АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-7993/2023
г. Казань Дело № А65-23117/2022
28 сентября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – ФИО1, доверенность от 24.04.2023,
общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройСервис» – ФИО2, доверенность от 05.04.2023,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023
по делу № А65-23117/2022
по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройСервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, третьи лица: муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>), публичное акционерное общество «ТомскГАЗстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «УК ПЖКХ» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «ГостСтрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Поволжская экологическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «ГрейтСтрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Термофлекс» (ИНН <***> ОГРН <***>).
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Волжско-Камское управление Росприроднадзора, заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройСервис" (далее - ООО "ЭнергоСтройСервис", ответчик, общество) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений размера исковых требований, 36 223 716 руб. 95 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 г.г. и 2 399 073 руб. 41 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2023, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Волжско-Камское управление Росприроднадзора обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, дело направить на новое рассмотрение.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 14.09.2023 объявлен перерыв до 21.09.2023 до 09 часов 15 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Как следует из материалов дела, Волжско-Камским управлением Росприроднадзора при проведении проверки заявления о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора на объект "Реконструкция БОСК г. Казани". Строительство сооружений термомеханической обработки осадка в закрытых помещениях" выявлено, что ООО "Энергостройсервис" по договору с обществом с ограниченной ответственностью "Поволжская экологическая компания" от 30.09.2020 №СМ20-01-0136 переданы на размещение отходы на полигон ООО "УК ПЖКХ". Из представленной первичной декларации ООО "Энергостройсервис" о плате за негативное воздействие следует, что в 2020 году размещены отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ в количестве 391,6 тонн.
Рассчитав причиненный Обществом вред в размере 42 680 020 руб. 95 коп., Волжско-Камское управление Росприроднадзора с учетом ранее внесенной ответчиком оплаты в размере 1 674 руб. 09 коп. в целях досудебного урегулирования спора направило ответчику требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы от 27.05.2021 № 09-5403.
Неисполнение обязательств по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения Волжско-Камского управления Росприроднадзора в суд с рассматриваемым исковым заявлением о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 и пени.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Приказом Минприроды России от 09.01.2017 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в области обращения с отходами. Полномочия главного администратора по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Действовавшие в 2020-2021 г.г. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255), в соответствии с которым контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно пункту 5 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
На территории Республики Татарстан территориальным органом Росприроднадзора в настоящее время является Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 № 259 наделено полномочиями, в том числе, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет отходы производства и потребления (далее - отходы) как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.
Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (статья 1 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом об охране окружающей среды и данным Законом.
Судом первой инстанции установлено, что 07.08.2018 между Муниципальным унитарным предприятием города Казани "Водоканал" (Заказчик) и публичным акционерным обществом "Томскгазстрой" (Подрядчик) заключен контракт № 2018.5286 на выполнение работ по строительству объекта "Реконструкция БОСК г. Казани. Строительство сооружений термомеханической обработки осадка в закрытых помещениях" по адресу: <...>.
В свою очередь подрядчик ООО "Томскгазстрой" 20.03.2019 заключило договор № 12-102/2019 с обществом с ограниченной ответственностью "ГрэйтСтрой" (Субподрядчик) на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция БОСК г. Казани. Строительство сооружений термомеханической обработки осадка в закрытых помещениях" общей стоимостью 350 млн. рублей. Цена договора является твердой, включает в себя все налоги и сборы, пошлины, иные обязательные платежи.
