ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
26 декабря 2018 года Дело № А65-24504/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 декабря 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 декабря 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Лихоманенко О.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2018 года по делу № А65-24504/2018 (судья Хамидуллина Л.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании недействительным предписания от 27.07.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ответчик), о признании недействительным предписания от 27.07.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что заявитель не занимается добычей, транспортировкой газа, а занимается только хранением и поставкой газа в масштабе г. Казани, газ покупается у оптовых продавцов, также заявитель не поставляет продукцию по гос. контракту.
Полагает, что в пункте 21 Перечня объектов, не подлежащих охране частными охранными предприятиями, имеется исключение именно для дочерних обществ стратегических акционерных обществ газовой промышленности, и в данный перечень входит дочернее общество ПАО «Газпром» - ООО «Газпром сжиженный газ».
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
По распоряжению от 18.06.2018 №179-р Управлением Росгвардии по РТ в период с 10.00 час. 04.07.2018 до 10.00 час. 27.07.2018 проведена внеплановая проверка в отношении объекта топливно-энергитического комплекса ООО «Газпром сжиженный газ» - «Казанская газонаполнительная станция».
По результатам проверки составлен акт от 27.07.2018; з аявителю выдано предписание от 27.07.2018, в соответствии с которым Обществу надлежит устранить следующие нарушения на объекте топливно-энергетического комплекса (ТЭК): привести подразделения охраны «Казанской газонаполнительной станции» ООО «Газпром сжиженный газ» непосредственно задействованных в выполнении задач по физической защите в соответствии с пунктом 21 Приложения №1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) охранной деятельности».
Срок устранения выявленного нарушения установлен до 01.01.2019.
Заявитель, не согласившись с выданным Управлением Росгвардии по РТ предписанием, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением, ссылаясь на несоответствие Предписания закону и нарушение его прав на осуществление предпринимательской деятельности, в качестве законности выполнения охранной организацией своей деятельности приведена лицензия ООО «ЧОО «МИГ-Восток» на право оказания охранных услуг в отношении спорного объекта, сослалось также на то, что на спорном объекте отсутствует производство газа, спорный объект газонаполнительной станции (ГНС) не относится к производственным объектам газовой и газохимической промышленности, спорный объект не входит в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, ввиду того, что Общество является дочерним обществом стратегического акционерного общества (ПАО «Газпром»).
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В ходе проверки Управлением установлено, что охрану «Казанской газонаполнительной станции», расположенной по адресу: <...> (спорный объект Общества) осуществляет ООО «ЧОО «МИГ-Восток» по договору на оказание охранных услуг №578 от 01.08.2016 (л.д.27-31).
ООО «ЧОО «МИГ-Восток» является частной охранной организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» на основании лицензии ЧО №046765 от 15.06.2016 №0150 (л.д.11).
Однако, в соответствии с представленной в материалы дела лицензией ООО «ЧОО «МИГ-Восток» предоставлено право лишь на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. Общество не представило доказательств, подтверждающих наличие полномочий на выполнение ООО «ЧОО «МИГ-Восток» функций государственной охраны объектов.
Сфера деятельности частных охранных организаций законодателем ограничена, при этом Правительству Российской Федерации предоставлено право определения объектов, подлежащих государственной охране, услуги по охране которых частные охранные организации оказывать не могут.
Спорный объект ТЭК включен в реестр субъектов топливно-энрегетического комплекса (наименование - Казанская кустовая база сжиженных газов, регистрационный номер - АТ-Г-16-0001561, дата внесения в реестр - 30.12.2013) и имеет категорию опасности «низкая», что сторонами не оспаривается.
Включение объектов в государственный реестр опасных производственных объектов, свидетельствует об их отнесении к пункту 21 перечня объектов, подлежащих государственной охране, приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
Пунктом 7 части 3 указанной статьи предусмотрено, что в целях охраны разрешается предоставление, в том числе, услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Статьей 11 Закона 11.03.1992 №2487-1 установлено, что оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Таким образом, сфера деятельности частных охранных организаций законодателем ограничена, а Правительству Российской Федерации предоставлено право определения объектов, подлежащих государственной охране, услуги по охране которых частные охранные организации оказывать не могут.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. К числу таких объектов, в том числе, относятся объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ (пункт 21 Перечня).
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 13.12.1994 №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» охрана объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта, принадлежащих на праве собственности организации - собственнику Единой системы газоснабжения и (или) ее дочерним обществам, либо стратегическому акционерному обществу, осуществляющему управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ, либо стратегическому акционерному обществу, ведущему деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, и (или) его дочерним обществам, обеспечивается ведомственной охраной, создаваемой соответственно организацией -собственником Единой системы газоснабжения, либо стратегическим акционерным обществом, осуществляющим управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, либо стратегическим акционерным обществом, ведущим деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья.
Постановлением Правительства РФ от 04.06.2015 №551 утверждены Правила утверждения перечней объектов, охраняемых ведомственной охраной организации -собственника Единой системы газоснабжения, стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, и стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья. В отношении объектов электроэнергетики такие требования действующим законодательством не установлены.
Таким образом, исключение, предусмотренное пунктом 21 Перечня, в виде объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ, относится к объектам нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенным к опасным производственным объектам. Пункт 21 Перечня предусматривает две группы объектов:
- объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии;
- объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ.
