203/2023-53090(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-8212/2023
г. Казань Дело № А65-24174/2022 31 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р. (протоколирование ведется с использованием систем веб- конференции, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции (онлайн - заседание) представителя:
общества с ограниченной ответственностью «Миратекс» – ФИО1, доверенность от 28.06.2022,
Приволжской электронной таможни – ФИО2, доверенность от 09.01.2023, ФИО3, доверенность от 17.11.2022,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Поволжского округа представителей:
Татарстанской таможни – Антипова А.В., доверенность от 09.01.2023, Салиховой Р.С., доверенность от 01.03.2023,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Татарстанской таможни и общества с ограниченной ответственностью «Миратекс»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023
по делу № А65-24174/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Миратекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Татарстанской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными уведомлений, действий, третье лицо: Приволжская электронная таможня (ОГРН <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Миратекс" (далее – ООО "Миратекс", общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне:
- о признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 01.06.2022 N 10404000/У2022/0000687, N 10404000/У2022/0000685,
N 10404000/У2022/0000681, N 10404000/У2022/0000670, N 10404000/У2022/0000679, N 10404000/У2022/0000683, N 10404000/У2022/0000677, от 02.06.2022 N 10404000/У2022/0000708,
N 10404000/У2022/0000710, N 10404000/У2022/0000706,
N 10404000/У2022/0000703 (далее – Уведомления Татарстанской таможни),
- о признании незаконными действий Татарстанской таможни, выраженных в доначислении пеней на сумму уже уплаченной в срок
задолженности (включая пени) по уведомлениям Татарстанской таможни от 01.06.2022 N 10404000/У2022/0000687, N 10404000/У2022/0000685,
N 10404000/У2022/0000681, N 10404000/У2022/0000670, N 10404000/У2022/0000679, N 10404000/У2022/0000683, N 10404000/У2022/0000677, от 02.06.2022 N 10404000/У2022/0000706.
Арбитражный суд Республики Татарстан привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Приволжскую электронную таможню.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2023, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023, заявление удовлетворено частично, признаны незаконными действия Татарстанской таможни в части начисления пени в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (по решениям Татарстанской таможни от 20.07.2022 N 10404000/2022/РА/0000156,
N 10404000/2022/РА/0000157, N 10404000/2022/РА/0000158, N 10404000/2022/РА/0000159, N 10404000/2022/РА/0000162, N 10404000/2022/РА/0000160, N 10404000/2022/РА/0000161,
N 10404000/2022/РА/0000164); признаны незаконными уведомления Татарстанской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 01.06.2022
N 10404000/У2022/0000687, N 10404000/У2022/0000685, N 10404000/У2022/0000681, N 10404000/У2022/0000670, N 10404000/У2022/0000679, N 10404000/У2022/0000683,
N 10404000/У2022/0000677, от 02.06.2022 N 10404000/У2022/0000706 в части начисления пени в период действия моратория на возбуждение дел о
банкротстве, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее – постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497). На Татарстанскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "Миратекс" в указанной части. Взыскано с Татарстанской таможни в пользу ООО "Миратекс" 27 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
ООО "Миратекс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Татарстанская таможня также обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части признания незаконными действий таможни в части начисления пени в период действия моратория, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, признания незаконными Уведомлений Татарстанской таможни.
В своих отзывах третье лицо Приволжская электронная таможня поддерживает кассационную жалобу Татарстанской таможни и просит кассационную жалобу ООО "Миратекс" оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 21.09.2023 соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлен перерыв до 26.09.2023 до 11 часов 30 минут.
