ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-23736/14 от 11.02.2015 АС Республики Татарстан

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

    www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 февраля 2015 года                                                                             Дело № А65-23736/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 11 февраля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  18 февраля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный дом»  - до перерыва представителя ФИО1, доверенность от 27.06.2014 года, после перерыва представитель не явился, извещено,

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан  - до и после перерыва представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный дом»  на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2014 года по делу № А65-23736/2014 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный дом», г.Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань, о признании незаконным и отмене постановления № 1328/з от 25 сентября 2014 года,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный дом» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - ответчик), о признании незаконным и отмене постановления № 1328/з от 25 сентября 2014 года.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда перво й инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.

В судебном заседании 04.02.2015 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 час. 20 мин.            11.02.2015. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

После перерыва рассмотрение дела продолжено.

В судебное заседание после перерыва представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей за выявленное нарушение по начислению платы за холодную воду на общедомовые нужды с учётом расходов холодной воды на полив земельного участка многоквартирного жилого дома № 24 по ул. М.Чуйкова, г. Казани.

Заявитель, полагая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, обратился  в суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Частью 2 ст.14.6 КоАП РФ за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде штрафа на юридических лиц –в размере ста тысяч рублей.

Согласно п.1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утв. постановлением КМ РТ от 26 декабря 2011 г. N 1068, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции республиканского государственного жилищного надзора в т.ч., по созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Инспекция осуществляет надзорные функции, имеет территориальные органы в виде зональных жилищных инспекций, являющиеся ее структурными подразделениями (далее - зональные жилищные инспекции), в том числе, Казанская городская жилищная инспекция.

Инспекция в пределах своей компетенции осуществляет исполнительно-распорядительные и надзорные полномочия за соблюдением обязательных требований, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах; ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и др. полномочия. Инспекция проводит плановые, внеплановые проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иных организаций, осуществляющих функции по управлению многоквартирным домом, содержанию многоквартирного дома, ремонту и эксплуатации внутридомового инженерного оборудования на предмет соблюдения обязательных требований в сфере по предоставлению коммунальных услуг гражданам, к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и др.сферах.

Инспекция наделена полномочиями составления актов проверок и актов обследований по результатам проверок и обследований.

Как следует из материалов дела, в Казанскую городскую жилищную инспекцию 10.07.2014 обратилась гр. ФИО2, проживающая в кв.20, д.24 по ул. М.Чуйкова, управление в котором осуществляет ООО «УК «Уютный дом», по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу ОДН –холодная вода.

ФИО3 В.А. указала, что с мая 2014 в счете-фактуре резко изменилось начисление ОДН по холодной воде, с К=0,002375 до К =0,0423 (л.д.54), что подтверждается представленными заявителем счетами- фактурами по кв.20 д.24 по ул. М.Чуйкова за июнь, июль, август и октябрь 2014.

Распоряжением руководителя Казанской городской жилищной инспекции № НС-12160 от 25.07.2014 назначено проведение документарной проверки ООО «УК «Уютный дом» с целью проверки обращения граждан и юридических лиц от 11.07.2014 по дому № 24 по ул. М.Чуйкова.

По результатам проверки составлен Акт от 11.08.2014 № НС-12160, в котором отражены выявленные нарушения: отсутствие протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома о плате за полив земельного участка в составе платы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, взимание платы с собственников МКД со стороны управляющей организации является нарушением п.4 Правил № 354.

Казанской городской жилищной инспекцией в Управление Роспотребнадзора по РТ направлены материалы документарной проверки с сопроводительным письмом от 15.08.2014 за исх. № 5873 с приложением на 16 л. для рассмотрения и принятия решения о возбуждении административного дела.

Управление Роспотребнадзора по РТ, рассмотрев представленные инспекцией материалы документарной проверки, направило в адрес законного представителя заявителя уведомление от 20.08.2014 о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 11.09.2014. Факт направления уведомления подтверждается материалами дела и получением уполномоченным лицом заявителя 25.08.2014 (л.д.48,49-53).