Как верно указал суд, что из буквального толкования положений пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 следует, что частная охранная деятельность не распространяется не только на объекты электроэнергетики, которые отнесены к опасным производственным объектам, но и на иные объекты, относящиеся к объектам топливно-энергетического комплекса. Предусмотренное исключение объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, отнесенных к опасным производственным объектам относится только ко второй группе объектов нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности.
Необходимость государственной охраны объектов электроэнергетики обусловлена их значимостью для систем жизнеобеспечения населения, а не их производственной опасностью. Таким образом, государственная охрана объектов электроэнергетики в силу пункта 21 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587, осуществляется вне зависимости от принадлежности таких объектов к опасным производственным объектам или объектам стратегических предприятий.
Статьей 5 Федерального закона от 27.05.1996 №57-ФЗ «О государственной охране» установлено, что государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана организации-собственника Единой системы газоснабжения осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) ее дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
В Российской Федерации собственником Единой системы газоснабжения является ПАО «Газпром». Следовательно, охрана объекта топливно-энергетического комплекса «Казанской газонаполнительной станции» ООО «Газпром сжиженный газ» должна осуществляться ведомственной охраной ПАО «Газпром».
При этом, как верно указал суд, в рассматриваемом случае, относимость к дочернему предприятию стратегического акционерного общества не разрешает привлекать к охране объектов частные охранные предприятия. При системном толковании пункта 21 приложения к Постановлению 587 слова «а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ» относятся к перечню объектов подлежащих государственной охране, а не исключению из них.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2017 №302-ЭС17-16410.
Судом правомерно отклонены доводы ООО «Газпром сжиженный газ» о допустимости привлечения к охране спорных объектов частных охранных организаций, в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», предусматривающего возможность привлечения к охране объектов топливно-энергетического комплекса частных охранных организаций в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Так, исходя из своего содержания указанная норма подлежит применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, под которыми согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ понимаются не только объекты электроэнергетики, но также и объекты нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. То есть данная норма распространяется на более широкий круг объектов, нежели указано в пункте 21 приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587. В этой связи с учетом наличия названных выше иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления охранной деятельности, применительно к объектам электроэнергетики положения пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ подлежат применению в совокупности и взаимосвязи с нормами Закона о частной детективной и охранной деятельности и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587, которые в целях защиты общественно значимых интересов устанавливают ограничения в выборе охранных организаций применительно к отдельным видам охраняемых объектов, в частности, устанавливают запрет на привлечение частных охранных организаций к осуществлению охраны объектов электроэнергетики.
Заявитель полагает, что поскольку спорный объект не является опасным производственным объектом, следовательно, к нему не относится требование об обязательной государственной охране.
Однако, согласно представленному паспорту безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, спорный объект ГНС относится к объектам низкой категории опасности, охрана может осуществляться частным охранным предприятием, требования охраны объекта и защиты его элементов выполняются. Действительно, спорный объект электроэнергетики не относится к опасным производственным объектам, однако, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что данный объект не подлежит государственной охране.
Наличие паспорта безопасности объекта не свидетельствует о выполнении мероприятий, он составляется на основании акта присвоения объекту категории опасности и является информационным документом, подлежащим проверке органом государственного контроля. Содержание паспорта безопасности не может предопределять соответствие безопасности объекта требованиям законодательства.
Кроме того, паспорт безопасности утверждается не Председателем антитеррористической комиссии в Республике Татарстан, а субъектом топливно-энергетического комплекса. С руководителем коллегиального органа по противодействию терроризму он всего лишь согласовывается (пункт 5 статья 8 №256-ФЗ). Полномочия по государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса возложены на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы.
Суд, не соглашаясь с доводом заявителя о том, что их объект не относится к понятию «газовой и газохимической промышленности» из-за того, что на объекте отсутствует производство газа, правомерно исходил из того, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанным в заявлении, и следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, дополнительными видами деятельности Общества являются хранение и складирование жидких и газообразных грузов (52.10.2), хранение и складирование газа и продуктов его переработки (52.10.22).
В силу пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 государственной охране подлежат непосредственно объекты топливно-энергетического комплекса, вне зависимости от их отнесения либо неотнесения к опасным производственным объектам. Отнесение заявителя к числу дочерних предприятий ПАО «Газпром» (к стратегическим акционерным обществам) в рассматриваемой ситуации правового значения не имеет.
Неприменим к спорным правоотношениям пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», поскольку паспорт утвержден в целях реализации иного федерального закона, - Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Общество свободно в заключении договоров, и, вступая в договорные правоотношения с ООО «ЧОО «МИГ-Восток» на оказание охранных услуг спорных объектов ТЭК, в отношении которых имеются законодательно установленные ограничения по выбору субъекта охраны, заявитель должен был и мог предвидеть возможность наступления для него неблагоприятных последствий в виде оспариваемого предписания Управления, которое, в свою очередь, соответствует вышеназванным нормам права.
При таких обстоятельствах законно выданное предписание не нарушает прав Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд сделал правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае предусмотренной статьями 198, 201 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого предписания, правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2018 года по делу №А65-24504/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ» излишне уплаченную по платежному поручению от 14.11.2018 №5214 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С.Драгоценнова
Судьи О.А.Лихоманенко
Е.Г.Попова