АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-24310/2015
г. Казань Дело № А65-22572/2014
11 июня 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
заявителя – ФИО1, доверенность от 09.09.2014 № 7-68/14юр,
в отсутствие:
ответчика – извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014 (судья Нифиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу № А65-22572/2014
по заявлению Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8» Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, г. Альметьевск, Республика Татарстан, к Исполнительному комитету города Альметьевска, г. Альметьевск, Республика Татарстан, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо – Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск, Республика Татарстан, о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее – ФКУ «ИК №8», Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Администрации Альметьевского района Республики Татарстан и г. Альметьевска (далее – Администрация г. Альметьевска, первый ответчик), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество, второй ответчик), Территориальному управлению Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Республике Татарстан (далее – ТУ Росимущества в РТ, третий ответчик) о признании незаконным бездействия Администрации г.Альметьевска, выразившегося в отказе принять в муниципальную собственность общежития малосемейного типа, расположенные по адресу <...>, и по адресу <...> (далее – спорные общежития), и о возложении на первого ответчика обязанности принять в муниципальную собственность спорные общежития; о признании незаконным бездействия Росимущества, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность спорных общежитий и о возложении на второго ответчика обязанности принять решение о передаче в муниципальную собственность общежития малосемейного типа, расположенного по адресу <...> и общежития, расположенного по адресу <...>.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в РТ просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования ТУ Росимущества в РТ в полном объёме.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Привлеченная в качестве третьего лица Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан представила в суд ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на балансе ФКУ «ИК-8» имеются объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в оперативном управления Учреждения: общежитие малосемейного типа, находящееся по адресу <...>; общежитие, находящееся по адресу <...>.
На протяжении нескольких лет, с 2009 года ФКУ «ИК № 8» обращалось в Администрацию г. Альметьевска и в Росимущество с письмами о проведении приема-передачи данных объектов жилищного хозяйства в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, Федеральными законами от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 374).
Так, 07.04.2009 письмом № 10/41/6-1355 Федеральная служба исполнения наказаний, г. Москва (далее – ФСИН России), согласовала передачу объектов малосемейного общежития и общежития, находящихся в оперативном управлении заявителя, относящихся к федеральной собственности, в собственность муниципального образования города Альметьевска.
На обращение заявителя от 23.08.2010 № 17/56/6-7006 в ТУ Росимущества по РТ о передаче общежитий из федеральной собственности в муниципальную собственность, третий ответчик возвратил заявителю представленный пакет документов для направления его уполномоченным органом местного самоуправления в Росимущество, в порядке пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374.
На обращение Муниципального образования город Альметьевск по вопросу передачи данных общежитий Росимущество письмом от 28.04.2011 № 16-949 ответило, что Муниципальному образованию город Альметьевск необходимо совместно с заявителем подготовить соответствующий пакет документов, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, и представить его в Росимущество.
Письмом от 06.09.2012 № 3004а Глава муниципального образования город Альметьевск направил в Росимущество пакет документов для принятия решения о передаче общежития малосемейного типа, площадью 849 кв. м, расположенного по адресу <...> (ранее <...>), общежития общей площадью 676,6 кв.м., расположенного по адресу <...> (ранее <...>), из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Третий ответчик письмом от 29.12.2012 на запрос заявителя разъяснил, что в представленном пакете документов содержится противоречивая информация в отношении номеров домов общежитий, также отсутствует актуализированное согласование ФСИН России на данную передачу имущества.
В связи с этим, Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан распоряжением от 01.08.2013 № 599 изменены адреса данных общежитий (номера домов) на № 52 «а» и 52 «б».
ФСИН России вновь направило 15.10.2013 заявителю актуализированное согласование на передачу общежитий в муниципальную собственность.
Заявителем письмом от 07.03.2014 представлены в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ необходимые документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 с просьбой направить письмо в Росимущество на передачу общежитий из федеральной собственности в муниципальную.
Муниципальное образование город Альметьевск письмом от 08.05.2014 № 2086и направило в Росимущество пакет документов, оформленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, с просьбой принятия соответствующего решения о передач.
Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан также направила аналогичный пакет оформленных документов в адрес ТУ Росимущества в РТ с тем же требованием.
Второй и третий ответчики письмами от 16.06.2014 и 16.05.2014 соответственно, вновь возвратили пакеты собранных документов в органы местного самоуправления со ссылками на статью 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, ссылками на непредставление надлежащих сведений о месторасположении данных общежитий, об организационно-правовой форме правообладателя.
Как установлено судом первой инстанции, заявителю стало известно об оспариваемом бездействии ответчиков 23.06.2014 из письма исх. № 5957/215 Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, к которому был приложен ответ Росимущества об отказе в передаче в муниципальную собственность зданий общежитий.
Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 19.09.2014, т.е. в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты, указанные в приложении № 3 (жилищный фонд), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе, в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также, если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных и статьей 50 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Согласно статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При разрешении спора суд первой инстанции сделал вывод о том, что здания общежитий не являются ни одной из указанных в части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относятся к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Исполнительный комитет города Альметьевска является органом, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества, наделен полномочиями по принятию имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав пункт 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374, где перечислены необходимые для решения вопроса о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность документы, а также содержащиеся в материалах дела документы на спорные общежития – выписки из ЕГРП, договор от 21.04.2010 № 64-023 о передаче ФСИН России ФКУ «ИК № 8» в оперативное управление спорных общежитий, свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления за заявителем, кадастровые выписки, технические паспорта, согласование ФСИН России 15.10.2013 заявителю на передачу этих общежитий в муниципальную собственность – пришёл к выводу о том, что все необходимые документы, перечисленные в перечне постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374, у заявителя имеются и были представлены ответчикам; указанные документы соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 и содержат все необходимые сведения, в том числе и о месторасположении предлагаемых к передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность спорных общежитий, назначении зданий этих общежитий, об организационно-правовой форме правообладателя этих зданий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что у ответчиков была обязанность по принятию решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность по поступившим от заявителя документам, и оспариваемые бездействия не соответствуют нормам законодательства Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, несущего бремя содержания объектов жилого фонда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в РТ оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что надлежащего пакета документов, сформированного с учетом постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374, представлено не было, указывая, что ТУ Росимущества в РТ без поручения центрального аппарата Росимущества не уполномочено на передачу в муниципальную собственность спорных общежитий, и заявитель злоупотребляет своим правом на судебную защиту, действуя «в обход» предусмотренной законодательством процедуры, считает выводы судов о бездействии Росимущества ошибочными.
Доводы кассационной жалобы идентичны доводам апелляционной жалобы, ранее были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Так, судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 № 542-О указано, что заявителем избран надлежащий способ защиты нарушенного права, путем предъявления заявления в порядке главы 24 АПК РФ к ответчикам, в полномочия которых входят обязанности совершить согласованные действия по приему и передаче вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу № А65-22572/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи С.В. Мосунов
Н.Н. Сафин