ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-28500/2009 от 18.05.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А65-28500/2009

18 мая 2010 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Александрова В.В.,

судей Петрушкина В.А., Нагимуллина И.Р.,

при участии представителя:

ответчика – ФИО1 (доверенность от 28.01.2010 № 8/48),

в отсутствие:

истца – извещен, не явился,

третьего лица – извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2009 (судья Горинов А.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи: Балакирева Е.М., Туркин К.К.)

по делу № А65-28500/2009

по исковому заявлению Муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань, к Войсковой части № 5561 Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Казань, с привлечением к участию в деле третьего лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Казань, о взыскании 18 130 984 руб. 38 коп. долга и 21 017 325 руб. 10 коп пени,

УСТАНОВИЛ:

Комитет земельных и имущественных отношений исполкома муниципального образования г. Казани (далее – комитет, истец), обратился с иском к Войсковой части № 5561 Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ВЧ № 5561 МВД РФ, ответчик) о взыскании 18 130 984 руб. 38 коп. долга по арендной плате и 21 017 325 руб. 10 коп. пени.

Определением от 12.11.2009 года по настоящему делу, суд первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – агентство).

Решением от 10.12.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010, исковые требования удовлетворить.

Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального прав, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, в подтверждение права муниципальной собственности на объект недвижимости военный городок № 7, расположенный по адресу: <...> (ранее ул. Серп и Молот) истцом представлены: распоряжение главы администрации от 28.04.1993 № 446р «Об утверждении состава комиссии по приему-передаче помещений военного городка № 7 по ул. Серп и Молот г. Казани», согласно которому Комитету по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани предписано заключить договор купли-продажи военного городка с квартирно – эксплуатационной частью г. Казани (далее – Казанская КЭЧ) для сдачи его в аренду Войсковой части № 7474 Министерства внутренних дел Российской Федерации в связи с согласием командующего Приволжского военного округа на продажу администрации г. Казани для сдачи в аренду помещений военного городка; распоряжение главы администрации г. Казани от 09.08.1993 № 952р о принятии в состав коммунальной собственности помещений военного городка № 7 Казанского гарнизона для передачи помещений и оборудования военного городка в льготную аренду Войсковой части № 7474 Министерства внутренних дел Российской Федерации и акт приемки передачи зданий, сооружений на территории военного городка от 05.10.1993 № 7, утвержденных заместителем Главы администрации г. Казани и Начальником Казанской КЭЧ.

На основании указанных документов, 01.02.1997 года между комитетом и ответчиком был заключен договор аренды коммунального имущества № 1278-4 нежилых помещений площадью 8874 кв.м, расположенных по адресу: <...> и Молот, д. 3.

Отсутствие поступления арендных платежей послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Согласно пунктов 59, 60 Положения оквартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного приказом Министра обороны Союза Советских Социалистических Республик от 22.02.1977 № 75 следует, что аренда помещений для временного размещения воинских частей (кроме воинских частей, состоящих на хозяйственном расчете) допускается в исключительных случаях с разрешения КЭУ Министерства обороны Союза Советских Социалистических Республик по представлению КЭУ (КЭО) военных округов.

Договор на аренду помещений утверждается начальником КЭУ (КЭО) военного округа и является для воинской части основанием для истребования денежных средств на оплату аренды.

С учетом изложенного суд первой и апелляционной инстанций обоснованно указал, что командир ВЧ № 5561 МВД РФ не был наделен полномочиями заключать и подписывать договор аренды от 01.02.1997 № 1278-4 на имущественный комплекс военного городка № 7 расположенный по адресу: <...> (Серп и Молот) д. 3 ввиду отсутствия у него соответствующих полномочий.

Кроме того, материалами дела также установлено, что имущественный комплекс военного городка № 7 на момент разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность из владения Российской Федерации в установленном законодательством порядке не выбывал, по адресу: ул. Иовлева (Серп и Молот) д. 3 г. Казань, Республики Татарстан дислоцировалась войсковая часть № 36941 Министерства обороны Вооруженных Сил.

