АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-21390/2022
г. Казань Дело № А65-26770/2021
23 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Закировой И.Ш., Ольховикова А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, доверенность от 10.11.2021;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022
по делу № А65-26770/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Министерству экономики Республики Татарстан о признании незаконным решения и об обязании заключить соглашение; третье лицо: государственное казенное учреждение «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан»,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения, действия Министерства экономики Республики Татарстан (далее – Министерство, ответчик) по отклонению заявки Предпринимателя № П-090720210950, поданной 09.07.2021 для участия в отборе на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях; о признании заявки Предпринимателя от 09.07.2021 № П-090720210950 победителем отбора на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях; об обязании Министерства признать Предпринимателя победителем отбора и предоставлении субсидии, заключить с Предпринимателем соглашение на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан» (далее – Учреждение, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2022, оставленным без изменением постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022, заявленные Предпринимателем требования удовлетворены частично: признаны незаконными, не соответствующими постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.09.2020 № 875 пункты 1, 1.1 решения Министерства экономики Республики Татарстан от 25.08.2021 № 156П(156П)-21/61-17 об отклонении заявки; Министерство обязано устранить нарушение прав и законных интересов Предпринимателя, причиненных изданием оспариваемого решения в отмененной части. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в неудовлетворенной части заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, подавая заявку на отбор, она действовала добросовестно и допустила случайную описку при заполнении гарантийного письма, вставив номер бланка иного документа; гарантийное письмо было составлено по форме приложения № 5 к Порядку предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.09.2020 № 875 (далее – Порядок № 875), в связи с чем отклонение заявки на основании пункта 4.1.5.2 Положения объявления о проведении отбора, является неправомерным. Доводы Предпринимателя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Министерство и Учреждение надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как видно из материалов дела, на сайте уполномоченного органа – Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://mert.tatarstan.ru/programma-subsidirovaniyachasti-zatrat.htm) было размещено объявление о проведении отбора по программе «Возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.09.2020 № 875, в котором указано, что заявки принимаются с 11 июня по 12 июля 2021 года в рабочие дни (пн-чт с 9.00 до 18.00, пт с 9.00 до 16.45) в Учреждении по адресу: <...>, каб. 521, а также приведены адрес электронной почты и сетевой адрес.
В этом же объявлении указаны также требования к заявителям, порядок подачи заявок, требования к форме и содержанию заявок, порядок отзыва и возврата заявок, внесение изменений в заявки, правила рассмотрения заявок.
09.07.2021 Предприниматель подала в Учреждение заявку на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, с приложением документов согласно пункту 2.1 объявления и пункту 3.1 Порядка № 875, которая была зарегистрирована под номером П-090720210950.
В заявке Предприниматель указала, что в соответствии с Порядком № 875 она относится ко II категории заявителей.
Учреждение, являясь в силу положений Порядка № 875 уполномоченной организацией, подготовило информацию от 05.08.2021 № 156П о результатах проверки заявки Предпринимателя от 09.07.2021 № П090720210950, которая в дальнейшем была направлена в Министерство для принятия решения по заявке.
В данной информации Учреждение отразило следующее:
1) заявитель согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц имеет основной вид деятельности – ОКВЭД 52.10, однако данный вид деятельности не относится ни к одной категории заявителей, предусмотренных пунктом 1.2 Порядка № 875;
2) в гарантийном письме по форме приложения № 5 к Порядку № 875 указан номер свидетельства о регистрации, который не соответствует представленному свидетельству о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) в согласии на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о заявителе, о подаваемой заявке, иной информации о заявителе, связанной с отбором, отсутствует наименование программы (отбора), что не соответствует пункту 3.1 Порядка № 875.
Согласно информации от 25.08.2021 о принятом решении об отклонении заявки или о признании победителем отбора на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, размещенной на сайте уполномоченного органа, заявка Предпринимателя от 09.07.2021 № П-090720210950 отклонена и отказ оформлен решением от 25.08.2021 № 156П (156П)-21/61-17.
