ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-22698/14 от 13.08.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26723/2015

г. Казань                                                 Дело № А65-22698/2014

20 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Коноплёвой М.В., Петрова А.Л.,

при участии представителей:

заявителя – Снесаревой Т.С.. доверенность от 03.12.2014,

ответчика (Муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан) – Макарова В.В., доверенность от 11.06.2015,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Авто ЛТД»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2015 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалёва Е.М., Кувшинов В.Е.)

по делу № А65-22698/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «АВТО ЛТД» (ОГРН 1051667001154) к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, г. Казань, Муниципальному казенному учреждению «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании недействительным постановления, о снятии с кадастрового учета земельных участков и восстановлении границ земельного участка, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «УРМАН» (ОГРН 1131650015177), Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Набережночелнинский отдел), Муниципального унитарного предприятия города Набережные Челны «Служба градостроительного развития», г. Республики Татарстан, о признании недействительным постановления исполкома, о снятии с кадастрового учета земельных участков и восстановлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «АВТО ЛТД» (далее - заявитель, общество,  ООО «ТД «АВТО ЛТД») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Кадастровая палата), Исполнительному комитету города Набережные Челны Республики Татарстан (далее - Исполком), обществу с ограниченной ответственностью «УРМАН» (далее – ООО «УРМАН»), в котором просило:

- в отношении исполкома признать недействительным постановление от 17.09.2013 № 5633;

- в отношении Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан признать незаконными действия по постановке на кадастровый учет земельных участков и снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 16:52:040101:1819 и 16:52:040101:1820; восстановить границы земельного участка с кадастровым номером 16:52:040101:4, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, в районе речного грузового порта ОАО «КАМАЗ» общей площадью 14 899 кв. м;

- в отношении ООО «УРМАН» признать недействительным договор аренды земельного участка от 07.03.2014 № 4218-А3, зарегистрированный в УФРС 04.04.2014 за № 16-16-79/002/2014-322, заключенный между Исполкомом и ООО «УРМАН».

В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Набережночелнинский отдел), Муниципального унитарного предприятия города Набережные Челны «Служба градостроительного развития».

Протокольными определениями от 10.12.2014 суд отказал в изменении основания и предмета заявленных требований о признании договора недействительным, указанного в уточнении к заявлению, а также удовлетворил заявление общества об исключении из числа ответчиков ООО «УРМАН», привлек его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015, в удовлетворении заявления обществу отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «ТД «АВТО ЛТД», являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, район речного грузового порта ОАО «КАМАЗ», обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка.

Постановлением от 20.08.2013 № 4955 «О предоставлении ООО «ТД «АВТО ЛТД» земельного участка в аренду», исполком предоставил ООО «ТД «АВТО ЛТД» в аренду  сроком на пять лет земельный участок площадью 14 899 кв.м. (кадастровый номер 16:52:040101:4), из земель населенных пунктов, расположенный в районе речного грузового порта ОАО «КАМАЗ», под производственной базой (п. 1 постановления).

Пунктом 2 постановления указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования - земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений промышленности, а пунктом 3 постановления Управлению земельных и имущественных отношений указано на необходимость обеспечить заключение договора аренды предоставляемого земельного участка и его государственную регистрацию.

Постановлением от 17.09.2013 № 5633 «Об отмене постановления Исполнительного комитета от 20.08.2013 № 4955 «О предоставлении ООО «ТД «АВТО ЛТД» земельного участка в аренду» исполком отменил постановление от 20.08.2013 № 4955.

Судами установлено, что исходный земельный участок с кадастровым номером 16:52:040101:4, ранее предоставленный в аренду  ООО «ТД «АВТО ЛТД», размежеван на два участка с кадастровыми номерами 16:52:040101:1819 и 16:52:040101:1820 соответственно, которые поставлены на кадастровый учет.

При этом земельный участок с кадастровым номером 16:52:040101:1820 передан в аренду ООО «ЕвроГруп2» (по данным ЕГРЮЛ произошла смена фирменного наименования ООО «ЕвроГруп2» на ООО «УРМАН») на основании договора аренды от 07.03.2014 № 4218-А3.

Полагая, что постановление исполкома от 17.09.2013 № 5633 и действия кадастровой палаты по постановке указанных земельных участков на кадастровый учет, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Установив, что земельный участок с кадастровым номером 16:52:040101:0004 включен в Перечень земельных участков, подлежащих резервированию для муниципальных нужд, утвержденный постановлением исполкома от 14.01.2009 № 68 «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд», суд первой инстанции пришел к выводу законности оспариваемого постановления, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнив его выводами о законности постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:040101:1819 и 16:52:040101:1820.

Между тем судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.

 В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Законность оспариваемого постановления мотивирована резервированием земель для муниципальных нужд.

Между тем, в силу действующего законодательства резервирование земельного участка для государственных нужд не препятствует передаче его в аренду.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет (пункт 3 статьи 70.1 Земельного кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» на основании правил статьи 36 Земельного кодекса рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Согласно статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» по желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Поскольку общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в силу статьи 36 Земельного кодекса администрация является стороной, обязанной заключить договор аренды земельного участка по заявлению собственника объекта недвижимости.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».

Согласно указанному порядку, решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков и вступает в силу не ранее его опубликования; орган местного самоуправления, принявший решение о резервировании земель, направляет копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», д ействие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается на основании конкретных обстоятельств, перечень которых приведен в указанном порядке; в случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием

Учитывая, что в нарушение статьи 168 АПК РФ, судами оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления и действия кадастровой палаты на соответствие названным положениям законов и нормативного акта не проверены, в связи с чем выводы о недоказанности обществом всей совокупности обстоятельств, необходимой в силу статьи 198 АПК РФ для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления, оспариваемых действий кадастровой палаты незаконными, преждевременны, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу № А65-22698/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                   Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                          М.В. Коноплёва

                                                                                     А.Л. Петров