ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-20803/2009 от 04.02.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А65-20803/2009

08 февраля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Филимонова С.А.,

судей Баширова Э.Г., Афансаьева И.Н.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 11.01.2010 б/н,

ответчика – ФИО2, доверенность от 03.02.2010 № 70/14-34,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Вахитовского района»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2009 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)

по делу № А65-20803/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Вахитовского района» к Комитету Республики Татарстан по тарифам о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2009 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Вахитовкого района» (далее – ООО «УК Вахитовского района», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета Республики Татарстан по тарифам от 20 июля 2009 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 0013/09 по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в размере 100 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 сентября 2009 года обществу в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что в его действиях содержится состав административного правонарушения, административным органом соблюдены требования процедуры привлечения к административной ответственности.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2009 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявление удовлетворить.

Выслушав представителей сторон, поддержавших свои позиции, проверив правильность применения судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, комитет Республики Татарстан по тарифам на основании протокола об административном правонарушении от 06.07.2009 № 0013/09 постановлением о назначении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.07.2009 № 0013/09 привлек заявителя к ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Как усматривается из материалов дела, в период с июля 2008 года по июнь 2009 года ООО «УК Вахитовского района» приобретало электрическую энергию у предприятия «Энергосбыт» открытого акционерного общества «Татэнерго» как для собственных нужд, так и для обеспечения субабонентов, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к его электрическим сетям.

Для проверки правомерности расчетов за поставленную электрическую энергию административным органом из общего количества были выбраны 6 субабонентов ООО «УК Вахитовского района»: ЗАО «ТаксНет», ООО «АрхиМед», ООО «Эстетика», ООО «Санрайз-К», ООО «Вавилон», ЗАО «Центр-Сервис».

Пунктом 4.3 договоров энергоснабжения, заключенных между ООО «УК Вахитовского района» и вышеуказанными субабонентами установлено, что стоимость 1 кВт/ч потребленной электрической энергии складывается из утвержденного тарифа и дополнительной надбавки Абонента за услуги по передаче электрической энергии в размере 20% от стоимости электрической энергии. Возмещение расходов за услуги по передаче электрической энергии, указанное в счетах-фактурах как обслуживание электрических сетей в период с июля 2008 года по июнь 2009 года осуществлялось исходя из количества потребленной субабонентами электрической энергии, что подтверждается актами выполненных работ и выставленными счетами-фактурами.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергиюосуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

ООО «УК Вахитовского района» в обоснование правомерности взимания платы за услуги по передаче электрической энергии ссылается на то, что фактически эта плата взималась за обслуживание электрических сетей, что подтверждается актами выполненных работ.

Также заявитель указывает, что ООО «УК Вахитовского района» осуществляет функции управления общим имуществом многоквартирного жилого дома и не является собственником и иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям энергопринимающее устройство потребителя.

Суды правомерно посчитали данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.

Пунктом 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 расходы на содержание оборудования, коммуникаций, обслуживающего персонала (техническое обслуживание электросетей для поддержания их в исправном состоянии) являются составной частью тарифа на передачу электрической энергии. Стоимость услуг по передаче электрической энергии в свою очередь является составной частью тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям (пункт 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденного постановлением от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»). Следовательно, взимание указанных расходов является нарушением установленного порядка ценообразования.

В результате проведенной проверки Комитетом по тарифам Республики Татарстан выявлено, что ООО «УК Вахитовского района» осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к находящимся в их ведении электрическим сетям.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаясь в адрес ООО «УК Вахитовского района» для обеспечения технологического присоединения энергопринимающих устройств новых объектов электросетевого хозяйства, вынуждены оплачивать денежные средства в размере 10 003, 9 рублей. Тем самым, как правильно указали суды, управляющая компания посягает на государственное регулирование установленного порядка ценообразования, что свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Данные денежные средства взимаются по утвержденной ООО «УК Вахитовского района» калькуляции затрат, связанных с оформлением технических условий на ресурсоснабжение в 2008 году, что подтверждается платежными поручениями от 13.08.2008 № 90, от 16.12.2008 № 65, от 31.03.2009 № 33, от 17.09.2008 № 952, от 02.09.2008 № 422 и самим обществом по существу не оспаривается.

По мнению заявителя указанные суммы взимаются с целью компенсации затрат, связанных с изготовлением документации, однако вплатежных поручениях они указаны как «плата за оформление технических условий».

В перечне видов работ (услуг) представленной калькуляции присутствуют подготовка и выдача технических условий для заключения договора на ресурсоснабжение с выходом на место и подготовка, оформление акта границы раздела эксплуатационной ответственности с выходом на место.

Подпунктом «а» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 установлено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку сетевой организацией технических условий.

Подпунктом «д» пункта 7 указанных правил предусмотрено, что в процедуру технологического присоединения входит составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Таким образом, ООО «УК Вахитовского района», выдавая технические условия, фактически осуществляло действия по технологическому присоединению к электрическим сетям за плату, о чем также свидетельствует оформление акта границы раздела эксплуатационной ответственности.

В пункте 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, закреплено, что плата за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с Положением о Комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным Указом Президента Республики Татарстан от 12.05.2008 № УП-207, Комитет Республики Татарстан по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов.

ООО «УК Вахитовского района» за установлением платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям в Комитет Республики Татарстан по тарифам не обращалось, расчеты для установления платы не предоставляло. Законодательство Российской Федерации не предоставляет права самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение к электрическим сетям.

Таким образом, взимание затрат, связанных с оформлением технических условий на ресурсоснабжение в части подготовки и выдачи технических условий, подготовки и оформления акта границы раздел эксплуатационной ответственности по технологическому присоединению к электрическим сетям ООО «УК Вахитовского района» является «иным» нарушением установленного порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам ставкам и томуподобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере сто тысяч рублей.

ООО «УК Вахитовского района», осуществляя в отношении субабонентов деятельность по продаже электрической энергии, взимая при этом дополнительную надбавку за услуги по передаче электрической энергии в размере 20% от стоимости потребленной энергии (за обслуживание электрических сетей), а также взимая затраты, связанные с оформлением технических условий на ресурсоснабжение в части подготовки и выдачи технических условий, подготовки и оформления акта границы раздела эксплуатационной ответственности, т.е. осуществляя действия по технологическому присоединению к электрическим сетям без утвержденной в установленном порядке платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям нарушило установленный порядок ценообразования, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясьпунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 по делу № А65-20803/2009оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья С.А. Филимонов

Судьи Э.Г. Баширов

ФИО3