ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-23692/18 от 12.10.2023 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-7518/2021

г. Казань Дело № А65-23692/2018

19 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кашапова А.Р.,

судей Фатхутдиновой А.Ф., Самсонова В.А.,

при участии представителей:

Татарстанской таможни – Салиховой Р.С., доверенность от 01.03.2023, Салаховой Г.Г., доверенность от 11.11.2022,

Нигматуллина Фаниля Закировича – Сулейманова М.Ф., доверенность от 28.02.2023,

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Шалтиной Е.Н., доверенность от 17.01.2023,

в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества Банк ВТБ

на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023

по делу № А65-23692/2018

по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республики Татарстан о включении в реестр требований кредиторов и разрешении разногласий между арбитражным управляющим и кредитором в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества «Интерскол-Алабуга» (ИНН 1646021230, ОГРН 1071674000936),

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Республики Татарстан 03.08.2018 поступило заявление публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195), о признании акционерного общества "Интерскол-Алабуга" (ИНН 1646021230, ОГРН 1071674000936), несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2018 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.08.2019 (резолютивная часть оглашена 23.08.2019) акционерное общество "Интерскол-Алабуга» (далее – АО "Интерскол-Алабуга»), признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного, конкурсным управляющим утвержден Тин Вениамин Владимирович, член саморегулируемой организация "Ассоциация арбитражных управляющих "Паритет".

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.11.2019 Тин Вениамин Владимирович освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего АО "Интерскол-Алабуга". Конкурсным управляющим АО "Интерскол-Алабуга", утвержден Болоцкий Алексей Дмитриевич (ИНН 772480384626), член Ассоциации "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".

В Арбитражный суд Республики Татарстан поступило заявление (вх. 3064) конкурсного управляющего АО "Интерскол-Алабуга" (ИНН 1646021230, ОГРН 1071674000936) Болоцкого Алексея Дмитриевича о разрешении разногласий между арбитражным управляющим и кредитором об определении очередности удовлетворения требования Татарстанской таможни о погашении задолженности в размере 162 206 632,73 руб. (ввозная таможенная пошлина - 29 210 213,28 руб., НДС - 132 996 419,44 руб.) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона" и задолженности в размере 32 836 038,44 руб. (ввозная таможенная пошлина - 8 252 963,14 руб., НДС - 24 583 075,3 руб.) в отношении "утраченных" товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона".

В Арбитражный суд Республики Татарстан поступило заявление (вх.443) Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ) о включении в реестр требований кредиторов АО "Интерскол-Алабуга" требования в размере 32 836 038,44 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2023 объединены заявление (вх.443) Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан о включении в реестр требований кредиторов АО "Интерскол-Алабуга" в размере 32 836 038,44 руб. с заявлением (вх. 3064) конкурсного управляющего АО "Интерскол-Алабуга" Болоцкого Алексея Дмитриевича (далее - Болоцкий А.Д.) о разрешении разногласий между арбитражным управляющим и кредитором в определении очередности удовлетворения требования Татарстанской таможни о погашении задолженности в размере 162 206 632,73 руб. (ввозная таможенная пошлина - 29 210 213,28 руб., НДС - 132 996 419,44 руб.) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона" и задолженности в размере 32 836 038,44 руб. (ввозная таможенная пошлина - 8 252 963,14 руб., НДС - 24 583 075,3 руб.) в отношении "утраченных" товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона" в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера N А65-23692/2018.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2023 разногласия, возникшие между конкурсным управляющим АО "Интерскол-Алабуга" Болоцким А.Д. и Татарстанской таможней, разрешены; производство по заявлениям прекращено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Банк ВТБ (публичное акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, определив очередность удовлетворения требования Татарстанской таможни о погашении задолженности в размере 162 206 632,73 руб. (ввозная таможенная пошлина -29 210 213,28 руб., НДС - 132 996 419,44 руб.) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона" и задолженности в размере 32 836 038,44 руб. (ввозная таможенная пошлина - 8 252 963,14 руб., НДС - 24 583 075,3 руб.) в отношении "утраченных" товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона" в качестве требований, удовлетворяемых за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Определить, что требование УФНС России по РТ в размере 32 836 038,44 руб. подлежит учету в качестве требования, удовлетворяемого за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

В судебном заседании суда представители ФНС России, Федеральной таможенной службы, Нигматуллина Ф.З. доводы жалобы отклонили, просили состоявшиеся судебные акты оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующих обстоятельств.

