АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-18185/2022
г. Казань Дело № А65-24070/2021
28 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, доверенность от 24.09.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022
по делу № А65-24070/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа, признании недействительным постановления, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, третьи лица: муниципальное казенное учреждение «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани»,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - ответчик, Управление) и Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ответчик, Исполком):
- о признании незаконным отказа Управления в реализации права заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110802:7304 с аукционных торгов, выраженный в письме от 28.06.2021 № 15/21- ИСХ-ОГ/6509;
- о признании недействительным постановления Исполком от 05.08.2021 № 1944 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 26.06.2020 № 1783 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маршала Чуйкова на кадастровом плане территории для реализации с торгов»;
- об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета г. Казани».
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022, заявление удовлетворено: признаны незаконными отказ Управления в реализации права заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110802:304 с аукционных торгов, изложенный в письме от 28.06.2021 № 15/21?ИСХОГ/6509, а также постановление Исполкома от 05.08.2021 № 1944 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 26.06.2020 № 1783 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул.Маршала Чуйкова на кадастровом плане территории для реализации с торгов»; на ответчиков возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление и Исполком обратились вАрбитражный суд Поволжского округа скассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, считая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно?телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ИП ФИО1 возражала на доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя предпринимателя, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.01.2020 ИП ФИО1 обратилась в Управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью его реализации с торгов под размещение автостоянки.
Письмом от 15.05.2020 № 15/21-ИСХ-ОГ/4791 последний уведомил заявителя о том, что Управлением по указанному выше заявлению от 24.01.2020 №621/УАиГ/ОГ подготовлен проект постановления Исполкома «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маршала Чуйкова на кадастровом плане территории для реализации с торгов».
Исполкомом издано постановление от 26.06.2020 № 1783 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маршала Чуйкова на кадастровом плане территории для реализации с торгов», о чем предпринимателю направлено соответствующее письмо от 29.06.2020 № 15/21-ИСХОГ/6404.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 09.09.2020 площадью 273 кв.м., участку присвоен государственный кадастровый номер 16:50:110802:7304. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 16:50:110802:7304 имеет разрешенное использование «хранение автотранспорта».
Однако в последующем письмом от 28.06.2021 № 15/21-ИСХ-ОГ/6509 Управление уведомило заявителя об отказе в проведении аукционных торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110802:7304 с указанием на нецелесообразность размещения на нем автомобильной стоянки ввиду произрастания деревьев высокодекоративных пород. В дополнение к указанному письму, письмом от 09.08.2021 № 15/21-ИСХ-ОГ/8136 Управление уведомило предпринимателя об издании Исполкомом постановления от 05.08.2021 № 1944 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 26.06.2020 № 1783 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маршала Чуйкова на кадастровом плане территории для реализации с торгов» в части отмены пунктов о реализации земельного участка с аукционных торгов.
Полагая указанные действия ответчиков, направленные на отказ в реализации права заключения договора аренды сформированного земельного участка с кадастровым номером 16:50:110802:7304 с аукционных торгов, выраженные в письме Управления от 28.06.2021 № 15/21-ИСХ-ОГ/6509, и издании Исполкомом постановления от 05.08.2021 № 1944 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 26.06.2020 №1783 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маршала Чуйкова на кадастровом плане территории для реализации с торгов» незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) указано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9?11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи. Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в определенном пунктом 4 названной статьи порядке.
В пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ указан перечень оснований, при наличии которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 этого же кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, установив, что Управлением в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие основания для принятия оспариваемого отказа в реализации с торгов права заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110802:7304, обоснованно пришли к выводу о неправомерности действий ответчиков, выразившихся в отказе в реализации права заключения договора аренды сформированного земельного участка с кадастровым номером 16:50:110802:7304 с аукционных торгов, изложенного в письме Управления от 28.06.2021 № 15/21-ИСХ-ОГ/6509, и издании Исполкомом постановления от 05.08.2021 № 1944 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 26.06.2020 № 1783 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маршала Чуйкова на кадастровом плане территории для реализации с торгов», которыми нарушены законные права и интересы предпринимателя, в связи с чем удовлетворили требования заявителя.
Суды исходили из того, что содержащийся в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ перечень оснований для отказа в проведении аукциона является исчерпывающим. Невозможность реализации права заключения договора аренды земельного участка на торгах ввиду произрастания на нем деревьев высокодекоративных пород Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена. При этом Управление, принимая оспариваемый отказ в реализации права заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110802:7304 с аукционных торгов, указало на нецелесообразность размещения на нем автомобильной стоянки, ввиду произрастания деревьев высокодекоративных пород, не указав при этом ни на одно из оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ, при наличии которых земельный участок не может быть предметом аукциона, что не отвечает положениям подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ.
Кроме этого, суды исходили из того, что: заявителем в большей его части и беспрепятственно пройдена процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренная статьей 39.11 ЗК РФ; Управлению и Исполкому при утверждении Управлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и последующем вынесении Исполкомом постановления от 26.06.2020 № 1783 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маршала Чуйкова на кадастровом плане территории для реализации с торгов» из акта обследования земельного участка от 04.03.2020 № 1088 было известно о произрастании на испрашиваемом земельном участке деревьев, данное обстоятельство было соответствующим образом учтено при вынесении Исполкомом постановления от 26.06.2020 № 1783, где в пункте 4.3.3 указано на необходимость предусмотреть при заключении договора аренды земельного участка в случае сноса и (или) пересадки зеленых насаждений соблюдения требований Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 08.06.2006 № 2-9 «Об озеленении города».
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу № А65-24070/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи С.Ю. Муравьев
Р.В. Ананьев