АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-19633/2022
г. Казань Дело № А65-26599/2021
07 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью «Энергопартнер+» – ФИО1 по доверенности от 12.03.2021г. №12/03/2021,
Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ‑ ФИО2, доверенность от 01.01.2022 №3/14-22,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергопартнер+»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022
по делу № А65-26599/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергопартнер+» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления об установлении индивидуальных тарифов на 2021 год,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Энергопартнер+» (далее – ООО «Энергопартнер+», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань (далее - ответчик, Комитет по тарифам) о признании незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (выраженного в письме от 11.10.2021 № АШ-31/6272/2021), об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления об установлении индивидуальных тарифов на 2021 год в установленном действующим законодательством РФ порядке с установлением тарифа на 2021 год.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022, оставленным без изменением постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
ООО «Энергопартнер+», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Комитет по тарифам, в представленных в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывах на кассационную жалобу, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2022 судья Хакимов И.А. заменен на судью Мухаметшина Р.Р.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из заявления и материалов дела, 02.11.2020 заявитель обратился в адрес ответчика с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (исх. № 3/20-И).
В ходе рассмотрения указанного заявления ответчиком выявлено, что организацией в нарушение пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила №1178) не представлены обязательные документы, прилагаемые к заявлению об установлении тарифов, о чем организация была уведомлена соответствующим письмом Комитета по тарифам от 17.11.2020 (исх. № АШ- 31/5696/2020).
Отказ Комитета по тарифам в открытии дела об установлении тарифа на передачу электрической энергии обжалован заявителем в Арбитражном суде Республики Татарстан в рамках дела № А65-29194/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по делу № А65-29194/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу № А65-29194/2020 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 отменено, по делу принят новый судебный акт. Признан незаконным отказ Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, выраженный в письме от 17.11.2020 № АШ-31/5696/2020, в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергопартнер+».
Дополнительным постановлением от 22.09.2021 по делу № А65-29194/2020 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд обязал Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления и принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения в порядке, предусмотренном пунктом 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила №1178).
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2021 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, дополнительное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по делу № А65-29194/2020 отменены, оставлено в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по данному делу.
Во исполнение постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Республики Татарстан от 26.07.2021, дополнительного постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по делу № А65-29194/2020, Комитет по тарифам рассмотрел заявление ООО «Энергопартнер+» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (исх. от 11.10.2021 № АШ- 31/6272/2021).
Письмом от 11.10.2021 №АШ-31/6272/2021 Комитет по тарифам сообщил обществу об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по причине несоответствия ООО «Энергопартнер+» критериям отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации изложенным в п.1 и п.2 Критериев.
Общество, полагая, что Комитетом по тарифам указанным письмом отказано в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила № 1178), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, установив, что в рассматриваемом случае Обществом в составе документов, прилагаемых к заявлению об установлении соответствующего тарифа, не был представлен договор на осуществление регулируемой деятельности, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии у Комитета по тарифам правовых оснований для установления ООО «Энергопартнер+» тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2021 год, поскольку обществом не подтвержден факт соответствия его Критериям территориальной сетевой организации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).
Правила №1178 определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, также утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178
Судами верно указано на то, что перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, установлен в пункте 17 Правил №1178, согласно которому организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в числе обосновывающих материалов прилагают, в том числе: документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты); утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (подпункты 13, 16).
Согласно пункту 24 Правил №1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Таким образом, с момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).
Судами сделан обоснованный вывод, что данному юридическому лицу не устанавливается тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Данный довод также подтверждается разъяснениями Президиума ФАС России от 13.09.2017 №12 «О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года №184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в пункте 2 которых установлено требование для организации в целях приобретения статуса территориальной сетевой организации - владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
При этом пунктом 1 Критериев установлено требование - владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
Между тем, как в первом, так и во втором пункте данного постановления, условием отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является условие расположения и использования трансформаторных и иных подстанций с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), линий электропередачи (воздушных и (или) кабельных), используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что непосредственно в пунктах 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям имеется указание на осуществление регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации
Судами первой и апелляционной инстанции верно указано на то, что одним из условий соответствия Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является подтверждение использования объектов электросетевого хозяйства для осуществления регулируемой деятельности
Лицо, имея в собственности или на ином законном основании электрооборудование и участок электрической сети, не может автоматически стать сетевой организацией. Для этого необходимо иметь право на осуществление такого вида деятельности, как оказание услуг по передаче электрической энергии.