ВЧ № 5561 МВД РФ, согласно приказу Министерства внутренних дел России от 31.05.1993 № 040, была сформирована на базе Войсковой части № 7474 и с 05.10.1993 дислоцировалась по вышеуказанному адресу дислокации воинской части Министерства обороны, что подтверждается актом приема (передачи) зданий, сооружений и территории военного городка № 7 от 05.10.1993 и инвентаризационной ведомостью казарменно-жилищного фонда войсковой части № 36941 на 01.01.1993.

Начальником Казанской КЭЧ района при согласии командующего Приволжского военного округа генерал-майора ФИО2 05.10.1993 был передан имущественный комплекс военного городка № 7 в собственность муниципальному образованию г. Казани (коммунальную собственность), согласно договора купли-продажи, о чем свидетельствует распоряжение главы администрации г. Казани от 28.04.1993 № 446р «Об утверждении состава комиссии по приему - передаче помещений военного городка № 7 по ул. Серп и Молот»; от 09.09.1993 № 952р «О приеме в состав коммунальной собственности помещений военного городка № 7 Казанского гарнизона»; акт приема (передачи) зданий, сооружений и территории военного городка от 05.10.1993 № 7. Однако, Казанская КЭЧ района и Приволжский военный округ являются структурным подразделениями Министерства обороны Российской Федерации и на момент передачи имущественного комплекса военного городка № 7 самостоятельными юридическими лицами не являлись.

С учетом изложенного в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что Казанская КЭЧ района и Приволжский военный округ не были наделены полномочиями по передаче зданий и сооружений, земельных участков предоставленных для нужд обороны, иным пользователям или в собственность, на основании Положения о квартирно-эксплуатационной службе квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота (далее - Положение), введенного в действие приказом Министра обороны Союза Советских Социалистических Республик от 22.02.1977 № 75.

В зданиях и сооружениях военного городка № 7 дислоцировалась и дислоцируется по настоящее время воинское формирование, и согласно пунктов 10, 12 статьи 1 Федерального Закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ, статьи 4, 5 Федерального закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» здания, сооружения, земельный участок используемые воинскими формированиями относится исключительно к военным объектам и являются федеральной собственностью.

Управление данной собственностью находится в ведении Российской Федерации на основании пункта «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью (пункт «г» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации).

Полномочия Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральным имуществом, на момент передачи (продажи) имущественного комплекса военного городка № 7, осуществляло Министерство имущественных отношений Российской Федерации в силу подпункт 2 пункта 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2002 № 377.

Каких-либо решений Правительство Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Российской Федерации или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом относительного зданий и сооружений, земельного участка в военном городке № 7 по передаче в собственность муниципальному образованию г. Казани (коммунальную собственность) не принимали.

На основании изложенного, суды правильно указали, что Казанская КЭЧ района, Приволжский военный округ, не имели правомочий передавать здания и сооружения, земельный участок военного городка № 7 в собственность муниципального образования г. Казани (коммунальную собственность) и, ссылаясь на статью 168Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно пришли к выводу о ничтожности договора аренды от 01.02.1997 № 1278-4, который не порождает для ответчика обязательств по оплате арендных платежей.

Поскольку на момент разграничения государственной собственности и по настоящее время имуществом военного городка № 7 расположенного по адресу: <...> (ранее ул. Серп и Молот) владела и владеет ВЧ №5561 МВД РФ, учитывая требования постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1; пунктов 10, 12 статьи 1 Федерального Закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ, статьей 4, 5 Федерального Закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», распоряжения Правительством Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп, передача данных объектов муниципальному образованию г. Казани была недопустима, противоречила требованиям законодательства, поскольку объекты относятся исключительно к федеральной собственности и в реестр муниципальной собственности включены неправомерно.

Таким образом, обжалуемые +судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 по делу № А65-28500/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья В.В. Александров

Судьи В.А. Петрушкин

И.Р. Нагимуллин