ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А65-29623/2009
12 октября 2011 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
истца – директора ФИО1, ФИО2 (доверенность от 29.12.2010 № 01-04/2272), ФИО3 (доверенность от 11.02.2011 № 01-01/313), ФИО4 (доверенность от 11.01.2011 № 01-01/05),
ответчика – ФИО5 (доверенность от 07.06.2011), ФИО6 (доверенность от 01.05.2011),
третьего лица (государственного комитета Республики Татарстан по тарифам) – ФИО7 (доверенность от 15.03.2011 № 14/14-29),
в отсутствие:
третьего лица (муниципального учреждения «Департамент жилищной политики и ЖКХ») – извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комплект+сервис»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2011 (судья Абдрахманов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу № А65-29623/2009
по исковому заявлению открытого акционерного общества «Альметьевские тепловые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Комплект+сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комплект+сервис» к открытому акционерному обществу «Альметьевские тепловые сети» о признании пункта 2.1.1 договора от 01.04.2009 № 800 недействительным в части, при участии третьих лиц – муниципального учреждения «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства», государственного комитета Республики Татарстан по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Альметьевские тепловые сети» (далее – истец, ОАО «Альметьевские тепловые сети») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью «Комплект+сервис» (далее – ответчик, ООО «Комплект+сервис») о взыскании суммы долга в размере 2 069 715 руб. 48 коп., и 120 095 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.05.2009 по 12.10.2009, начисленных в связи с ненадлежащим исполнением условий договора от 01.04.2009 № 800 по потреблению тепловой энергии.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства», государственного комитета Республики Татарстан по тарифам.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 02.11.2010 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отменил принятые по делу судебные акты, направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2010 принято к производству исковое заявление ОАО «Альметьевские тепловые сети» к ООО «Комплект+сервис» о взыскании суммы долга в размере 3 801 457 руб. 56 коп., и 195 509 руб. 48 коп. процентов в связи с ненадлежащим исполнением условий договора от 01.04.2009 № 800 по потреблению тепловой энергии. Делу присвоен номер А65-21382/2010.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-21382/2010 принято уменьшение исковых требований до 3 502 994 руб. 84 коп. долга, 195 509 руб. 48 коп. процентов.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.12.2010 в рамках дела № А65-21382/2010 принят к производству встречный иск ООО «Комплект+сервис» к ОАО «Альметьевские тепловые сети» о признании пункта 2.1.1 договора от 01.04.2010 № 800 в части оплаты за отопление недействительным и принятии его в новой редакции.
Определением суда от 18.01.2011 дела № А65-21382/2010 и № А65-29623/2009 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу номера А65-29623/2009.
В результате принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ размер исковых требований по делу № А65-29623/2009 составил 5 238 611 руб.28 коп. задолженности за период с 01.04.2009 по 31.07.2009 и процентов в размере 445 582 руб. 25 коп., начисленных в связи с ненадлежащим исполнением условий договора от 01.04.2009 № 800 по потреблению тепловой энергии.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011, с ООО «Комплект+сервис» в пользу ОАО «Альметьевские тепловые сети» взыскано 5 238 611 руб. 28 коп. задолженности, 445 582 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении встречного иска ООО «Комплект+сервис» к ОАО «Альметьевские тепловые сети» отказано.
Не согласившись с принятыми при новом рассмотрении дела судебными актами, ООО «Комплект+сервис» обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ОАО «Альметьевские тепловые сети» представило отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей муниципального учреждения «Департамент жилищной политики и ЖКХ», надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 05.10.2011 до 14 часов 30 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, считает их подлежащими отмене в части взыскания суммы задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан по нижеследующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, отношения сторон по потреблению тепловой энергии регулируются договором от 01.04.2009 № 800, по условиям которого истец (энергоснабжающая организация) обязался отпускать ответчику (потребителю) тепловую энергию на отопление в общем количестве 0,2138 Гкал/2м, на подогрев воды – 0,0428 Гкал/3м, а ответчик обязался производить оплату стоимости полученной тепловой энергии по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством, в течение 2 банковских дней с момента выставления энергоснабжающей организацией счета на оплату, окончательный расчет, за вычетом денежных средств, поступивших в течение месяца, производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным (пункты 2.1.1, 3.3.3, 4.7, 4.9.3, 4.9.7 договора).
