ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-20329/16 от 09.01.2017 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

января 2017 года                                                                                  Дело №А65-20329/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2017 года   

В полном объеме постановление изготовлено 13 января 2017 года   

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09.01.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Седьмое частное автотранспортное объединение» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2016 по делу №А65-20329/2016 (судья Хасанов А.Р.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Седьмое частное автотранспортное объединение» (ИНН 1655064487, ОГРН 1041621021342), г.Зеленодольск Республики Татарстан, к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Казань,

об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

без вызова сторон,

руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Седьмое частное автотранспортное объединение» (далее – ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение», общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган) от 22.08.2016 №КЗ 06/85-16 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.9 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2016 по делу №А65-20329/2016 в удовлетворении заявления было отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» просило решение суда первой инстанции отменить, признать незаконным и отменить постановление административного органа от 22.08.2016 №КЗ 06/85-16. В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на ненадлежащее извещение о проверке; фактическое устранение обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к ответственности; малозначительность совершенного деяния.

В уточнении к апелляционной жалобе ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение», сославшись на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.08.2016 №24820-ОФ, просило заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам на основании ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как видно из материалов дела, по поручению Прокуратуры Московского района г. Казани от 20.06.2016 №2.3.1/307-2016 административным органом была проведена проверка исполнения ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» законодательства о транспортной безопасности на территории железнодорожного вокзала «Восстание», в ходе которой было установлено, что с территории вокзала отправляются автобусы с номерами № 104 и 110 по маршрутам «Казань - Зеленодольск» и «Казань - Васильево», билеты на которые продаются обществом.

В кассе также осуществляется продажа билетов по маршрутам «Казань - Шумерля - Ядрин» (ИП Шакуров М.М.) и «Казань -Новочебоксарск» (ООО «Пегас-21»).

Между ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» и ИП Шакуровым М.М. заключен договор от 31.12.2015 №Каз/2015, в соответствии с которым общество обязалось от своего имени в билетных кассах производить своевременную продажу проездных и багажных билетов, оперативную допродажу билетов на все рейсы, обслуживаемые транспортными средствами ИП Шакурова М.М., в соответствии с утвержденным расписанием и тарифами, обеспечивая, по возможности, максимальную наполняемость транспортных средств на обслуживаемых маршрутах (п. 2.1.1). ИП Шакурова М.М. обязался предоставлять для перевозки пассажиров технически исправные автобусы по типам и маркам в строгом соответствии с утвержденными расписаниями, с пронумерованными местами для пассажиров, в надлежащем санитарном состоянии, оборудованные и экипированные в соответствии с ГОСТ (п. 2.2.1).

Между ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» и ООО «Пегас-21» заключен договор от 10.05.2016 №Каз/2016, обязанности сторон по которому аналогичны вышеперечисленным (п. 2.1.1 и 2.2.1).

Во временном владении и пользовании ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» находятся несколько помещений, расположенных на 1-м этаже здания вокзала «Восстание» (№ 103-107, 119-120, общей площадью 65,7 кв.м), переданных на основании следующих документов: дополнительного соглашения от 15.04.2016 №3 об уступке прав и обязанностей (перенайме) к Договору аренды недвижимого имущества от 05.08.2013 №ЦРИ/4/А/2200/13/001722, находящегося в собственности ОАО «РЖД», подписанное ОАО «РЖД», АО «РЖД Сервис» и ООО «Главный Пассажирский Сервисный Центр»; дополнительного соглашения от 15.04.2016 №2 об уступке прав и обязанностей (перенайме) к Договору от 19.09.2013 № ДО-177/2013, подписанное АО «РЖД Сервис», ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» и ООО «Главный Пассажирский Сервисный Центр».

Также между ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» и ОАО «РЖД» заключен договор от 04.02.2016 №1804204, в соответствии с которым ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» обязалось предоставить ОАО «РЖД» список автотранспортных средств, которые будут въезжать на привокзальную территорию вокзала «Восстание», с указанием марки транспортного средства и государственного номера, согласно приложению 1 (п. 2.1.1); ОАО «РЖД» обязалось предоставить ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» право въезда на привокзальную территорию вокзала «Восстание» автотранспортных средств организации.

Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан ООО «Седьмое частное автотранспортное предприятие» выдана бессрочная лицензия от 20.03.2009 №АСС-16-633173 на осуществление деятельности «перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Таким образом, ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» является субъектом транспортной инфраструктуры, обязанным осуществлять действия, направленные на обеспечение транспортной безопасности.

В ходе проверки также установлено, что, производя своевременную предварительную и текущую продажу проездных и багажных билетов по перечисленным маршрутам, ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» не осуществляет передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств соответствующей информации, в результате чего нарушаются требования ч. 2, 3 и 5 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 7, 12 и 15 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденного приказом Минтранса России от 19.07.2012 №243.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности регламентировано Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон №16-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст. 4 Закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 1 Закона №16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Пунктом 1 ст. 11 Закона №16-ФЗ предусмотрено, что в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона №16-ФЗ информационная система состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок: внутренние и международные воздушные перевозки; железнодорожные перевозки в дальнем следовании; перевозки морским, внутренним водным транспортом в международном сообщении и в сообщении между портами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым; перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона №16-ФЗ автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной в том числе субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Согласно п. 5 ст. 11 Закона №16-ФЗ при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки; пол; гражданство.

Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 6 ст. 11 Закона №16-ФЗ).

Такой порядок утвержден приказом Минтранса России от 19.07.2012 №243 (далее - Порядок №243).

Согласно п. 7 Порядка №243 перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные: при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов); при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами; при формировании персонала (экипажей) транспортных средств.

В соответствии с п. 12 Порядка №243 перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры (далее - поставщики информации) в соответствии с установленной сферой ведения при оформлении проездных документов (билетов) обеспечивают передачу сведений о пассажирских перевозках оператору Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).

Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства, являющиеся собственниками транспортного средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, либо использующие его на иных законных основаниях, обеспечивают передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (АЦБПДП) сведений о пассажирских перевозках в соответствии с настоящим Порядком, если международными договорами Российской Федерации не установлено иное.

Согласно п. 15 Порядка №243 предоставление данных в АЦБПДП поставщиками информации осуществляется в электронной форме в автоматическом режиме по расписанию путем отбора требуемых данных из информационной системы субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика и их выгрузки в обменный файл (сообщение) согласованного формата в соответствии с положениями, указанными в гл. 3 Порядка №243, или в интерактивном режиме путем ввода сведений о пассажирских перевозках на Интернет-портале АЦБПДП.

Технология передачи сведений в АЦБПДП в интерактивном режиме определяется оператором ЕГИС ОТБ. Оператор ЕГИС ОТБ предоставляет перевозчику (субъекту транспортной инфраструктуры) параметры подключения к Интернет-порталу АЦБПДП.

Таким образом, факт совершения ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» не представило доказательств того, что им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ.

Довод ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» о ненадлежащем извещении о проведении проверки прокуратурой Московского района г.Казани материалами дела не подтверждается, в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции.

Фактическое устранение обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к ответственности, на которое ссылается общество, также материалами дела не подтверждается.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Учитывая изложенные нормы права, позиции судов высших инстанций, фактические обстоятельства рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» деяния малозначительным.

Вместе с тем, при вынесении решения суд первой инстанции не учел следующее.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Согласно общедоступным сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://rmsp.nalog.ru/, ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, то есть на момент привлечения к административной ответственности являлось субъектом малого предпринимательства (микропредприятие).

Административным органом не доказан факт неоднократного совершения ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ.

Кроме того, из постановления административного органа от 22.08.2016 №КЗ 06/85-16 о назначении административного наказания следует, что им не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в том числе предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения.

Материалами дела не подтверждается факт возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и наличие имущественного ущерба.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ, не входит в перечень административных правонарушений, содержащийся в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, за которые наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции изменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), признает незаконным и изменяет постановление административного органа от 22.08.2016 №КЗ 06/85-16 в части назначения административного наказания и назначает ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение»  административное наказание по ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2016 года по делу №А65-20329/2016 изменить.

Признать незаконным постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22 августа 2016 года №КЗ 06/85-16 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью «Седьмое частное автотранспортное объединение» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса об административных правонарушениях, к административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Седьмое частное автотранспортное объединение» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса об административных правонарушениях, к административному наказанию в виде предупреждения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                      В.С. Семушкин