В судебном заседании 26.09.2023 представитель Татарстанской таможни заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с неполучением кассационной ООО «Миратекс». Определением от 26.09.2023 на основании статьи 158 АПК РФ судебное
разбирательство по кассационным жалобам отложено на 24.10.2023 на 16 часов 00 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов на них, заслушав представителей общества и таможенных органов, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторговых контрактов между ООО "Миратекс" и "CTY TNHH BONG VAI SOI AN LONG" "TAN NAM TRUNG COMMERCIAL MANUFACTURING SERVICE CO.,LTD", "LE TAM PHAT CO., LTD" (Вьетнам) на таможенную территорию ЕАЭС ввезен товар: "пряжа хб...". Указанный товар задекларирован в декларациях на товары (далее - ДТ) N 10418010/240619/0158731,
N 10418010/120719/0178608, N 10418010/120819/0208063, N 10418010/071019/0267867, N 10418010/160119/0277992, N 10418010/291019/0292706, N 10418010/091219/0336325, N 10418010/130520/0124482, N 10418010/170220/0040961,
N 10418010/160820/0225074, N 10418010/021120/0316869 в качестве товара N 1.
Декларирование товаров осуществлялось при участии таможенного представителя ООО "РТЛ-ВОСТОК", декларант ООО "Миратекс" (таможня декларирования: Приволжская электронная таможня).
Приволжской электронной таможней проведен таможенный контроль после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений по направлению обоснованности предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран (акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 30.05.2022
N 10418000/206/300522/А0215), по 11 декларациям на товары ДТ N 10418010/071019/0267867, N 10418010/240619/0158731,
N 10418010/120819/0208063, N 10418010/160820/0225074,
N 10418010/291019/0292706, N 10418010/161019/0277992,
N 10418010/130520/0124482, N 10418010/091219/0336325, N 10418010/021120/0316869, N 10418010/170220/0040961, N 10418010/120719/0178608.
По результатам проверки установлено, что сертификаты о происхождении товаров, представленные при декларировании, не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих применение режима свободной торговли, в связи с чем, по вышеуказанным ДТ в предоставлении тарифных преференций отказано и произведено доначисление таможенных платежей (ввозной таможенной пошлины и НДС).
В Татарстанскую таможню посредством автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей (далее по тексту - АПС "Задолженность") поступили сведения о задолженности ООО "Миратекс" (ИНН <***>) согласно паспортам задолженности от 31.05.2022 N 10418000/30429, от 01.06.2022 N 10418000/30455, N 10418000/30456, N 10418000/30457, N 10418000/30458, N 10418000/30459, N 10418000/30460, N 10418000/30474, от 02.06.2022 N 10418000/30476, N 10418000/30477, N 10418000/30478, созданными должностными лицами таможни декларирования (Приволжской электронной таможни) в связи с проведенной проверкой по декларациям
Общая сумма задолженности с учетом пеней 1 830 320 руб. 66 коп. (по виду платежа 2010 – 1 305 498 руб. 92 коп., по виду платежа 2011219 768 руб. 29 коп., по виду платежа 5010 - 261 099 руб. 76 коп., по виду платежа 5011 - 43 953 руб. 69 коп.).
В свою очередь, на основании сведений, поступивших в Татарстанскую таможню посредством АПС "Задолженность" о задолженности ООО "Миратекс", созданным Приволжской электронной таможней, в АПС "Задолженность" Татарстанской таможней были
сформированы уведомления (уточнение к уведомлениям) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении ООО "Миратекс", подписанные электронной подписью:
- N 10404000/У2022/0000670 от 01.06.2022 со сроком добровольной уплаты 18.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000677 от 01.06.2022 со сроком добровольной уплаты 18.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000679 от 01.06.2022 со сроком добровольной уплаты 18.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000681 от 01.06.2022 со сроком добровольной уплаты 18.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000683 от 01.06.2022 со сроком добровольной уплаты 18.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000685 от 01.06.2022 со сроком добровольной уплаты 18.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000687 от 01.06.2022 со сроком добровольной уплаты 18.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000703 от 02.06.2022 со сроком добровольной уплаты 20.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000706 от 02.06.2022 со сроком добровольной уплаты 20.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000708 от 02.06.2022 со сроком добровольной уплаты 20.07.2022;
- N 10404000/У2022/0000710 от 02.06.2022 со сроком добровольной уплаты 20.07.2022.