Обращаясь с заявлением о разрешении разногласий, конкурсный управляющий указал, что в период с 12.12.2022 по 29.12.2022 в его адрес поступили письма Татарстанской таможни, содержащие копии уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, решений по результатам таможенного контроля, а также требование о погашении задолженности в размере 162 206 632, 73 руб. (ввозная таможенная пошлина - 29 210 213,28 руб., НДС - 132 996 419,44 руб.) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона", а также задолженности в размере 32 836 038,44 руб. (ввозная таможенная пошлина - 8 252 963,14 руб., НДС - 24 583 075,3 руб.) в отношении "утраченных" товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона".

Требование Татарстанской таможни мотивировано тем, что АО "Интерскол-Алабуга", обладая статусом резидента ОЭЗ, поместило под таможенную процедуру "свободная экономическая зона" товары, на которые были условно начислены ввозные таможенные пошлины и налоги. Однако в связи с утратой 14.12.2022 статуса резидента ОЭЗ, действие таможенной процедуры "свободная экономическая зона" завершено.

АО "Интерскол-Алабуга" под таможенную процедуру свободная экономическая зона за период с 2013 по 2019 помещены оборудование и товары по 162 декларациям, по которым условно начислены ввозные таможенные пошлины на сумму 78 491 341,54 руб. и НДС на сумму 368 588 998,16 руб.

Неисполненная обязанность АО "Интерскол-Алабуга" по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 208 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) возникла с момента регистрации таможенным органом деклараций на товары (приложение 1 к акту проверки N 10404000/216/12122022/А00043/000) и помещением этих товаров под таможенную процедуру СТЗ, составляла в сумме 447 080 339,70 руб. По результатам состоявшихся торгов и продаже части имущества ООО "Татпластик", находящегося под таможенной процедурой "свободная экономическая зона", сумма условно начисленных таможенных платежей для АО "Интерскол-Алабуга" снизилась на 252 037 668,53 руб. (ввозная таможенная пошлина - 41 028 165,12 руб., НДС - 211 009 503,41 руб.), поскольку в силу пункта 8 статьи 207 ТК ЕАЭС при передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободная экономическая зона, иному резиденту ОЭЗ действие таможенной процедуры свободная экономическая зона завершается помещением таких товаров под таможенную процедуру таким резидентом. С учетом изложенного неисполненная обязанность АО "Интерскол-Алабуга" по уплате таможенных платежей по стоянию на дату подачи заявления составила 195 042 671,17 руб. (ввозная таможенная пошлина - 37 463 176,42 руб., НДС - 157 579 494,75 руб.). Перечень деклараций, по которым не завершена таможенная процедура, указан в приложении 2 (I, II) к акту проверки N 10404000/216/12122022/А00043/000.

Поскольку обязанность АО "Интерскол-Алабуга" по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов возникла в период с 2013 по 2019 (с даты помещения оборудования и товаров по 162 декларациям, по которым условно начислены ввозные таможенные пошлины и НДС) до 03.09.2018, т.е. до даты вынесения определения Арбитражного суда Республики Татарстан о принятии к производству суда заявление о признании банкротом АО "Интерскол-Алабуга", требования Татарстанской таможни о погашении задолженности в размере 162 206 632,73 руб. (ввозная таможенная пошлина - 29 210 213,28 руб., НДС - 132 996 419,44 руб.) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона", а также задолженности в размере 32 836 038,44 руб. (ввозная таможенная пошлина - 8 252 963,14 руб., НДС - 24 583 075,3 руб.) в отношении "утраченных" товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная экономическая зона", являются, по мнению конкурсного управляющего, реестровыми.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что требование Татарстанской таможни не может быть включено в реестр требований кредиторов, так как относится к текущим платежам, в связи, с чем суд обоснованно прекратил производство по требованию уполномоченного органа и заявлению конкурсного управляющего о разрешении разногласий между ним и кредитором применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Повторно рассмотрев спор, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Разрешая разногласия и прекращая производство по обособленному спору, судебные инстанции исходили из следующего.

