АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9784/2023
г. Казань Дело № А65-25127/2022
07 декабря 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Галиуллина Э.Р., Нафиковой Р.А.,
при участии представителя:
индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 31.08.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023
по делу № А65-25127/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Казань (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа, изложенного в письме,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани», Управление), муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани»), в котором, с учетом принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), изменения предмета заявленных требований, просила:
- признать незаконным отказ, изложенный в письме от 01.08.2022 № 15/22-ИСХ-ОГ/8719;
- обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани» устранить допущенные нарушения права и законных интересов ИП ФИО1 путем принятия постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, предложенной ИП ФИО1, с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:1, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, на основании заявления ИП ФИО1 от 06.07.2022 вх. № 5219/УАиГ/ОГ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023, в удовлетворении заявленных ИП ФИО1 требований отказано.
В кассационной жалобе ИП ФИО1 просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывается, что, отказывая в подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная, ответчик ссылается на невозможность подготовки проекта межевания ввиду отсутствия разработанного проекта планировки. Вместе с тем ответчиком не оспаривается возможность подготовки проекта межевания территории в виде отдельного документа в порядке части 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что образуемый земельный участок расположен в зоне перспективного формирования жилых районов, следовательно, заявитель обратилась с целью образования земельного участка в рамках одной функциональной зоны с учетом уже существующего фактического использования территории.
Из представленной схемы расположения земельного участка и заключения кадастрового инженера усматривается, что целью заявителя в порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации является приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Судами сделан неверный вывод, что до разработки проекта планировки территории подготовка проекта межевания территории в «Зоне перспективного формирования жилых раи?онов, освоение территории при условии разработки проекта планировки», в которои? расположен земельный участок заявителя, не может быть осуществлена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 632 м?, кадастровый номер 16:50:090431:1, расположенный по адресу: <...>.
Предприниматель 06.07.2022 обратилась в Управление с заявлением о перераспределении земли и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной и расположенного по адресу: <...>.
По результатам рассмотрения заявления Управлением письмом от 01.08.2022 № 15/21-ИСХ-ОГ/8719 отказано заявителю в перераспределении указанного выше земельного участка.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что согласно Генеральному плану г. Казани, утвержденному решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 № 5-38, образуемый земельный участок расположен в функциональной зоне ФЗ-200 – зоне перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки, для которой в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 22 Правил землепользования и застройки г. Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 № 5-8 (далее – Правила), установлена территориальная зона «Ф», освоение которой возможно только при условии разработки проекта планировки территории, учитывая, что в отношении территории, в которой расположен земельный участок предпринимателя, проект планировки территории не разработан, руководствуясь положениями статей 41, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявленных требований.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов; генеральные планы муниципальных округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана муниципального округа или генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов); 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 № 18-В11-25 отмечено, что данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Генеральным планом г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 № 5-38, планируемый к образованию земельный участок расположен в функциональной зоне с индексом 200 – зоне перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки.
Согласно пункту 2 статьи 22 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка (в том числе многоконтурного) только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка (в том числе многоконтурного) из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В том случае, когда один земельный участок, в том числе многоконтурный и (или) единое землепользование, находится в двух или более различных функциональных зонах, установленных Генеральным планом, устанавливаются следующие принципы соответствия территориальных зон функциональным зонам: в случае, если земельный участок расположен в границах функциональных зон, как минимум одна из которых требует разработки проекта планировки, а именно функциональных зон с индексом 123 «Многофункциональная зона развития, освоение территории при условии разработки проекта планировки», с индексом 200 «Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки», с индексом 3003 «Зона рекультивации земель и перспективного использования территории, освоение территории при условии разработки проекта планировки», и неприменимы случаи, указанные в подпунктах 1-3 пункта 2 настоящей статьи, земельный участок подлежит отнесению к территориальной зоне фактического использования «Ф».
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 22 Правил для территорий, в отношении которых устанавливается требование по разработке проекта планировки территории в соответствии с таблицей 3.1.1 Генерального плана городского округа Казань, применяются следующие принципы установления территориальных зон: для территорий, расположенных в границах функциональной зоны с индексом 200 «Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки», устанавливается территориальная зона «Ф».
Таким образом, планируемый к образованию земельный участок путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в публичной собственности, находится в функциональной зоне с индексом 200 «Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки», для которой установлена территориальная зона «Ф», в отношении которой в соответствии Генеральным планом г. Казани и Правилами в обязательном порядке подлежит разработка проекта планировки территории.
Частью 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории.
Между тем проект планировки территории в отношении зоны, в которой расположен планируемый к образованию земельный участок, не разработан, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления соответствует требованиям действующего законодательства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по делу № А65-25127/2022 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин
Судьи Э.Р. Галиуллин
Р.А. Нафикова