В паспортах задолженности N 10418000/30429, N 10418000/30455, N 10418000/30456, N 10418000/30457, N 10418000/30458, N 10418000/30459, N 10418000/30460, N 10418000/30474, N 10418000/30476, N 10418000/30477, N 10418000/30478 в графе
"Основания для неначисления пени" отсутствуют какие-либо отметки об основаниях для неначисления пени в соответствии с частью 19 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), в том числе, информация об обеспечении денежным залогом обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предусмотренная пунктом 4 части 19 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ.
Заявитель, посчитав незаконными уведомления Татарстанской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 01.06.2022 N 10404000/У2022/0000687,
N 10404000/У2022/0000685, N 10404000/У2022/0000681, N 10404000/У2022/0000670, N 10404000/У2022/0000679,
N 10404000/У2022/0000683, N 10404000/У2022/0000677, от 02.06.2022
N 10404000/У2022/0000708, N 10404000/У2022/0000710,
N 10404000/У2022/0000706, N 10404000/У2022/0000703, а также действий Татарстанской таможни, выраженные в доначислении пеней на сумму уже уплаченной в срок задолженности (включая пени) по уведомлениям Татарстанской таможни от 01.06.2022
N 10404000/У2022/0000687, N 10404000/У2022/0000685, N 10404000/У2022/0000681, N 10404000/У2022/0000670, N 10404000/У2022/0000679, N 10404000/У2022/0000683,
N 10404000/У2022/0000677, от 02.06.2022 N 10404000/У2022/0000706 (по решениям Татарстанской таможни от 20.07.2022
N 10404000/2022/РА/0000156, N 10404000/2022/РА/0000157, N 10404000/2022/РА/0000158, N 10404000/2022/РА/0000159, N 10404000/2022/РА/0000162, N 10404000/2022/РА/0000160,
N 10404000/2022/РА/0000161, N 10404000/2022/РА/0000164) обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
На основании пункта 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС.
В силу части 1 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пеней (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, процентов и пеней, не уплаченных в срок,
Таким образом, указали суды, уведомление (уточнение к уведомлению), предусмотренное статьей 73 Закона N 289-ФЗ, является ненормативным правовым актом, принимаемым в начале процедуры принудительного взыскания задолженности по уплате таможенных
платежей, процентов и пеней, выявленной таможенным органом по результатам мероприятий таможенного контроля.
Судами отмечено, что в рассматриваемом случае по существу рассматриваются и решения Приволжской электронной таможни, во исполнение которых направлены оспариваемые уведомления. Татарстанской таможней не проводились мероприятия по установлению фактических обстоятельств дела.
Судами отмечено, что по результатам анализа массива деклараций за 2019 - 2020 гг., по которым осуществлялось декларирование товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам, было установлено, что по ДТ N 10418010/270519/0131691, N 10418010/240619/0158731,
N 10418010/080419/0086316, N 10418010/120719/0178608, N 10418010/120819/0208063, N 10418010/071019/0267867, N 10418010/161019/0277992, N 10418010/291019/0292706, N 10418010/091219/0336325, N 10418010/130520/0124482, N 10418010/170220/0040961, N 10418010/160820/0225074,
N 10418010/021120/0316869 существует вероятность необоснованного предоставления тарифных преференций в отношении товара "Пряжа х/б...", классифицированного в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) в товарной подсубпозиции 5206 11 000 0.