В качестве оснований для отклонения заявки Предпринимателя от 09.07.2021 № П-090720210950 Министерством указано следующее:
1. Несоответствие заявки пункту 4.1.5.2 Положения объявления о проведении отбора «4.1.5.2. несоответствие представленной заявки требованиям к заявкам, установленным в объявлении о проведении отбора»:
1.1. В согласии на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о заявителе, о подаваемой заявке, иной информации о заявителе, связанной с отбором, отсутствует наименование программы (отбора), что не соответствует пункту 2.1.1.14 Положения объявления о проведении отбора;
1.2. В гарантийном письме по форме приложения № 5 к Порядку указан номер свидетельства о регистрации, которое не соответствует представленному свидетельству о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что не соответствует пункту 2.1.1.2 Положения объявления о проведении отбора.
Не согласившись с принятым Министерством решением от 25.08.2021 № 156П (156П)-21/61-17, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка № 875 (в редакции, действовавшей в спорный период) он разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Бюджетным кодексом Республики Татарстан, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 № 823 «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2024 годы» и определяет цели, условия и механизм предоставления государственной поддержки в форме субсидии из бюджета Республики Татарстан в целях возмещения затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях (далее – субсидия).
Исходя из пункта 1.3 Порядка № 875 субсидии предоставляются по результатам проведения отбора, который осуществляется способом запроса предложений, на основании заявок, исходя из соответствия заявителя требованиям и критериям отбора и очередности поступления заявок на участие в отборе.
Согласно пункту 1.4 Порядка № 875 субсидии предоставляются на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и плановый период, лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченного органа как до получателя бюджетных средств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год в целях реализации мероприятия «Субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях» подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018-2024 годы» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2024 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 № 823 «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2024 годы».
Требования к заявителям и критерии отбора определены пунктами 2.1 и 2.2 раздела II Порядка № 875.
На основании пункта 3.1 Порядка № 875 для получения субсидии заявитель первой или второй категории представляет в уполномоченную организацию заявку, включающую следующие документы:
заявление на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;
гарантийное письмо заявителя, подтверждающее его соответствие требованиям пункта 2.1 настоящего Порядка на 20 число месяца, предшествующего месяцу, в котором размещено объявление о проведении отбора, подписанное заявителем, согласно приложению № 5 к настоящему Порядку;
копию устава (для юридических лиц);
копию документа, удостоверяющего личность (для индивидуальных предпринимателей);
копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) или листа записи Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
копию протокола или приказа о назначении лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, и (или) договора о передаче полномочий (в случае, если таким лицом является управляющая компания);
копию не более одного действующего кредитного договора, заверенную кредитной организацией;
выписки со счетов заявителя за возмещаемый(-ые) месяц(-ы) с 1 января 2020 года до дня подачи заявки, подтверждающие уплату начисленных процентов за пользование кредитом, заверенные кредитной организацией;
справку кредитной организации о целевом использовании кредита, предоставленного по кредитному договору на пополнение оборотных средств, приобретение основных средств и (или) строительство (реконструкцию) инженерной инфраструктуры, производственных зданий, строений, сооружений и (или) реализацию инвестиционных проектов, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;
копию графика погашения с указанием суммы основного долга по кредиту и суммы процентов по нему за весь период действия кредитного договора либо справки кредитной организации, содержащей информацию о периодичности погашения основного долга по кредиту и уплаты процентов по нему за весь период действия кредитного договора, заверенную соответствующей кредитной организацией;
копию сведений о застрахованных лицах (представляется с отметкой органов пенсионного фонда о принятии либо с приложением документов о принятии и проверке отчетности в электронном виде, подписанных электронной цифровой подписью) за месяц, предшествующий месяцу подачи заявки;
нотариально удостоверенную копию доверенности или доверенность, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающую наличие у лица, подающего заявку, права на подачу от лица заявителя заявки и подписание документов, входящих в состав заявки, в рамках настоящего Порядка (в случае подачи заявки лицом, не имеющим права без доверенности действовать от имени заявителя);
письменное согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о заявителе, о подаваемой заявке, иной информации о заявителе, связанной с отбором, а также согласие на обработку персональных данных (для физического лица).
