ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-25266/2022 от 01.08.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-6015/2023

г. Казань Дело № А65-25266/2022

02 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2023 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Ткачук А.М., доверенность от 13.06.2023, Фадеевой М.А., доверенность от 15.11.2022,

ООО «Артлеон» - Махмутовой Е.И., доверенность от 10.01.2023, Аглиуллина Л.Ф., доверенность от 01.08.2023,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Артлеон»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023

по делу № А65-25266/2022

по иску Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Артлеон» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пеней,

установил:

Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Артлеон» (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 6 876 057,60 руб., пени в размере 369 015,09 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Первая экспедиционная компания» (далее - ООО «ПЭК»).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью «Артлеон» в доход бюджета в соответствии с бюджетным законодательством взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 6 876 057 руб. 60 коп. и пени в размере 137 521 руб. 15 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда с от 27 апреля 2023 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Артлеон» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие вывода судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Управления.

Представители общества в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы кассационной жалобы, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляции отменить.

В судебном заседании представителиВолжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, считая обжалованные судебные акты законными и обоснованными, просят суд отказать обществу в удовлетворении кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по представленным сведениям ООО «ПЭК» (Реестр принятых отходов для транспортирования ООО «ПЭК» за 2021 год) Управлением установлено, что ответчик передал на размещение отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 89000001724) на полигон ООО «УК ПЖКХ» в объеме 320 м3.

В соответствии с п. 2.46.9 ГЭСН 81-02-46-2020 объемная масса строительного мусора при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций) определена 1 200 кг/м.куб., с учетом этого вес отходов составил 384 тонн.

В связи с чем, Управлением Обществу начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» и 06.06.2022 в адрес Общества было направлено требование № 09-5717 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Поскольку Обществом в добровольном порядке плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год и соответствующие суммы пени не оплачены, Управление обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и пени.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факт задолженности Общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела.

Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно статье 3 данного Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год. Пунктом 3 данной статьи установлено, что плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. В силу требований п.п. 8, 9 данной статьи не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду; порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила № 255).

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее – размещение отходов).

В силу пункта 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 5 Правил № 255).

Пунктом 7 Правил № 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом об охране окружающей среды. Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил № 255).

Основным критерием определения лица, обязанного вносить плату за загрязнение окружающей среды является то, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены следующие понятия:

- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10);

- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

На основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» с учетом целей государственного учета в рассматриваемых правоотношениях, суды пришли к выводу о том, что фактическое осуществление деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, с использованием объектов капитального строительства, не введенных в эксплуатацию, не освобождает от исполнения обязанности, установленной п. 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).

В письме Минприроды России от 06.06.2019 № 12-47/12871 «О постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет», разъяснено, что согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, может являться как объект капитального строительства, так и иной объект.

Поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, объект строительства (строительная площадка) может рассматриваться в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду соответствующей категории и подлежит постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.

По представленным сведениям ООО «ПЭК» (Реестр принятых отходов для транспортирования ООО «ПЭК» за 2021 год) Управлением установлено, что Обществом переданы на размещение отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 89000001724) на полигон ООО «УК ПЖКХ» за 2021 год в количестве 320 м.куб. В соответствии с п. 2.46.9 ГЭСН 81 -02-46-2020 объемная масса строительного мусора при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций) определена 1200 кг/м.куб., в связи с чем общий вес отходов составил 384 тонны.

Факт размещения ответчиком отходов (мусор) от строительных и ремонтных работ на полигоне ООО «УК ПЖКХ» установлен органом в области охраны окружающей среды на основании сведений, предоставленных лицом, осуществлявшим транспортировку (доставку) отходов на полигон ООО «УК ПЖКХ».

Судами отклонен довод ответчика о том, что истцом не верно произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку им применена ставка в соответствии с IV классом опасности, когда как часть отходов переданных на утилизацию относится к V классу опасности, в связи с чем полагает ошибочным применение истцом ставки платы, а также полагает неправомерным применение в расчетах повышающего коэффициента 25 ввиду представления им декларации.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательств, подтверждающих, что строительный мусор относятся к V классу опасности ответчиком не представлено.

При этом, в материалы дела ответчиком представлены первичные документы, а именно: акт выполненных работ по форме КС-2, из которого следует выполнение ответчиком штукатурных строительных работ, при которых образовался отход «Отходы штукатурки затвердевшей малоопасные». В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» данной категории отходов присвоен код ФККО (8 24 911 11 20 4) соответствующий IV классу опасности.

В соответствии с пунктом 6 раздела III Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:

1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа;

2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;

3) хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев;

4) хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа;

5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа.

Согласно актам оказания услуг (выполненных работ) между Обществом и ООО «ПЭК» вывоз отходов осуществлялся с январь по июль 2021 года более 6 месяцев, что подтверждается следующими актами:

№ акта

04011701135

дата

31.01.2021

Объем, м3

84

04011701360

28.02.2021

16

04011701389

31.03.2021

24

04011701446

30.04.2021

36

04011701498

31.05.2021

56

04011701547

30.06.2021

72

04011701585

31.07.2021

32

В связи с вышеизложенным, суды пришли к выводу о том, что объекты, на которых осуществлял деятельность ответчик, являются объектами III категории.

Доводы кассационной жалобы о том, что в 2021 году Ответчик осуществлял деятельность по капитальному ремонту зданий на двух объектах, деятельность Ответчика по капитальному строительству на каждом объекте не превышала 6 месяцев, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены им, поскольку в соответствии с пунктом 6 раздела III Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 к объектам III категории относится осуществление на объектах, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев, в связи с чем не имеет правового значения осуществление деятельности на одном или нескольких объектах.

В соответствии с п. 5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

Ответчиком в установленный законодательством срок до 25 марта 2022 год отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов представлена не была. Также не был представлен ответчиком и отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в которых входит указанная отчетность.

В соответствии с п. 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (Правила № 255) при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) данных Правил.

Согласно п. 20 Правил № 255 плата за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) с превышением установленных лимитов на размещение отходов, либо с превышением объема или массы отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (Псл) рассчитывается по формуле:

где Ксл - коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, либо указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, равный 5, а с 1 января 2020 г. равный 25 (п. 18(1) Правил № 255).

Данное положение Правил № 255 корреспондирует положениям п. 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды (в редакции, действующей с 01.01.2020), согласно которому в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициенты, в том числе коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В связи с изложенным, суды пришли к верному выводу о том, что поскольку ответчиком не были предоставлены ни отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, ни отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, Управлением правомерно начислена Обществу плата за НВОС за 2021 год в соответствии с п. 20 Правил № 255, которая составила 6 876 057,60 руб.

В силу части 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 данной статьи.

Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная с 2 марта года, следующего за отчётным годом, и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа.

Судом первой инстанции расчет суммы пеней произведен с учетом срока уплаты 01.03.2022 и моратория введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», за период с 02.03.2022 по 31.03.2022, согласно которому пени составили 137 521,15 руб. (6 876 057,60 х 30 х 20% х 1/300).

При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали законными требования Управления о взыскании пени за несвоевременное внесение платы за 2021 год в общем размере 137 521,15 руб.

Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2023 года по делу N А65-25266/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.

Председательствующий судья А.Д.Хлебников

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

А.Н.Ольховиков