АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-18156/2022
г. Казань Дело № А65-24695/2021
23 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 03.11.2021 № 1466),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 01.01.2022 № 7/14-22),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Метроэлектротранс»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022
по делу № А65-24695/2021
по заявлению муниципального унитарного предприятия «Метроэлектротранс» (ОГРН <***>) об отмене постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс» (далее – заявитель, МУП «Метроэлектротранс») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее – ответчик, Госкомитет, административный орган) от 21.09.2021 №167/21 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки вследствие завышения тарифа на услуги по перевозке пассажиров в метрополитене при приобретении единовременного билета за наличный расчет в период с 05.08.2021 по 13.08.2021 в размере 809 970 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2022 по делу № А65-24695/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2022 судья Хакимов И.А. заменен на судью Ольховикова А.Н.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Госкомитета поступили обращения граждан от 05.08.2021 по вопросу повышения стоимости проезда за наличный расчет в метрополитене г. Казани.
Госкомитетом по результатам проверки обращений установлено. что МУП «Метроэлектротранс» завысило регулируемые государством цены - тариф на услуги по перевозке пассажиров при приобретении единовременного билета за наличный расчет с 05.08.2021 по 13.08.2021 был завышен на 5 рублей.
По данному факту в отношении МУП «Метроэлектротранс» составлен протокол об административном правонарушении от 07.09.2021 №167/21 и вынесено постановление от 21.09.2021 №167/21 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 809 970 руб.
МУП «Метроэлектротранс» оспорило данное постановление в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям или никотинсодержащей продукции завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм внеуличным транспортом (метрополитеном) осуществляется высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2021 №670 внесены изменения в приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2019 №1227 «Об установлении тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм в метрополитене в муниципальном образовании г. Казани» - изменена плата за услуги по перевозке пассажиров в метрополитене г. Казани при приобретении единовременного билета за наличный расчет, плата составила 35 рублей.
На официальном портале правовой информации Республики Татарстан (pravo.tatarstan.ru) Постановление №670 опубликовано 03.08.2021.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904 утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения №904 в федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
Постановление № 670 включено в федеральный регистр (http://pravo.minjust.ru/) 06.08.2021 за номером RU 16000202100981, следовательно, отнесено к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, следовательно, имеет особый порядок вступления в законную силу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 №524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан», постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования.
Таким образом, Постановление №670 не должно было вступить в законную силу и распространить свое действие ранее 14.08.2021.
До принятия Постановления №670 тариф на услуги по перевозке пассажиров при приобретении единовременного билета за наличный расчет составлял 30 рублей.
Судами установлено, что МУП «Метроэлектротранс» начало применять тариф на услуги по перевозке пассажиров в метрополитене г. Казани при приобретении единовременного билета за наличный расчет, установленный Постановлением №670, с 05.08.2021, а именно, взимать плату за наличный расчет в размере 35 рублей. Тариф на услуги по перевозке пассажиров при приобретении единовременного билета завышен на 5 рублей.
Общий размер излишне полученной выручки вследствие завышения тарифа на услуги по перевозке пассажиров в метрополитене при приобретении единовременного билета за наличный расчет в период 05.08.2021 – 13.08.2021 составил 404 895 руб.
Суды признали, что факт совершения МУП «Метроэлектротранс» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ подтвержден материалами дела.
МУП «Метроэлектротранс» имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих, что административное правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Отсутствуют доказательства принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.
При таких обстоятельствах вина МУП «Метроэлектротранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, является доказанной.
Действия МУП «Метроэлектротранс» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Суды признали, что процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенные нарушения отсутствуют. Постановление вынесено в пределах срока давности.
Оснований для квалификации допущенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного, а также для замены его на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, суды не усмотрели.
Судами отмечено, что правонарушением причинен имущественный ущерб гражданам, в этой связи смягчение административного наказания недопустимо, в случае уменьшения размера назначенного штрафа не будет достигнута цель административного наказания, более того причиненные пассажирам убытки не возмещены и такое возмещение не планируется. При назначении наказания соблюден принцип справедливости, соразмерности допущенного нарушения, наказание соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Всем доводам заявителя дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки отсутствуют.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу № А65-24695/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи Э.Т. Сибгатуллин
С.В. Мосунов