При проведении таможенного контроля по ДТ
N 10418010/240619/0158731, N 10418010/120719/0178608, N 10418010/120819/0208063, N 10418010/071019/0267867, N 10418010/161019/0277992, N 10418010/291019/0292706, N 10418010/091219/0336325, N 10418010/130520/0124482, N 10418010/170220/0040961, N 10418010/160820/0225074,
N 10418010/021120/0316869 в отношении сертификатов о происхождении товара формы EAV N VN-RU 19/04/00677 от 06.05.2019, N VN-RU 19/04/00676 от 06.05.2019, N VN-RU 19/02/05515 от 25.06.2019, N VN-RU 19/04/00974 от 02.07.2019, N VN-RU 19/04/00973 от 02.07.2019, N VN-RU 19/02/07625 от 11.09.2019, N VN-RU 19/04/01192 от 06.09.2019, N VN-RU 19/02/08203 от 25.09.2019, N VN-RU 19/04/01504 от 29.10.2019, N VN-RU 19/04/01505 от 29.10.2019, N VN-RU 20/02102 от 24.03.2020, N VN-RU 20/04/00006 от 02.01.2020, N VN-RU 20/04/01000 от 02.07.2020, N VN-RU 20/04/01002 от 02.07.2020, N VN-RU 20/04/01001 от 02.07.2020, N VN-RU 20/04/01279 от 28.09.2020, N VN-RU 20-04/01280 от 28.09.2020 были назначены и проведены таможенные экспертизы, согласно выводам которых оттиск круглой печати, расположенный в графе N 12 сертификатов о происхождении товара, и соответствующий оттиск круглой печати Социалистической Республики Вьетнам, имеющийся в картотеке ЦЭКТУ ФТС России, нанесены разными печатными формами (клише).
На момент ввоза товаров и регистрации спорных деклараций оттиски печатей, полученные таможенными органами от уполномоченного органа Социалистической Республики Вьетнам, являлись актуальными. Какие-либо иные письма с образцами оттисков печати не поступали.
На основании подпункта "b(iii)" пункта 2 статьи 4.24 Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (заключено в гор. Бурабай, 29.05.2015), таможенные органы импортирующей Стороны вправе отказать в предоставлении преференциального тарифного режима, если представленный сертификат о происхождении товара не заполнен в соответствии с требованиями по оформлению сертификата о происхождении товара, установленными в Приложении 5 данного Соглашения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.24 Соглашения, в случаях, изложенных в подпункте "Ь" пункта 2 пункта 2 статьи 4.24 Соглашения и пункте I статьи 4.25 настоящего Соглашения, таможенные органы импортирующей Стороны не обязаны направлять верификационный запрос, предусмотренный статьей 4.30 настоящего Соглашения, в адрес уполномоченного органа для целей принятия решения об отказе в предоставлении преференциального тарифного режима.
Соглашением не предусмотрено обращение таможенных органов в уполномоченный орган третьей стороны с целью получения действующих образцов оттисков печатей.
В соответствии с требованиями административного сотрудничества оригиналы образцов оттисков печатей направляются через Евразийскую экономическую комиссию. Информация, полученная от ЕЭК о применяемых образцах оттисков печатей, доводится ФТС России до таможенных органов в установленном порядке.
Таким образом, указали суды, учитывая приведенные положения, сторонами-участницами Соглашения определен порядок взаимодействия по обмену оригиналов образцов оттисков печатей только в определенном порядке в рамках административного сотрудничества.
Судами отмечено. что заключения эксперта соответствуют предъявляемым к ним требованиям, при назначении и производстве экспертизы не допущено нарушений требований действующего законодательства.
В рамках проведения проверочных мероприятий таможенным органом также было установлено, что сертификаты о происхождении товара формы EAV N VN-RU 19/04/00677 от 06.05.2019, N VN-RU 19/04/00676 от 06.05.2019, N VN-RU 19/02/05515 от 25.06.2019, N VN-RU 19/04/00974 от 02.07.2019, N VN-RU 19/04/00973 от 02.07.2019, N VN-RU 19/02/07625 от 11.09.2019, N VN-RU 19/04/01192 от 06.09.2019, N VN-RU 19/02/08203 от 25.09.2019, N VN-RU 19/04/01504 от 29.10.2019, N VN-RU 19/04/01505
от 29.10.2019, N VN-RU 20/02102 от 24.03.2020, N VN-RU 20/04/00006 от 02.01.2020, N VN-RU 20/04/01000 от 02.07.2020, N VN-RU 20/04/01002 от 02.07.2020, N VN-RU 20/04/01001 от 02.07.2020, N VN-RU 20/04/01279 от 28.09.2020, N VN-RU 20-04/01280 от 28.09.2020 заполнены в нарушение Инструкции по заполнению сертификата о происхождении, и вышеуказанные сертификаты о происхождении товара по форме EAV не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих применение режима свободной торговли.