Согласно пункту 3.8 Порядка № 875 все документы, представляемые при подаче заявки, в том числе документы, подаваемые в электронном виде, должны быть четко напечатаны и заполнены по всем пунктам (в случае отсутствия данных ставится прочерк). Подчистки и исправления не допускаются, за исключением исправлений, скрепленных печатью (при наличии) и заверенных подписью руководителя заявителя или уполномоченного им лица.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 875 уполномоченная организация в 15-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня, следующего за днем истечения срока приема заявок, указанного в объявлении о проведении отбора, проверяет заявителя и представленные им документы на соответствие требованиям и критериям, установленным пунктами 2.1, 2.2, 3.1-3.8 настоящего Порядка, и формирует информацию о результатах проверки по форме, утвержденной уполномоченным органом. Уполномоченная организация не позднее третьего рабочего дня со дня окончания срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, направляет заявку и информацию о результатах проверки, указанную в абзаце первом настоящего пункта, в уполномоченный орган для принятия решений об отклонении заявки или о признании победителем отбора и предоставлении субсидии по формам, утвержденным уполномоченным органом. Уполномоченный орган рассматривает заявки и принимает решения об отклонении заявки или о признании победителем отбора и предоставлении субсидии по формам, утвержденным уполномоченным органом, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления от уполномоченной организации.
Основаниями для отклонения заявки на стадии рассмотрения и оценки заявки являются:
несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка;
несоответствие представленной заявки требованиям к заявкам, установленным в объявлении о проведении отбора;
недостоверность представленной заявителем информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
подача заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок;
несоответствие заявителя критериям отбора, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка;
непредставление письменного согласия заявителем в ответ на уведомление об уменьшении размера субсидии в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку до истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта;
непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 3.1 - 3.8 настоящего Порядка;
представление заявителем в составе заявки двух и более действующих кредитных договоров;
отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
Суды предыдущих инстанций, признавая незаконными пункты 1, 1.1 оспариваемого решения Министерства, исходили из их несоответствия положениям Порядка № 875.
Судебные акты в данной части лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Вместе с тем, содержащееся в оспариваемом решении основание, что в гарантийном письме указан номер свидетельства о регистрации, который не соответствует представленному свидетельству о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, суды обоснованно признали правильными, поскольку при указании в представленных заявителем сведениях иного номера, не принадлежащего заявителю, у ответчика возникли обоснованные сомнения в достоверности выданного письма, которое имеет формально-юридический характер.
Кроме того, в своей заявке Предприниматель указала, что в соответствии с Порядком № 875 она относится ко II категории заявителей.
Однако это не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно пункту 1.2 Порядка № 875 к заявителям первой категории относятся субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие основную деятельность в соответствии с разделами A, C, F Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятого и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст; к заявителям второй категории – субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся экспортно ориентированными субъектами, и (или) управляющими компаниями, и (или) резидентами, за исключением осуществляющих основную деятельность в соответствии с разделами B, G, K, L, O, U Общероссийского классификатора, и (или) вошедшие в перечень приоритетных инвестиционных проектов на 2021 год, соответствующих приоритетным направлениям инвестиционной политики Республики Татарстан, определенным Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2020-2022 годы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2021 № 66 «Об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов на 2021 год, соответствующих приоритетным направлениям инвестиционной политики Республики Татарстан, определенным Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2020-2022 годы», за исключением осуществляющих основную деятельность в соответствии с разделами B, G, K, L, O, U Общероссийского классификатора, и (или) имеющие кредитный договор на реализацию инвестиционных проектов, за исключением осуществляющих основную деятельность в соответствии с разделами B, G, K, L, O, U Общероссийского классификатора.
В отзыве на заявление, апелляционную и кассационную жалобы Министерство указало, что предоставление субсидии Предпринимателю невозможно, поскольку Предприниматель согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей осуществляет основную деятельность в соответствии с разделом Н Общероссийского классификатора и не соответствует ни одной из двух категорий заявителей, указанных в пункте 1.2 Порядка № 875, а также на сегодняшний день лимиты бюджетных средств исчерпаны.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что Предприниматель не подтвердила отнесение ее к заявленной ею же второй категории заявителей в соответствии с Порядком № 875, учитывая, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и плановый период, которые в настоящее время исчерпаны, суды обоснованно пришли к выводу о том, что решение об отклонении заявки соответствует пункту 4.3 Порядка № 875 и оснований для признания оспариваемого решения Министерства в данной части незаконным, а также оснований для удовлетворения остальных требований Предпринимателя не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу № А65-26770/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин
Судьи И.Ш. Закирова
А.Н. Ольховиков