АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9190/2023
г. Казань Дело № А65-25130/2022
17 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Королевой Н.Н., Вильданова Р.А.,
при участии представителя:
индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 31.08.2022),
в отсутствие муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023
по делу № А65-25130/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань, к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань, о признании незаконным отказа и понуждении принять решение,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «УАиГ ИК МО г. Казани», Управление) в подготовке проекта постановления «О подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная», изложенного в письме от 02.08.2022 № 15/22-ИСХ-ОГ/8778; понуждении Управления в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о подготовке проекта постановления «О подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная», с целью перераспределения земель муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:42, находящегося в частной собственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.04.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП ФИО1, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ИП ФИО1, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
МКУ «УАиГ ИК МО г. Казани» о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 687 кв.м с кадастровым номером 16:50:090431:42, расположенный по адресу: <...>, о чем 12.07.2013 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
ИП ФИО1 обратилась в Управление с заявлениями от 25.01.2022 и 14.07.2022 о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета города Казани «О подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная», с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:42, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в публичной собственности.
МКУ «УАиГ ИК МО г. Казани» письмами от 25.02.2022 № 15/22- ИСХ-ОГ/1864 и от 02.08.2022 № 15/22-ИСХ-ОГ/8778 отказало заявителю в подготовке проекта постановления «О подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная», поскольку в соответствии с Генеральным планом г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 № 5-8, образуемый земельный участок расположен в функциональной зоне с индексом 200 - зоне перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки, для которой согласно Правилам землепользования и застройки г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 № 5-8, установлена территориальная зона «Ф» - зона фактического использования территории, в отношении которой в обязательном порядке подлежит разработки проект планировки территории, однако проект планировки на данную территорию не разработан.
ИП ФИО1, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что согласно Генеральному плану г. Казани, утвержденному решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 № 5-8, образуемый земельный участок расположен в функциональной зоне 200 - зоне перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки, для которой в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 22 Правил землепользования и застройки г. Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 № 5-8, установлена территориальная зона «Ф», освоение которой в силу пункта 5 статьи 20, подпункта 4 пункта 2, пункта 4 статьи 22 Правил землепользования и застройки г.Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 № 5-8, возможно только при условии разработки проекта планировки территории, учитывая, что в отношении территории, в которой расположен земельный участок предпринимателя, проект планировки территории не разработан, тогда как в соответствии с частью 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняется.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов; генеральные планы муниципальных округ (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана муниципального округа или генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов); 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; необходимы установление, изменение или отмена красных линий; необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда; планируется осуществление комплексного развития территории; планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (часть 3). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4).
Из системного толкования положений статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 № 18-В11-25 отмечено, что данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Генеральным планом г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 № 5-8, планируемый к образованию земельный участок расположен в функциональной зоне с индексом 200 - зоне перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки.
Согласно пункту 2 Правил землепользования и застройки г. Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 № 5-8, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка (в том числе многоконтурного) только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка (в том числе многоконтурного) из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В том случае, когда один земельный участок, в том числе многоконтурный и (или) единое землепользование, находится в двух или более различных функциональных зонах, установленных Генеральным планом, устанавливаются следующие принципы соответствия территориальных зон функциональным зонам: в случае, если земельный участок расположен в границах функциональных зон, как минимум одна из которых требует разработки проекта планировки, а именно функциональных зон с индексом 123 «Многофункциональная зона развития, освоение территории при условии разработки проекта планировки», с индексом 200 «Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки», с индексом 3003 «Зона рекультивации земель и перспективного использования территории, освоение территории при условии разработки проекта планировки», и неприменимы случаи, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи, земельный участок подлежит отнесению к территориальной зоне фактического использования «Ф».
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 22 Правил землепользования и застройки г. Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 № 5-8, для территорий, в отношении которых устанавливается требование по разработке проекта планировки территории в соответствии с таблицей 3.1.1 Генерального плана городского округа Казань, применяются следующие принципы установления территориальных зон: для территорий, расположенных в границах функциональной зоны с индексом 200 «Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки», устанавливается территориальная зона «Ф».
Таким образом, планируемый к образованию земельный участок путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:42, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в публичной собственности, находится в функциональной зоне с индексом 200 «Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки», для которой установлена территориальная зона «Ф», в отношении которой в соответствии Генеральным планом г.Казани и Правилами землепользования и застройки г. Казани в обязательном порядке подлежит разработка проекта планировки территории.
Частью 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории.
Вместе с тем, проект планировки территории в отношении зоны, в которой расположен планируемый к образованию земельный участок, не разработан, в связи с чем суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления соответствует требованиям действующего законодательства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 по делу № А65-25130/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья Р.В. Ананьев
Судьи Н.Н. Королева
Р.А. Вильданов