ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-27967/2017 от 03.07.2018 АС Поволжского округа

203/2018-26460(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-34792/2018

г. Казань Дело № А65-27967/2017  06 июля 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Мосунова С.В., 

судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя – Беляковой Е.А., доверенность от 28.03.2018 № 06-1989,

общества с ограниченной ответственностью «Чистая планета» – Роговой Л.Р.,  доверенность от 01.01.2018 № 3, 

Сулейманова Р.М., решение от 08.12.2017,
Феоктистова А.В., доверенность от 17.10.2017,
в отсутствие:
третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления  федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике  Татарстан 


на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2017 (судья  Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 23.03.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г.,  судей Семушкин В.С., Юдкин А.А.) 

по делу № А65-27967/2017

по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Республике Татарстан (Управление Росприроднадзора  по РТ) к обществу с ограниченной ответственностью «Чистая планета»,  г. Москва, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, акционерного общества  «Экосервис», о привлечении к административной ответственности,  предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Республике Татарстан (далее – Управление  Росприроднадзора по РТ, административный орган, заявитель) обратилось в  Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с  ограниченной ответственностью «Чистая планета» (далее – ООО «Чистая  планета», общество) о привлечении к административной ответственности,  предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции  привлечено ООО «Экосервис» (далее – третье лицо). 

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2017,  оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 23.03.2018, в удовлетворении заявления отказано.  Производство по делу об административном правонарушении,  предусмотренное частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, возбужденное в отношении  общества 24.07.2017, прекращено. 


Управление Росприроднадзора по РТ обратилось с кассационной  жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление  суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. 

Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены. 

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены  надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о  времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского  округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако  третье лицо явку своего представителя в суд не обеспечило. 

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц,  участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся  стороны. 

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела,  доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и общества,  проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286  АПК РФ, не находит оснований для их отмены. 

Как следует из материалов дела, государственным инспектором  Управления Росприроднадзора по РТ по заявлению АО «Экосервис» 24.07.2017  вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Чистая планета» дела  об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.2  КоАП РФ, и проведении административного расследования. 

По результатам административного расследования должностным лицом  административного органа 24.08.2017 в присутствии законного представителя  общества составлены: протоколы об административном правонарушении по  статье 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Чистая планета» и должностного лица;  протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1  КоАП РФ в отношении ООО «Чистая планета» и должностного лица; 


протоколы об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП  РФ в отношении ООО «Чистая планета» и должностного лица. 

На основании протокола об административном правонарушении,  предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и, руководствуясь статьей  23.1 КоАП РФ, Управление Росприроднадзора по РТ обратилось в  арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной  ответственности. 

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление  предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и  условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц – от пяти тысяч до  десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч  рублей или административное приостановление деятельности на срок до  девяноста суток. 

Судом первой инстанции установлено, что ООО «Чистая планета»  осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и  транспортированию отходов IV класса опасности на основании лицензии от  16.02.2016 № 16-00167, выданной Федеральной службой по надзору в сфере  природопользования. 

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору,  транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению  отходов 1-4 классов опасности, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение № 1062),  допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих  профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами  (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 классов опасности, является  грубым нарушением лицензионных требований. 

В результате административного расследования выявлено осуществление  ООО «Чистая планета» предпринимательской деятельности по сбору и  транспортированию отходов IV класса опасности с грубым нарушением 


требований и условий, предусмотренных лицензией от 16.02.2016, а именно:  допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих  профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами  (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 классов опасности. 

Так, согласно журналу учета ТБО полигона в период с 09.07.2017  по 16.07.2017 осуществлен заезд автотранспорта ООО «Чистая планета» с  отходами производства и потребления, управляемые водителями Клеминым,  Мельниковым, Смолькиным, Галаутдиновым, Мухаметшиным. Обществом  представлены удостоверения о повышении квалификации по специальной  программе, выданные Смолькину и Клемину. 

Таким образом, указал административный орган, допущены к обращению  с отходами водители Мельников, Галаутдинов и Мухаметшин, не имеющих  профессиональной подготовки на право работы с отходами 1-4 класса  опасности. 

Доводы ответчика о том, что он не допускал к деятельности в области  обращения с отходами 4 класса опасности лиц, не имеющих профессиональной  подготовки, со ссылкой на то, что указанные водители Мельников, Галаутдинов  и Мухаметшин не состоят в его штате, а являются работниками арендодателя  транспортных средств с экипажем, а также на недоказанность  административным органом факта сбора и транспортирования этими  водителями отходов именно 4 класса опасности, признаны судом первой  инстанции несостоятельными, поскольку общество, поручив пусть даже  водителям арендованных автомобилей Мельникову, Галаутдинову и  Мухаметшину исполнение обязательств ООО «Чистая планета» по оказанию  услуг по сбору и транспортированию отходов 4 класса опасности по договорам  с заказчиками, совершило допуск этих водителей к обращению с отходами  именно 4 класса опасности. 

Частью 2 статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об  отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) прямо  предусмотрено, что ответственность за допуск работников к работе с отходами 


I-IV класса опасности, не имеющих документов о квалификации, выданные по  результатам прохождения профессионального обучения или получения  дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с  отходами I - IV классов опасности, несет соответствующее должностное лицо  организации. 

Суд первой инстанции указал, что данная норма Закона № 89-ФЗ  исключает возможность привлечения юридического лица к административной  ответственности за допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц,  не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами  (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 классов опасности,  относящийся к грубому нарушению лицензионных условий, несмотря на то, что  согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ субъектами правонарушения могут  быть, как должностные лица, так и юридические лица, осуществляющие  лицензируемую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований. 

Указав, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в  виновности лица, привлекаемого к административной ответственности,  толкуются в пользу этого лица, суд первой инстанции сделал вывод об  отсутствии состава вменяемого ООО «Чистая планета» административного  правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде  грубого нарушения лицензионных требований. 

Суд первой инстанции также сделал вывод, что предусмотренный  статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения общества к  административной ответственности истек по прошествии трех месяцев со дня  его обнаружения заявителем на момент рассмотрения заявления судом. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции. 

В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по РТ оспаривает  выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку  установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. 


Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и  апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых  судебных актах. 

Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере  обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся на  хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются  отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. В  соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ, лица, которые допущены к  обращению с отходами I - IV классов опасности, обязаны иметь  профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами  (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности. 

Суды обоснованно указали, что в соответствии с частью 2 статьи 15  Закона № 89-ФЗ ответственность за допуск сотрудников к работе с отходами  I-IV классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации,  в связи с чем к административной ответственности не должно привлекаться  юридическое лицо. 

Из материалов дела следует, что постановлением Альметьевского  городского суда Республики Татарстан от 03.10.2017 по делу № 5-1026/2017,  оставленным без изменений решением судьи Верховного суда Республики  Татарстан от 08.11.2017, генеральный директор ООО «Чистая планета»  Сулейманов Р.М. по факту допуска к обращению с отходами водителей  Мельникова, Галаутдинова и Мухаметшина, не имеющих профессиональной  подготовки на право работы с отходами 1-4 класса опасности, привлечен к  административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1  КоАП РФ

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного  применения судами норм материального или процессуального права, а  направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела,  представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу 


положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной  инстанции. 

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся  самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу  части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной  инстанции не установлено. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2017 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 23.03.2018 по делу № А65-27967/2017 оставить без изменения, кассационную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в порядке и сроки, установленные законом. 

Председательствующий судья С.В. Мосунов 

Судьи А.В. Топоров 

 М.А. Савкина