Связи с чем на основании п. "а", ппп. iii пп. "b" п. 2 статьи 4.24 Соглашения в отношении товаров N 1 "Пряжа х/б...", код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 5206 11 000 0", продекларированных по ДТ
N 10418010/240619/0158731, N 10418010/120719/0178608, N 10418010/120819/0208063, N 10418010/071019/0267867, N 10418010/161019/0277992, N 10418010/291019/0292706, N 10418010/091219/0336325, N 10418010/130520/0124482, N 10418010/170220/0040961, N 10418010/160820/0225074,
N 10418010/021120/0316869, таможенным органом было принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 30.05.2022 N10418000/206/300522/А0215).
Отказ в предоставлении тарифных преференций привел к доначислению таможенных платежей в размере 1 566 598 руб. 68 коп.
В адрес ООО "Миратекс" было направлено письмо от 31.05.2022 N 03-04-18/07441 с копией акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 30.05.2022 N10418000/206/300522/А0215. Кроме того, в рамках данного письма в адрес ООО "Миратекс" были направлены заключения таможенного эксперта в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 395 ТК ЕАЭС.
Также 01.06.2022 посредством электронной почты в адрес ООО "Миратекс" была направлена копия акта проверки документов и
сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 30.05.2022 N 10418000/206/300522/А0215 письмом от 01.06.2022 N 03-04-18/07494.
В связи с принятием отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров Приволжской электронной таможни решений об отказе в предоставлении тарифных преференций по ДТ N 10418010/240619/0158731, N 10418010/120719/0178608, N 10418010/120819/0208063,
N 10418010/071019/0267867, N 10418010/161019/0277992, N 10418010/291019/0292706, N 10418010/091219/0336325, N 10418010/130520/0124482, N 10418010/170220/0040961,
N 10418010/160820/0225074, N 10418010/021120/0316869 указанные ДТ были скорректированы Приволжской электронной таможней, были сформированы паспорта задолженности и переданы для взыскания в Татарстанскую таможню.
Татарстанской таможней в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ в адрес декларанта и таможенного представителя были направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей.
Заявитель указывал, что у Приволжской электронной таможни отсутствуют полномочия по проведению таможенного контроля после выпуска товаров, со ссылкой на Общее положение о таможне, утвержденное приказом ФТС России от 20.09.2021 N 798.
Судами отмечено, что одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 ТК ЕАЭС, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, которая в силу пунктов 3, 6 статьи 324 ТК ЕАЭС может проводиться как до (в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС), так и после выпуска товаров (в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС).
Согласно подп. 13, 16 и 135 п. 9 Положения о таможне, Приволжская электронная таможня осуществляет контроль соблюдения условий предоставления тарифных преференций при таможенном декларировании и в иных случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, является уполномоченным органом по рассмотрению сертификатов о происхождении товаров, представленных заявителем с целью подтверждения страны происхождения товаров, сведения о которых заявлены в оспариваемых ДТ.
В рассматриваемой ситуации, отметили суды, акт проверки Приволжской электронной таможни от 30.05.2022 N 10418000/206/300522/А0215 содержит систематизированное изложение установленных в ходе проведения таможенного контроля после выпуска фактов, подтверждающих невозможность использования представленных обществом сертификатов в качестве документов о происхождении ввезенных товаров, со ссылками на результаты проведенных таможенных экспертиз, и 31.05.2022 на основании акта проверки в порядке подпункта "е" пункта 11 Порядка N 289, Приволжской электронной таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, направленные в адрес заявителя. В данных решениях имеется ссылка на акт проверки от 30.05.2022 N 10418000/206/300522/А0215, который содержит номера ДТ, номера товаров, в отношении которых были приняты соответствующие решения, а также все выводы таможни, послужившие основанием для вынесения данных решений. Также электронный вид данных решений направлен в ДТ с использованием информационных систем таможенного органа
Количество решений на бумажном носителе равняется количеству ДТ, в отношении которых приняты решения.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о законности действий таможенных органов в части проведения таможенного контроля и доначисления таможенных платежей.