Согласно пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

По смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве").

Определяющим для квалификации требований кредитора как текущих либо подлежащих включению в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве должника является момент возникновения денежного обязательства должника.

Согласно статье 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

В силу статьи 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 1 статьи 52 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.

В силу пункта 1 статьи 201 ТК ЕАЭС под таможенной процедурой свободной таможенной зоны понимается таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

В соответствии с пунктом 5 статьи 202 ТК ЕАЭС условиями использования товаров в соответствии с таможенной процедурой СТЗ является, в том числе: 1) размещение и нахождение товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ в течение срока функционирования СЭЗ или срока применения таможенной процедуры СТЗ на территории СЭЗ либо до утраты лицом статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ, с учетом пункта 4 статьи 205 ТК ЕАЭС; 2) использование товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ в соответствии с Соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой) либо целями, установленными законодательством государства-члена в соответствии с пунктом 2 статьи 201 ТК ЕАЭС.

В силу положений пункта 7 статьи 201 ТК ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров.

Пунктом 1 статьи 207 ТК ЕАЭС установлено, что действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено в следующих случаях: прекращение функционирования СЭЗ или принятие решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ - в течение 6 месяцев со дня прекращения функционирования СЭЗ или принятия такого решения; утрата лицом, поместившим товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ - в течение 6 месяцев со дня утраты лицом этого статуса; вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ, за исключением случаев вывоза таких товаров, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 207 ТК ЕАЭС; потребление товаров в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 205 ТКЕАЭС; передача резидентом (участником, субъектом) СЭЗ прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному резиденту (участнику, субъекту) СЭЗ либо лицу, не являющемуся резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 207 ТК ЕАЭС, за исключением передачи товаров в случаях, указанных в пунктах 8, 10 и 11 статьи 205 ТК ЕАЭС.

Как отмечено судебными инстанциями, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2022 по делу N А65-8168/2022 соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности на территории особой экономической зоне промышленно-производственного типа Елабужского района Республики Татарстан от 13.11.2007, заключенное между Министерством экономики Республики Татарстан с АО "Интерскол-Алабуга", расторгнуто.

Кроме того, во исполнение части 10 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" Министерство экономического развития Российской Федерации письмом от 16.12.2022 N Д14и-41287 уведомило ФТС России о лишении АО "Интерскол-Алабуга" статуса резидента ОЭЗ ППТ "Алабуга".

Согласно пункту 4 статьи 207 ТК ЕАЭС при утрате лицом статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается помещением под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим ТК ЕАЭС, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с учетом пунктов 5, 6, 8 и 9 статьи 207 ТК ЕАЭС либо завершается без помещения под таможенные процедуры в соответствии с пунктами 10 и 13 статьи 207 ТК ЕАЭС.

При незавершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 207 ТК ЕАЭС действие этой таможенной процедуры прекращается по истечении срока, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 207 ТК ЕАЭС, а товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 208 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру СТЗ, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим указанного пункта.

Согласно положениям подпунктов 1, 4, 8, 9 пункта 4 статьи 208 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру СТЗ, прекращается у лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 208 ТК ЕАЭС, при наступлении, в частности, следующих обстоятельств:

- завершение действия таможенной процедуры СТЗ в соответствии со статьей 207 ТК ЕАЭС, в том числе после наступления обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 208 ТК ЕАЭС, за исключением завершения действия таможенной процедуры СТЗ помещением под таможенную процедуру экспорта товаров, указанных в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 5 статьи 207 ТК ЕАЭС;

- исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктом 8 статьи 208 ТК ЕАЭС;

- конфискации или обращение товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;

- задержание таможенным органом товаров в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

Статьей 322 ТК ЕАЭС установлено, что к формам таможенного контроля, проводимого таможенными органами, относится, в том числе проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.

Согласно пункту 2 статьи 326 ТК ЕАЭС результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 статьи 326 ТК ЕАЭС, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании.

Так, в соответствии с пунктом 25 Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 (далее - Порядок), результаты проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Акт), согласно образцу, приведенному в приложении N 1 к Порядку. Датой окончания проведения проверки является дата подписания акта.

