ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-2575/15 от 27.08.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26961/2015

г. Казань Дело № А65-2575/2015

27 августа 2015 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 26.02.2015 № 01-3/819/юр,

ответчика – ФИО2, доверенность от 17.06.2015 № АГ-02/9170,

в отсутствие:

третьего лица – не явилось, извещено надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2015 (судья Аппакова Л.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)

по делу №А65-2575/2015

по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным решения, третьи лица: ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Верное решение», индивидуальный предприниматель ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – антимонопольный орган) о признании решения № 06- 543/2014 незаконным.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечены: ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Верное решение», индивидуальный предприниматель ФИО4

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015, в удовлетворении заявленных Министерством отказано.

Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по настоящему делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 (далее – Глава КФХ ФИО3) о проведении проверки по факту наличия/отсутствия признаков ограничения конкуренции в действиях Министерства при проведении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия ведомственной программе, в котором указываетя, что Министерством издан приказ от 08.04.2014 № 76/2-пр «Об объявлении конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной Программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году. Главой КФХ ФИО3 была подана заявка на указанный конкурсный отбор в полном объеме соответствии с требованиями, установленными организаторами конкурсного отбора.

Однако Министерством была отклонена заявка КФХ ФИО3, поскольку заявителем были представлены не все документы для предоставления гранта.

По итогам рассмотрения жалобы Комиссией УФАС России по РТ было принято Решение от 25.11.2014 № 06-543/2014, которым Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведения конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 года», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции».

Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении заявленных Министерством требований.

Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.05.2014 в 09 часов 54 минуты с официального сайта Министерства http://agro.tatarstan.ra, со страницы, на которой публикуются официальные материалы по конкурсу «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году был скачан файл, в котором глава КФХ ФИО3 был утвержден в списке победителей конкурсного отбора для предоставления грантов по программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» в 2014 году, однако, в этот же день опубликованный документ с сайта был удален, и 26.05.2014 появился Протокол № 1 КК, в котором Приложения №№1,2 представляли собой другие перечни победителей и участников, согласно которому глава КФХ ФИО3 был признан не прошедшим защиту проекта по пп.2.6, 2.8, 3.1.19 Приложения № 2 к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 24.03.2014 № 64/2-пр.

28.07.2014 в УФАС РТ поступили документы и письменные пояснения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. В своем письме Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан пояснило, что 23.05.2014 публиковалась рабочая выписка из неутвержденного протокола, опубликованная на официальном сайте Министерства http://agro.tatarstan.ru. Данная выписка из протокола не являлась официальным документом и была удалена 23.05.2014 в связи с тем, что 23.05.2014 протокол не был подписан членами межведомственной конкурсной комиссией и утвержден председателем комиссии.

Однако, представителем ООО «Верное решение» были даны пояснения, что изначально вышеуказанная выписка содержала таких участников, которые не стали победителями по предоставлению гранта как: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, а в замененном Приложении №1 к Протоколу заседания конкурсной комиссии данные участники числятся как победители.

Данное обстоятельство было изучено судами и ему дана оценка.

На основании норм Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» регулируются отношения, возникающие между гражданами и сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства; устанавливаются правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (ст.1 данного Закона).

Согласно пункту 25 статьи 15 Закона № 131-ФЗ создание условий для сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, относится к вопросам местного значения муниципального района.

При этом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства (статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ)).

На основании части 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств местных бюджетов.

При оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства должны соблюдаться принципы равного доступа и открытости процедур оказания поддержки, требования Закона о конкуренции, в том числе его статьи 15. Согласно Федеральному закону от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 №166 (ред. от 27.09.2012) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении, мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (далее - Программа)

Судами верно отмечено, что вопрос о правоотношениях по включению в список потенциальных получателей грантов на поддержку начинающих фермеров решается уполномоченной комиссией на основании представленных документов, предусмотренных Приказом от 22.03.2012 № 197 для всех граждан на равных условиях. Субсидии на осуществление соответствующих проектов выделяются из средств бюджета на поддержку начинающих фермеров для всех муниципальных образований на равных условиях.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан издан приказ от 17.07.2012 №121/2-пр «О конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в РТ на 2012-2014 годы» утверждено Положение о предоставлении грантов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.

Данное Положение определяет порядок предоставления гранта и единовременной помощи, критерии отбора проектов, цели, условия, процедуру организации, проведения конкурсного отбора проектов, а также порядок возврата средств в случае нарушения получателем гранта и помощи условий предоставления.

Также согласно разделу 5 части 5.3. пункта 5.3.1. данного Положения, заявитель на участие в Программе отстраняется конкурсной комиссией в случае несоответствия заявителя условиям предоставления гранта и помощи, указанным в разделе 2 настоящего Положения.

Согласно протоколу №1-1 ЭС-НФ-14 Заседания Экспертного совета при Межведомственной конкурсной комиссии но отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление гранта на развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (дата проведения 30.04.2014-14.05.2014), 105 заявок имели отклонения от формальных требований и было рекомендовано устранить замечания - Положения для участия в конкурсной комиссии. В данном протоколе КФХ ФИО3 набрал 40 баллов, максимально возможное количество баллов равно 85, а в окончательных списках победителей для предоставления грантов числятся победители, набравшие менее 40 баллов.

В своем письме 28.07.2014 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан подтвердило, что 23.05.2014 публиковалась рабочая выписка из неутвержденного протокола, опубликованная на официальном сайте Министерства http://agro.tatarstan.ru.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведения конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012-2014 годы», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу № А65-2575/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Р. Гатауллина

Судьи М.В. Егорова

Ф.Г. Гарипова