Судами установлено, что по ряду ДТ ООО "Миратекс" направило заявление об использовании авансовых платежей, ранее внесенный на специальный счет в таможенном органе, и, таким образом, частично задолженность была погашена, однако, по ДТ
N 10418010/120719/0178608, N 10418010/071019/0267867, N 10418010/291019/0292706, N 10418010/091219/0336325, 10418010/130520/0124482, N 10418010/170220/0040961,
N 10418010/160820/0225074, N 10418010/021120/0316869 декларантом и таможенным представителем в сроки добровольной уплаты КДТ для погашения задолженности на Приволжский таможенный пост и в Татарстанскую таможню не направлялись.
В связи с неисполнением ООО "Миратекс" и таможенным представителем ООО "РТЛ-ВОСТОК" обязанности по уплате таможенных платежей и пеней в сроки добровольного исполнения уведомлений, Татарстанской таможней на основании статьи 80 Федерального закона N 289-ФЗ приняты решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 20.07.2022 N 10404000/2022/РА/0000156, N10404000/2022/РА/0000157, N 10404000/2022/РА/0000158,
N 10404000/2022/РА/0000159, N 10404000/2022/РА/0000160,
N 10404000/2022/РА/0000161, N10404000/2022/РА/0000162, от 21.07.2022
N 10404000/2022/РА/0000164 в отношении ООО "Миратекс" и от 21.07.2022 N 10404000/2022/РА/0000166 в отношении таможенного представителя ООО "РТЛ-ВОСТОК".
Однако, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Татарстанская таможня в оспариваемых уведомлениях произвела начисление пени в период действия моратория.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 в совокупности с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального
закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с 01.04.2022 на шесть месяцев прекращается начисление неустоек (штрафы, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям возникшим до введения моратория.
В отношении обязательств, попадающих под действие моратория, норма неначисления пеней по непогашенной (несвоевременно погашенной) задолженности применяется с 01.04.2022 и действует в течение 6 месяцев.
Суды пришли к выводу о неправомерном начислении таможенным органом пени после 01.04.2022 и удовлетворили заявленные обществом требования в данной части, отказав в удовлетворении остальных требований общества.
В кассационной жалобе ООО "Миратекс" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, настаивая на своих доводах, заявленных в нижестоящих судах, полагая, что формальные недостатки сертификатов происхождения товаров не могут являться основанием для отказа обществу в предоставлении тарифных преференций, считая, что у Приволжской электронной таможни отсутствуют полномочия по проведению таможенного контроля после выпуска товаров, нарушена процедура проведения таможенного контроля, решения о внесении изменений в ДТ приняты с нарушением процедуры их принятия.
Все доводы кассационной жалобы ООО "Миратекс" были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО "Миратекс" суд не усматривает.
В кассационной жалобе Татарстанская таможня оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций в части признания незаконными действий таможни в части начисления пени в период действия моратория, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, полагая, что положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 регулируются правоотношения, возникающие в процедуре банкротства, и сфера действия этих нормативных актов не распространяется на порядок взыскания таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Согласно пункту 3 части 19 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ пени не подлежат начислению в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – постановление Пленума ВС РФ N 44) на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (пункт 7 постановления Пленума ВС РФ N 44). Начисление пени на несвоевременно уплаченные (неуплаченные) таможенные платежи относится в данном случае к иным финансовым санкциям.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Татарстанской таможни.
Доводы кассационных жалоб не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 по делу № А65-24174/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи А.Н. Ольховиков
А.Д. Хлебников