ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-21522/2021 от 19.05.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17198/2022

г. Казань Дело № А65-21522/2021

19 мая 2022 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Кормакова Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экомир-Казань»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022, принятые в порядке упрощенного производства,

по делу № А65-21522/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экомир-Казань» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам об оспаривании постановления ,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Экомир-Казань» (далее - ООО «Экомир-Казань», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее – Комитет, административный орган) от 23.08.2021 № 139/21 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50 000 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет доводы жалобы отклонил, просил оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» судьей единолично без вызова сторон.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее – ООО «Чистый город») и ООО«Экомир-Казань» заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 01.01.2020 № 24-П, в соответствии с которым заявитель принял на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории г. Казани, Зеленодольского, Высокогорского и Пестречинского районов Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан.

Комитетом установлено, что общество нарушило срок раскрытия общей информации об организации, предусмотренной пунктом 12 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 564; далее - Стандарты № 564), фактически информация раскрыта 27.07.2021, а также не раскрыло информацию, предусмотренную подпунктом «д» пункта 15 Стандартов № 564.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления Комитетом в отношении общества протокола от 09.08.2021 № 139/21 об административном правонарушении и вынесении постановления от 23.08.2021 № 139/21, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пунктами 23 и 24 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156; далее - Правила № 1156) установлено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 24.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) операторы по обращению с ТКО обязаны раскрывать информацию в области обращения с ТКО в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

Пунктом 3 Стандартов № 564 предусмотрено, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций, а также запросов, поступивших в электронном виде, в порядке, установленном настоящим документом.

Согласно пункту 21 Стандартов № 564 информация, указанная в подпункте «д» пункта 15 (в отношении фактических значений показателей эффективности) и подпункте «д» пункта 16 Стандартов № 564, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

Пункт 26 Стандартов № 564 предусматривает, что информация, указанная в пункте 12 данного документа, подлежит раскрытию в течение месяца со дня вступления в силу данного документа, а для вновь созданных организаций - не позднее 30 календарных дней со дня государственной регистрации организации.

В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, региональный оператор (ООО «Чистый город») передал полномочия по транспортированию ТКО ООО «Экомир-Казань». Следовательно, общество, принимая на себя обязательство по транспортированию ТКО (часть деятельности регионального оператора), принимает на себя и другие обязанности, связанные с осуществлением этой деятельности.

Судами указано, что несмотря на то, что услуга по транспортированию ТКО не подлежит отдельному регулированию, эта деятельность входит в регулируемую деятельность регионального оператора по обращению с ТКО.

Расходы на транспортирование ТКО включаются в необходимую валовую выручку регионального оператора при установлении единых тарифов на услугу по обращению с ТКО. В отсутствие фактических данных о деятельности операторов по обращению с ТКО в необходимую валовую выручку региональных операторов могут включаться экономически необоснованные расходы, что приводит к завышению тарифов.

В целях формирования экономически обоснованного тарифа регионального оператора орган регулирования должен обладать достоверными данными о деятельности (в том числе расходах) регионального оператора на всех этапах деятельности. При этом основную долю расходов в единых тарифах региональных операторов по обращению с ТКО составляет именно транспортирование ТКО (более 70%).

Суды отметили, что в случае, когда часть деятельности региональный оператор возлагает на другие организации, обязанность по раскрытию информации о своей деятельности в осуществляемой части переходит к этим организациям.

На основании изложенного, суды правомерно установили, что ООО «Экомир-Казань» обязано раскрыть информацию в той части, которая соответствует осуществляемой им деятельности в области обращения с ТКО, - транспортирование ТКО.

Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона № 89-ФЗ, Правил № 1156 и Стандартов № 564, установив наличие состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества, учитывая, что доказательств принятия ООО «Экомир-Казань» всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности и обоснованности принятого Комитетом постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ от 23.08.2021 № 139/21 и отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.

При вынесении оспариваемого постановления Комитетом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи (с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ), в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.

Наложение на ООО «Экомир-Казань» штрафа в сумме 50 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, считает, что при рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.

Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права, а о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судов доказательств.

Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А65-21522/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья Г.А. Кормаков