Между Некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" (инвестор - застройщик), Государственным казенным учреждением "Главное инвестиционно - строительное управление Республики Татарстан" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ГрэйтСтрой" (подрядчик) 22.02.2019 заключен договор № 116/Ф на строительство объекта 340 квартирный жилой дом № 4-4 с нежилыми помещениями в ж/р "Салават купере", г. Казань, с наружными инженерными сетями
Далее, общество с ограниченной ответственностью "ГрэйтСтрой" поручило ООО "ЭнергоСтройСервис":
- на основании договора №05/03-БОСК от 05.03.2020 выполнение строительно-монтажных работ по монтажу вентиляции в соответствии с проектно - сметной документацией на объекте "Реконструкция БОСК г. Казани". Строительство сооружений термомеханической обработки осадка в закрытых помещениях" стоимостью 12 млн. рублей
- на основании договора № 12/03-ЭСС-ЖК4-4 от 12.03.2020 выполнение монтажа окон, дверей лоджий и балконов в соответствии со Спецификациями к договору на объекте "ЖК "Салават Купере", 4 квартал, дом № 4 г. Казани"
В свою очередь, между ООО "ЭнергоСтройСервис" (подрядчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ГОСТ СТРОЙ" (субподрядчик) заключен договор на выполнение работ № 06/03-БОСК, согласно которому общество "ЭнергоСтройСервис" поручило обществу "ГОСТ СТРОЙ" осуществить монтаж вентиляции в соответствии с Приложением № 1 к Договору на объекте "Реконструкция БОСК г. Казани. Строительство сооружений термомеханической обработки осадка в закрытых помещениях".
Между ООО "ЭнергоСтройСервис" и обществом с ограниченной ответственностью "Термофлекс" заключен договор на выполнение работ № 12/03-ЖК4-4 от 12.03.2020, согласно которому ООО "ЭнергоСтройСервис" поручило обществу "Термофлекс" осуществить монтаж окон, дверей, лоджий и балконов на объекте "ЖК "Салават Купере", 4 квартал, дом № 4 г. Казани"
Суд первой инстанции учел, что согласно пункту 3.5. договора на выполнение работ № 05/03-БОСК от 05.03.2020, заключенного между обществом "ГрэйтСтрой" и обществом "ЭнергоСтройСервис", в процессе производства работ ООО "ЭнергоСтройСервис" обязалось осуществлять систематическую уборку рабочих мест от остатков материалов и отходов, образовавшихся в результате выполнения работ на объекте. В течение 3 календарных дней со дня завершения работ субподрядчик обязуется вывезти за пределы строительной площадки, принадлежащие ему строительные машины и оборудование, транспортные средства, строительные материалы, конструкции, строительный мусор.
В соответствии с пунктом 3.5. договора на выполнение работ № 12/03-ЭСС-ЖК-4 от 12.03.2020, заключенного между обществом "ГрэйтСтрой" и обществом "ЭнергоСтройСервис", в процессе производства работ общество "ЭнергоСтройСервис" обязалось осуществлять систематическую уборку рабочих мест от остатков материалов и отходов, образовавшихся в результате выполнения работ на объекте. В течение 3 календарных дней со дня завершения работ субподрядчик обязуется вывезти за пределы строительной площадки, принадлежащие ему строительные машины и оборудование, транспортные средства, строительные материалы, конструкции, строительный мусор.
Во исполнение пунктов 3.5 указанных договоров общество "ЭнергоСтройСервис" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Поволжская экологическая компания" договоры № СМ20-01-0135 от 23.09.2020 и № СМ20-01-0136 от 30.09.2020 на оказание услуг по приему строительного мусора с объекта "ЖК "Салават купере" и объекта "Реконструкция БОСК г. Казани", соответственно, и транспортированию его до места размещения, а ООО "ЭнергоСтройСервис" обязалось обеспечить беспрепятственный доступ к контейнерным площадкам сбора строительного мусора и оплачивать указанные услуги, исходя из 600 руб. за куб. м. Согласно пункту 1.2. указанного договора общество "Поволжская экологическая компания" передает отходы на размещение на лицензируемые полигоны согласно с заключенными с ними договорами
Как установлено судом первой инстанции, спорные отходы образованы в результате выполнения строительно-монтажных работ на двух объектах: объект "Реконструкция БОСК г. Казани" и объект "ЖК "Салават Купере" всеми участниками строительства. Указанное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком письмами ООО "РБУ 24 Казань", ООО "Стройдорсервис", ООО "КазЭнергоМонтаж" об использовании контейнеров общества "ЭнергоСтройСервис" для складирования строительного мусора в общий контейнер.