Как установили судебные инстанции, 24.03.2021 должностными лицами Елабужского таможенного поста проведены таможенные осмотры помещений и территорий АО "Интерскол-Алабуга", в которых размещались товары, помещенные АО "Интерскол-Алабуга" под таможенную процедуру СТЗ и находящиеся под таможенным контролем, с составлением актов таможенных осмотров помещений и территорий. В результате контроля выявлено, что часть товаров, помещенных ранее под таможенную процедуру СТЗ по ДТ, на момент проведения осмотров отсутствовала в производственных помещениях и на территории АО "Интерскол-Алабуга" и не была предъявлена к таможенным осмотрам. Также Татарстанской таможней по результатам таможенного контроля в отношении необнаруженных в ходе проведения осмотров помещений и территорий товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ АО "Интерскол-Алабуга", вынесены решения по результатам таможенного контроля.

В ходе проверки было также установлено, что отсутствие товаров, ранее помещенных АО "Интерскол-Алабуга" под таможенную процедуру СТЗ, не является следствием событий, повлекших их безвозвратную утрату вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли.

Положениями статьи 208 ТК ЕАЭС также установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 208 ТК ЕАЭС, в том числе в случае утраты иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ.

При этом в случае утраты иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты таких товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается - день утраты товаров, а если этот день не установлен, - день выявления факта такой утраты.

Таким образом, судебные инстанции пришли к выводу о том, что в период с 20.12.2022 по 29.12.2022 перед Татарстанской таможней возникла задолженность по уплате таможенных платежей, налогов и пеней в отношении АО "Интерскол-Алабуга" в общей сумме 32 836 038,44 руб. по результатам проведенной проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (акт проверки от 12.12.2022 N 10404000/216/121222/А00043/000).

Согласно части 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов Союза в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

С 20.12.2022 по 29.12.2022 Татарстанской таможней были направлены в адрес ООО "Интерскол-Алабуга" (в личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности на официальном сайте ФТС России, подтвержденный ЭЦП) уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - Уведомления) в форме электронного документа в соответствии со статьей 73 ТК ЕАЭС. В срок добровольной уплаты Уведомления не оплачены.

Письмом Татарстанской таможни от 10.01.2023 N 38-12/230 конкурсный управляющий АО "Интерскол-Алабуга" информирован о возникшей задолженности, в его адрес были направлены Уведомления.

В Арбитражный суд Республики Татарстан по делу N А65-23692/2018 конкурсным управляющим АО "Интерскол-Алабуга" направлено ходатайство об определении очередности удовлетворения требования Татарстанской таможни о погашении задолженности в размере 32 836 038,44 руб.

Согласно подпункту 5 пункта 7 статьи 208 ТК ЕАЭС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае утраты иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты таких товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения считается день утраты товаров, а если этот день не установлен, - день выявления факта такой утраты.

ТК ЕАЭС использует терминологию возникновения обязанности и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не в отношении непосредственно обязательных платежей, а в отношении условного начисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

При этом налоговым периодом для этих обязательных платежей следует считать период с регистрации декларации товаров, помещаемых под действие процедуры СТЗ до момента завершения, прекращения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, поскольку завершение или прекращение процедуры СТЗ прекращает указанную кредитором обязанность по уплате условно начисленных обязательных платежей, с чем закон как при ввозе товаров в страну связывает возникновение обязанности по непосредственной уплате платежей.

Если по правилам пункта 1 статьи 208 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру СТЗ, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары, то согласно положениям подпунктов 1, 4, 8, 9 пункта 4 статьи 208 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру СТЗ, прекращается у лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 208 ТК ЕАЭС, при наступлении, в частности, следующих обстоятельств: -завершение действия таможенной процедуры СТЗ в соответствии со статьей 207 ТК ЕАЭС, в том числе после наступления обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 208 ТК ЕАЭС.

Положениями статьи 208 ТК ЕАЭС также установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 208 ТК ЕАЭС, то есть, в том числе, в случае утраты иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ.

