоохранным и земельным законодательством, в том числе по проведению рекультивации нарушенных земель возникли у НАО «Карьероуправление-Плюс» с момента получения лицензии ВСК №00998 ТЭ (27.12.2004).
Суды проанализировали положения пунктов 3, 4, 26 Правил и признали, что заявитель как лицо, деятельность которого по добыче полезных ископаемых привела к деградации земель, обязан был в семимесячный срок с момента прекращения этой деятельности провести рекультивацию нарушенных земель, что им сделано не было. При этом данная обязанность заявителя не может быть возложена на иных лиц, включая нового собственника земельного участка (ООО «Рубис»).
Признаки проведения обязательных мероприятий, направленных на выполнение работ по рекультивации нарушенных земель в части карьера, административным органом не выявлены; документы, подтверждающие проведение обязательных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель, НАО «Карьероуправление-Плюс» не представлены.
Нарушению вышеуказанных требований земельного законодательства способствовало бездействие НАО «Карьероуправление-Плюс» по использованию земельного участка и проведению обязательных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель на лицензионном участке.
Административным органом представлены достаточные доказательства совершения обществом правонарушения, материалами дела доказано наличие события вмененного обществу административного правонарушения и объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Судами установлено, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.
Таким образом, поскольку факт правонарушения, совершенного лицом, привлеченным к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, в действиях заявителя имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности судами не установлено. Оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ судами не выявлено.
Суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства. Основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу № А65-19845/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи И.А. Хакимов
Р.Р. Мухаметшин