Отходы с указанных объектов вывозились только обществом "Поволжская экологическая компания" и только на основании заключенных с ООО "ЭнергоСтройСервис" указанных выше договоров.
Суд первой инстанции указал, что факт привлечения ответчиком для выполнения строительных работ на обоих объектах субподрядных организаций (ООО "ГостСтрой" и ООО "Темофлекс") и факт выполнения работ ими материалами дела подтверждается.
Из письма ООО "ГрэйтСтрой" в адрес генподрядчика ПАО "Томскгазстрой" от 14.03.2022 № 135 следует, что обязательства по вывозу строительного мусора с объекта "Реконструкция БОСК г. Казани" были возложены на субподрядную организацию ООО "ЭнергоСтройСервис"
Прием и транспортирование строительного мусора осуществлено обществом "Поволжская экологическая компания" на основании договоров, заключенных с ООО "ЭнергоСтройСервис".
Вместе с тем, указал суд первой инстанции, указанные договоры не предусматривают делегирование обществом "ГрэйтСтрой" ответчику ни полномочий, ни обязательств по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Соответственно плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
Договор на выполнение работ № 05/03- БОСК от 05.03.2020 и договор на выполнение работ № 12/03-ЭСС-ЖК-4 от 12.03.2020, заключенные между обществом "ГрэйтСтрой" и обществом "ЭнергоСтройСервис", не содержат условия о переходе обществу "ЭнергоСтройСервис" права собственности на отходы, образовавшиеся в результате выполнения работ на объекте. Указанные договоры не предусматривают обязанности ООО "ЭнергоСтройСервис" по оплате обязательных платежей в сфере охраны окружающей среды за размещение не принадлежащих ему отходов. Справки о стоимости выполненных работ (КС-3), подписанные между ООО "ГрэйтСтрой" и ООО "ЭнергоСтройСервис", сведений о стоимости платы за размещение отходов не содержат.
Суд первой инстанции указал, что доказательств того, что ответчик является собственником объектов, где ответчиком передавался для вывоза строительный мусор, истцом не представлено, как не представлено и доказательств того, что спорные отходы образованы именно ответчиком, в результате его деятельности и ему принадлежат. Не представлено истцом также доказательств передачи ответчику данных отходов собственником отходов по договору купли-продажи, договору мены и иному договору, являющемуся основанием для перехода права собственности на отходы ответчику.
Следовательно, указал суд первой инстанции, расходы на плату за размещение отходов с объекта "Реконструкция БОСК г. Казани" должны были быть возмещены его заказчиком (МУП "Водоканал") подрядчику - ООО "Томскгазстрой" и (или) ООО "ГрэйтСтрой", а с объекта "ЖК "Салават Купере" - ГКУ "ГИСУ" обществу "ГрэйтСтрой". Доказательств указанных обстоятельств материалы дела не содержат, как не содержат и доказательства возмещения обществом "ГрэйтСтрой" обществу "ЭнергоСтройСервис" расходов на плату за размещение отходов.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела не подтверждено возникновение у общества "ЭнергоСтройСервис" права собственности на образовавшиеся отходы и обязанности по внесению платы за их размещение.
Суд первой инстанции сделал вывод, что в рассматриваемом случае возложение Управлением на ответчика обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением последним не принадлежащих ему отходов, не соответствует требованиям действующего законодательства, указав, что недоказанность факта принадлежности права собственности на спорные отходы обществу "ЭнергоСтройСервис", а также недоказанность факта образования указанных отходов обществом "ЭнергоСтройСервис" являются основанием для отказа во взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду с ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что представление деклараций по плате за НВОС, как и ведение журнала учета движения отходов сами по себе в совокупности с изложенными выше иными фактическими обстоятельствами не исключают обоснованности выводов суда первой инстанции о том, что ответчик, в данном случае, не является субъектом образования на строительных объектах отходов производства и плательщиком за их размещение.
