ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-25821/14 от 19.05.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23498/2015

г. Казань                                                  Дело № А65-25821/2014

22 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Республике Татарстан , г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.12.2014 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)

по делу №А65-25821/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пятый трест», г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 16.07.2014 № 3215 в части начисления земельного налога за 2013 год в размере 309 923 руб. и соответствующих сумм пени, а также привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа и о снижении его размера,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Пятый трест», г.Казань (далее – ООО «Пятый трест», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Республике Татарстан (далее – Межрайонная ИФНС России № 19 по РТ, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 16.07.2014 № 3215 в части начисления земельного налога за 2013 год в размере 309 923 руб. и соответствующих сумм пени, а также в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа и о снижении его размера.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России № 19 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. При этом налоговый орган полагает, что поскольку изменение кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании решения суда произошло в течение налогового периода, и в самом решении не содержится указаний на дату, с которой следует применять данную измененную кадастровую стоимость, то эта стоимость должна быть применена при исчислении налогоплательщиком земельного налога в следующем налоговом периоде после момента внесения таких изменений в кадастр. По мнению инспекции, доначисление земельного налога на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 является правомерным.

Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:280101:581, 16:50:280101:583, 16:50:280101:334, расположенные по адресу: <...>.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по итогам которой вынесено решение от 16.07.2014 № 3215 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 18 771 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 469 275 руб. и соответствующие пени в сумме 38 098,57 руб.

В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 184 218 руб. исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере 21 559 000 руб., 1 159 000 руб., 4 631 000 руб. соответственно, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2013 по делу № А65-31636/2012.

Оспариваемым решением инспекции сумма налога исчислена в размере 653 493 руб. исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере 91 982 521 руб., 4 038 985 руб., 7 840 072 руб. соответственно, определенной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102.

Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 22.09.2014 № 2.14-0-18/022624@ решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя – без удовлетворения.

Считая, что решение Межрайонной ИФНС России № 19 по РТ нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Пятый трест» оспорило его в судебном порядке.

Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования ввиду следующего.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.

Указанное постановление опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 № 5.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 № 165-0, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2013 по делу № А65-31636/2012 установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами: 16:50:280101:334 в размере 4 631 000 руб., 16:50:280101:583 в размере 1 159 000 руб., 16:50:280101:581 в размере 21 559 000 руб.

Указанное судебное решение основано на правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, согласно которой в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01.03.2011 № 275‑0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2013 по делу № А65-31636/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с данным решением суда внесена в государственный кадастр недвижимости 15.05.2013.

Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:280101:334, 16:50:280101:583, 16:50:280101:581, установленная решением суда, применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 15.05.2013.

При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2013 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2014, является несостоятельным.

Налоговый орган не вправе был производить доначисление заявителю земельного налога за 2013 год после внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с учетом вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 16:50:280101:334, 16:50:280101:583, 16:50:280101:581. До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков налоговым органом в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102.

С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение инспекции в части доначисления обществу земельного налога за 2013 год в сумме 309 923 руб. и соответствующих сумм пени является незаконным.

Кроме того, суды правомерно, с учетом размера подлежащего уплате налога и наличия смягчающих ответственность обстоятельств, снизили размер штрафа до 5311 руб.

Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу № А65-25821/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                          Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                 М.В. Егорова

                                                                                           Ф.Г. Гарипова