ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-27077/2008 от 01.10.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А65-27077/2008

08 октября 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Хасанова Р.Г., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

заявителя – Курманова И.М. (доверенность от 11.01.2009 № 2/14-08),

ответчика – Щербакова И.А. (доверенность от 13.01.2009 № АГ-04/79), Сафиной О.А. (доверенность от 06.04.2009 № АГ-5/2621),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета Республики Татарстан по тарифам, г. Казань,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 (председательствующий Юдкин А.А., судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.)

по делу № А65-27077/2008

по заявлению Комитета Республики Татарстан по тарифам к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными его решения от 28.11.2008 № 158тр/05 и предписания от 28.11.2008,

УСТАНОВИЛ:

Комитет Республики Татарстан по тарифам (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании незаконными его решения от 28.11.2008 по делу № 158тр/05 и предписания от 28.11.2008.

Решением суда от 17.03.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 решение суда отменено. В удовлетворении заявления Комитета о признании незаконными решения и предписания УФАС по РТ от 28.11.2008 по делу № 158тр/ 05 отказано.

В кассационной жалобе Комитет просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, мотивируя это нарушением судом апелляционной инстанции норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что правовых оснований для ее удовлетворения не имеется.

Установлено, что постановлением Правления республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 24.12.2007 № 83 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом «Татэнерго» (далее – ОАО «Татэнерго») и энергоснабжающими организациями потребителям Республики Татарстан на 2008 год» установлены тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Татэнерго» и энергоснабжающими организациями потребителям Республики Татарстан на 2008 год.

Приказом от 30.10.2008 № 02/362-к УФАС по РТ возбудило в отношении Комитета дело за № 158тр/05 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выражающегося в принятии акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По результатам проверки антимонопольным органом принято решение от 28.11.2008 по делу № 158тр/05 о нарушении антимонопольного законодательства, которым Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеуказанного решения Комитету выдано предписание от 28.11.2008 № 158тр/05-1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Не согласившись с указанными ненормативными актами УФАС по РТ, Комитет обратился с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан, правопреемником которой является Комитет, являясь органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов, принимая постановление от 24.12.2007 № 83, действовала в пределах своей компетенции.

Коллегия выводы суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении заявленных требований находит правильными.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями Закона являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Абзац 7 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и пунктами 16, 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, установлено, что тарифы на электрическую энергию устанавливаются органами государственного регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, с учетом ее затрат и необходимой валовой выручки.

В силу положений абзаца 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.01.2001 № 3 была создана Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан, которая являлась органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на электрическую, тепловую энергию, природный газ.

Как следует из материалов дела, постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 24.12.2007 № 83 установлены тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую «Татэнерго» и энергоснабжающими организациями потребителям Республики Татарстан на 2008 год.

Между тем, данным постановлением не установлено, какие хозяйствующие субъекты относятся к энергоснабжающим организациям, имеющим право отпускать электрическую энергию потребителям по тарифам, установленным постановлением от 24.12.2007 № 83.

К энергоснабжающим организациям на территории Республики Татарстан, которые применяют тарифы, утвержденные постановлением от 24.12.2007 № 83, относятся согласно информационному письму Комитета от 28.08.2008 № 05963 электросетевые организации, которым Комитетом перенесены сроки перехода покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику в связи с необходимостью соблюдения подготовки технического состояния передаваемых электрических установок и процедуры передачи субабонентов организации на обслуживание к гарантирующему поставщику, а также энергоснабжающие организации, к числу покупателей которых относится население и потребители, приравненные к населению.

Однако установленные в постановлении от 24.12.2007 № 83 тарифы для применения энергоснабжающими организациями не отражают фактические затраты каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

Таким образом, данное постановление содержит в себе дискриминационные условия, при которых одни хозяйствующие субъекты, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии, поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими данный вид деятельности.

Кроме того, установив постановлением от 24.12.2007 № 83 для энергоснабжающих организаций тарифы на отпускаемую ими потребителям Республики Татарстан электрическую энергию, Комитет тем самым предусматривает право энергоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии с использованием распределительных электрических сетей и другого электротехнического оборудования, принадлежащего им на праве собственности или на ином законном основании, совмещать вышеуказанный вид деятельности с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, что является нарушением запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением в энергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, установленного статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электрической энергетики».

Исходя из вышеизложенных обстоятельств арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно указал об ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что антимонопольным органом не предоставлены доказательства того, что принятие оспариваемого постановления привело или может привести к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган согласно части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей названного Закона.

В силу статей23, 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам исполнительной власти в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, обязательные для исполнения предписания. В частности, антимонопольный орган выдает предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство (пункт 3 «а» части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении антимонопольного законодательства

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Коллегия считает правильными выводы суда апелляционной инстанции о признании обоснованным довода антимонопольного органа о том, что Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан, предусмотрев постановлением от 24.12.2007 № 83 право энргоснабжающих организаций использовать при расчетах за электрическую энергию тарифы, утвержденные для ОАО «Татэнерго» и, соответственно, не отражающие затраты каждой отдельной организации при осуществлении ею деятельности по купле-продаже электрической энергии, а также установив для энергоснабжающих организаций ограничения по применению тарифов, при которых несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, тем самым приняла акт, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в Комитет по тарифам не поступало каких-либо обращений от предприятий и организаций Республики Татарстан о нарушении постановлением от 24.12.2007 № 83 их прав и законных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции, поставке в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а также на отсутствие каких-либо ссылок на конкретные обращения хозяйствующих субъектов по поводу нарушения их права данным постановлением в приказе от 30.10.2008 № 02/326-к «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», является ошибочным, поскольку антимонопольный орган действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, в котором указано, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, и обнаружение самим антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

При этом с учетом положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не имеет правового значения установление фактов недопущения, ограничения и устранения конкуренции, а достаточно возможности наступления таких последствий.

Кроме того, антимонопольный орган при рассмотрении дела № 158тр/05 проверял необоснованность установления тарифов на электрическую энергию, а осуществлял государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Из смысла части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольным законодательством запрещено принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий – несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя, в подтверждение которых заявителем не представлены доказательства.

Коллегия считает, что суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, выводы, содержащиеся в принятом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах коллегия судебный акт находит законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по делу № А65-27077/2008 оставить без изменения, кассационную – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Р. Гатауллина

Судьи Р.Г. Хасанов

С.В. Мосунов