Протокол об административном правонарушении составлен 11.09.2014 без участия законного представителя Управляющей компании, извещенного надлежащим образом.

В Протоколе об административном правонарушении отражены выявленные инспекцией нарушения начисления собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме № 24 по ул. М. Чуйкова г. Казани платы за полив земельного участка в составе платы за холодное водоснабжение на ОДН, что является нарушением п.4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, содержащий перечень видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителям с указанием состава таких услуг, что образует состав административного правонарушения по ч.2 счт.14.6 КоАП РФ.

В указанном протоколе указано, что для рассмотрения дела об административном правонарушении необходимо явиться законному представителю или его представителю на основании доверенности 25.09.2014 к 10 час., также ответчиком указан адрес Управления.

Протокол от 11.09.2014 направлен заявителю 15.09.2014, а также с протоколом направлено письмо с разъяснениями прав и обязанностей, факт направления подтверждается реестром отправлений, почтовой квитанцией со штемпелем организации почтовой связи от 15.09.2014, приложенный ответчиком сведения Почты России по отслеживанию почтовых отправлений, согласно которому заявителем направленная корреспонденция за № 42001590047884 получена 17.09.2014 (л.д.44,47).

Постановлением Управления Роспотребнадзора по РТ заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ к ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при поливе земельного участка (с мая по сентябрь), утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.08.2012 № 131/о в размере 0.043 куб.м за 1 кв.м земельного участка.

Пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354), содержит исчерпывающий перечень видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителям, с указанием состава таких услуг, то есть потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе:

а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;

Как следует из вышеуказанных определений, холодное водоснабжение осуществляется в отношении: жилого дома (домовладения); помещений в многоквартирном доме (т.е холодное водоснабжение в части МКД ограниченно подачей холодной воды только в помещения МКД).

Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с п.2 Правил № 354 домовладение - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Исходя из положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Таким образом, отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три, состоящие из квартир и предназначенные для проживания более одной семьи, не относятся к объектам Индивидуального жилищного строительства.

Следовательно, как верно указал суд, многоквартирные дома не подпадают под понятие «жилого дома», установленное ЖК РФ и Правилами № 354 для целей использования данных нормативно правовых актов.

В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федераций" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.

Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется в порядке, предусмотренном ст. 156 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, расчет платы за полив земельного участка может быть применен лишь в отношении жилого дома (домовладения), являющимся объектом индивидуального жилищного строительства.

При этом, в силу п. 20 Правил № 354, сведения о направлении потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения, в том числе полива, указываются в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения). Следовательно, действующим законодательством предусмотрено отдельное обозначение договорных положений с собственником жилого дома о потреблении услуги холодного водоснабжения на нужды полива земельного участка.

Плата за полив земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не являющийся объектом индивидуального жилищного строительства, в силу ст. 154 ЖК РФ, входит в состав платы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, размер которой определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Судом установлено, что решение общего собрания собственников многоквартирного дома о плате за полив земельного участка в составе платы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не принималось.

Соответственно, взимание указанной платы с собственников МКД со стороны управляющей организации является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, начисление собственникам помещений в МКД № 24 по ул.Чуйкова, в том числе и в квартире №20 платы за полив земельного участка в составе платы за холодное водоснабжение на ОДН является нарушением п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу п.1.2 ч.1 чт.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно п. 16 постановления ВАС РФ N 10 выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Согласно ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КОАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку факт правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено, срок установленный ст.4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек, штраф назначен в соответствии с санкцией установленной ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ошибочно уплаченная по платежному поручению от 15 декабря 2014 года № 1910 государственная пошлина в сумме 2000 рублей, в соответствии со ст.333.40 НК РФ подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный дом» из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 101, 110,  266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2014 года по делу                  №А65-23736/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный дом» ошибочно уплаченную по платежному поручению от 15 декабря 2014 года № 1910 государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 И.С.Драгоценнова

Судьи                                                                                                                Е.Г.Попова

                                                                                                                           А.А.Юдкин