При этом в случае утраты иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты таких товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается - день утраты товаров, а если этот день не установлен, - день выявления факта такой утраты, (пункт 7 статьи 208 ТК ЕАЭС)

Следовательно, обязанность по уплате непосредственно обязательных платежей возникает только в любых случаях завершения или прекращения процедуры свободной таможенной зоны, если не применены иные таможенные процедуры или иностранный товар не передан иному резиденту СЭЗ, а в отдельных случаях момент возникновения этой обязанности может совпадать и со сроком уплаты.

Судами в соответствии с актом таможенной проверки от 12.12.2022 N 10404000/216/121222/А00043/000 установлено, что в период с 20.12.2022 по 29.12.2022 перед Татарстанской таможней возникла задолженность по уплате таможенных платежей, налогов и пеней в отношении АО "Интерскол-Алабуга" в общей сумме 32 836 038,44 руб. по результатам проведенной проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Так, 24.03.2021 должностными лицами Елабужского таможенного поста проведены таможенные осмотры помещений и территорий АО "Интерскол-Алабуга", в которых размещались товары, помещенные АО "Интерскол-Алабуга" под таможенную процедуру СТЗ и находящиеся под таможенным контролем, с составлением актов таможенных осмотров помещений и территорий.

В результате контроля выявлено, что часть товаров, помещенных ранее под таможенную процедуру СТЗ по ДТ, на момент проведения осмотров отсутствовала в производственных помещениях и на территории АО "Интерскол-Алабуга" (на территории свободной таможенной зоны) и не была предъявлена к таможенным осмотрам. Также Татарстанской таможней по результатам таможенного контроля в отношении необнаруженных в ходе проведения осмотров помещений и территорий товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ АО "Интерскол-Алабуга", вынесены решения по результатам таможенного контроля.

В ходе проверки было также установлено, что отсутствие товаров, ранее помещенных АО "Интерскол-Алабуга" под таможенную процедуру СТЗ, не является следствием событий, повлекших их безвозвратную утрату вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли.

Следовательно, дата окончания налогового периода по рассматриваемым обязательным платежам находится после даты возбуждения дела о банкротстве должника, в связи с чем, учитывая практику применения статьи 5 Закона о банкротстве согласно разъяснениям пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.), требования уполномоченного органа являются текущими требованиями.

Учитывая положения пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве, поскольку дело о банкротстве АО "Интерскол-Алабуга" возбуждено 03.09.2018, обязанность уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в силу положений подпункта 5 пункта 7 статьи 208 ТКЕ АЭС, наступила с даты обнаружения отсутствия в производственных помещениях и на территории АО "Интерскол-Алабуга" части товаров, помещенных ранее под таможенную процедуру СТЗ (в период с 20.12.2022 по 29.12.2022), то есть после даты возбуждения процедуры банкротства в отношении АО "Интерскол- Алабуга" и задолженность по уплате таможенных платежей, налогов и пеней, возникшую у АО "Интерскол-Алабуга" перед Татарстанской таможней в заявленной сумме, судебные инстанции отнесли задолженность к текущим платежам.

Довод Банка о том, что в сфере влияния уполномоченного органа находится возможность определения приоритета требований по обязательным платежам, признан судебными инстанциями ошибочными, поскольку обязанность всецело связана с нахождением в свободной таможенной зоне товаров, которыми распоряжался конкурсный управляющий в своей воле. Именно поэтому конкурсный управляющий осуществлял в последующем реализацию иностранных товаров со специальными условиями их приобретения резидентом СЭЗ (пункт 8 статьи 207, пункты 3, 5 статьи 208 ТК ЕАЭС), из-за которых у должника не возникло обязанности по уплате обязательных платежей по реализованным товарам.

Разрешая настоящий обособленный спор, суды действовали в рамках предоставленных им полномочий и оценили обстоятельства по внутреннему убеждению, что соответствует положениям статьи 71 АПК РФ.

Довод о наличии противоречий в выводах суда первой инстанции подлежит отклонению, поскольку производство по заявлениям было прекращено, поскольку судом разногласия были разрешены, установлено, что требования кредитора отнесены к текущим платежам. При этом суд обоснованно руководствовался разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума N 29, в котором указано, что, если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами, по причине несогласия заявителя жалобы с результатами указанной оценки судов, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу № А65-23692/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Р. Кашапов

Судьи А.Ф. Фатхутдинова

В.А. Самсонов