В кассационной жалобе Волжско-Камское управление Росприроднадзора, отмечая, что ни одна из вышеуказанных организаций, кроме ООО "ЭнергоСтройСервис", не задекларировала свои отходы, а ответчик, подав декларацию за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, признал отходы как собственные, указывая, что суды нижестоящих инстанций не приняли внимание и не удовлетворили исковые требования даже в части, где ответчик признал свои отходы, при этом плата за негативное воздействие на окружающую среду, указанная в декларациях за 2020-2021 г.г. не внесена, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Согласно части 1 статьи 23 Закона № 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 16.3 закона № 89-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 16.3 Закона №89-ФЗ).
Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил №255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее – размещение отходов).
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 Правил № 255). Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил № 255). Платежной базой является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля в отношении каждого класса опасности отходов (подпункт «б» пункта 9 Правил № 255). Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год (пункт 32 Правил № 255). Плата за размещение отходов вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (пункт 31 Правил № 255).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. При исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера ((пункты 11, 24 Правил № 255).
Лицо, обязанное вносить плату, должно представить декларацию о плате на основании фактических данных и обосновывающих документов (пункт 49 Правил № 255).
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов (часть 2 статьи 16.5 Закона № 89-ФЗ).
Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления (пункт 36 Правил № 255).
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы (пункт 38 Правил № 255).
При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил (пункт 39 Правил № 255).
В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 41 Правил № 255).
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлено, что Росприроднадзор рассчитывает плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов исходя из декларации юридического лица, основанной на фактических данных и обосновывающих документах (пункт 49 Правил № 255) и не обязан самостоятельно разыскивать и учитывать договоры, заключенные на свой страх и предпринимательский риск между хозяйствующими субъектами, если они не представлены уполномоченному органу в порядке, предусмотренном пунктом 41 Правил № 255.
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату (часть 2 статьи 16.5 Закона №89-ФЗ, пункт 36 Правил № 255).
Судами установлено, что Волжско-Камским управлением Росприроднадзора плата за негативное воздействие на окружающую среду обществу "ЭнергоСтройСервис" рассчитана на основании поданной этим обществом декларации. Уточненная декларация обществом в уполномоченный орган в установленном порядке не подана (доказательств иного судам не представлено).
При таких установленных судами обстоятельствах (ненадлежащее исполнение ООО "ЭнергоСтройСервис" установленных законодательством об обращении с отходами обязанностей по их учету, представлении достоверной декларации, самостоятельному расчету платежей, представлению вместе с декларацией обосновывающих документов) судами не указано, какие положения нормативно-правовых актов нарушены (не соблюдены) Волжско-Камским управлением Росприроднадзора.
Кроме того, довод Волжско-Камского управления Росприроднадзора о том, что суды не приняли внимание и не удовлетворили исковые требования даже в той части, где ответчик признал «свои» отходы, при этом плата за негативное воздействие на окружающую среду, указанная в декларациях за 2020-2021 г.г., не внесена, никак в обжалуемых судебных актах не отражен и оценку не получил.
Фактически, суды первой и апелляционной инстанций освободили ООО "ЭнергоСтройСервис" от какой-либо ответственности за размещение отходов, при этом из установленных судами обстоятельств дела следует, что и ответчик производил определенные работы на указанных стройплощадках и складировал образовывающиеся при этом отходы в те же контейнеры.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что выводы судов основаны на неполном исследовании всех значимых для дела обстоятельств и существенных для правильного рассмотрения спора доказательств.
Так как для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется дополнительное исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, обжалуемые решение и постановление арбитражных судов в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку представленным в дело доказательствам и доводам сторон с учетом требований, установленных статьей 71 АПК РФ, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами, после чего принять решение в соответствии с требованиями статьи 170 АПК РФ, а также распределить судебные расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу № А65-23117/2022 отменить, кассационную жалобу – удовлетворить.
Дело № А65-23117/2022 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи Э.Т. Сибгатуллин
А.Д. Хлебников