При этом суды правомерно исходили из того, что представление договора на осуществление регулируемого вида деятельности является обязательным, в том числе и для организаций, подающих заявление на первый регулируемый период, поскольку организация, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не освобождается от обязанности представить с заявлением договоры в соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил № 1178.
Пунктом 9 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Из вышеуказанного следует, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению. При этом, исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется со дня вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями (пункт 40.1 Правил недискриминационного доступа).
Как верно отметили суды, заключение договора между сетевыми организациями является первоочередным по отношению к установлению тарифов для организации.
Таким образом, к заявлению об установлении тарифа должен быть приложен в числе прочего и договор на осуществление регулируемой деятельности.
Следовательно, лица, имеющие в собственности или на ином законном основании электрооборудование и участок электрической сети, должны подтвердить фактическое использование/ планирование к использованию имущества по целевому назначению и осуществление/планирование деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Кроме того, в примечании 2 к тарифной таблице Приложения № 7 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациям» к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (приложение № 2 к приказу ФАС России от 19 июня 2018 года № 834/18) указано, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
Отсутствие документов, подтверждающих осуществление (фактической или планируемой) регулируемой деятельности, необходимых для представления в орган регулирования в соответствии с абзацем 13 пункта 17 Правил № 1178 не подтверждает соответствие организации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Судами отмечено, что представленные заявителем копии однолинейных схем подписаны в рамках заключенных договоров об электроснабжении с гарантирующим поставщиком и в рамках актов о технологическом присоединении с АО «Сетевая Компания» с собственниками объектов электросетевого хозяйства, а не с ООО «Энергопартнер+». При смене собственника объектов электросетевого хозяйства возникают вопросы присоединения потребителей к электрическим сетям.
Довод заявителя об отсутствии запросов органа регулирования, направленных в адрес гарантирующего поставщика, в целях подтверждения использования арендуемых заявителем объектов электросетевого хозяйства в регулируемой деятельности был исследован судами и признан несостоятельным. При этом судами отмечено, что в ответ на запрос Комитета о представлении информации о собственниках объектов электросетевого хозяйства, в том числе ООО «Энергопартнер+», АО «Татэнергосбыт» сообщило об отсутствии заключенных договоров с ООО «Энергопартнер+».
Вместе с тем, в случаях передачи объектов электросетевого хозяйства иному лицу в аренду собственник обращается к гарантирующему поставщику с целью исключения объемов электросетевого хозяйства из договора и соответственно исключения начисления потерь. При этом для данного лица меняется точка учета электроэнергии. После внесенных изменений, новый владелец заявляет переданные объекты электросетевого хозяйства в АО «Татэнергосбыт» для начисления потерь электрической энергии, так как несение расходов потерь электроэнергии для собственника является убыточным.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 №307-КГ14-5116 по делу №А05-3148/14, предприятие, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 №307-КГ14-5116 по делу №А05-3148/14, правилами не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности в случае иной оценки этой категории другим лицом.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к выводу, что отсутствие подтверждающих документов правомерно расценено Комитетом по тарифам как невозможность осуществления обществом регулируемой деятельности, тем самым не подтвержден статус ООО «Энергопартнер+», как территориальной сетевой организации, и отсутствует возможность установить тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
При этом судами отмечено, что одно лишь информирование регулирующего органа о наличии электросетевого оборудования является недостаточным.
Более того, судами отмечено, что удовлетворении заявленных требований ООО «Энергопартнер+» не приведет к восстановлению нарушенного права, так как в соответствии с полученным ответом АО «Сетевая компания» на запрос Комитета по тарифам (вх. от 29.10.2021 № 9765) объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых ООО «Энергопартнер+» планировало оказывать услуги по передаче электрической энергии, на момент подачи заявления об установлении тарифов на 2021 год, согласно актам технологического присоединения принадлежат иной организации -ООО «Агрофирма «Восходящая заря».
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (выраженный в письме № АШ-31/6272/2021 от 11.10.2021)
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по делу № А65-26599/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин
Судьи С.В. Мосунов
А.Н. Ольховиков