Согласно пункту 2.1.1 договора стороны предусмотрели, что истец обзуется подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в количестве, согласно показаниям приборов учета, а в случае отсутствия приборов учета – по утвержденным нормативам: – отопление – 0,2138 Гкал/кв.м. общей площади в год.
Кроме того, между истцом, ответчиком и третьим лицом – муниципальным учреждением «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства» подписаны акты приема-передачи задолженности по лицевым счетам по услугам отопления и горячего водоснабжения от 01.04.2009 на сумму 676 514,06 руб.
Как следует из актов, в соответствии с договором от 01.04.2009 № 800 истец передает, а ответчик принимает дебиторскую и кредиторскую задолженность по отоплению жильцов на основании данных, предоставленных муниципальным учреждением «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства».
Полагая, что ответчик ненадлежащим образом исполнил принятые не себя обязательства, истец заявил требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате стоимости потребленной тепловой энергии с 01.04.2009 по 31.07.2010, с учетом частичной оплаты, на общую сумму 5 238 611 руб. 28 коп., а также о начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.05.2009 по 01.09.2010.
В свою очередь, ответчик заявил встречное исковое заявление о признании пункта 2.1.1 договора от 01.04.2009 № 800 недействительным, поскольку стороны согласовали норматив исходя из норматива отопления, установленного решением Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 № 107.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО «Альметьевские тепловые сети», и, отказывая в удовлетворении встречного иска ООО «Комплект+сервис», суды исходили из положений статей 309, 310, 395, 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).
Между тем, суды не учли следующего.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307) следует, что под «нормативом потребления коммунальных услуг» следует понимать месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Согласно пункту 7 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Подпунктом «а» пункта 19 названных правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления – в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, при расчете размера платы за отопление учитывается норматив потребления коммунальных услуг, утверждаемый органами местного самоуправления.
Как установлено судом, расчет истца основан на нормативе потребления, установленном Решением Совета Альметьевского муниципального района РТ от 29.11.2006 № 107.
Проверив расчет истца, и, установив, что объем тепловой энергии определен по нормативам, установленным Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 № 107, а стоимость поставленной тепловой энергии определена с применением тарифов, установленных постановлением Правления РЭК РТ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО «АПТС» потребителям Республики Татарстан», за соответствующие периоды, суды признали его верным и соответствующим Правилам № 307.
При этом суды признали необоснованной позицию ответчика о невозможности применения норматива, установленного Решением Совета Альметьевского муниципального района РТ от 29.11.2006 № 107 по причине признания его недействующим решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 по делу № А65-21897/2010.
На невозможность применения норматива, установленного Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 № 107, ответчиком неоднократно указывалось как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции.
Однако, в ходе рассмотрения дела, судами не учтено, что признание нормативного акта недействующим с момента вступления в законную силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6171/10.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 62 «О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации» со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для арбитражных судов считается определенной. Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, с момента со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6171/10 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судам необходимо принимать во внимание указанные в нем правовые подходы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 (резолютивная часть решения объявлена 04.03.2011) Приложение № 6 к решению Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 № 107 «О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007 год» в части установления норматива на отопление жилых многоквартирных домов признано не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и недействующим.
Учитывая изложенное, выводы судов о правильности произведенного истцом расчета не могут быть признаны соответствующими нормам действующего законодательства и основанными на полном и всестороннем исследовании значимых для дела обстоятельств.
Уклонение от исследования вышеназванных обстоятельств могло привести к принятию неправильных судебных актов, как в части взыскания долга, так и в части взыскания процентов.
При таких обстоятельствах, судебные акты в части взыскания задолженности, а также процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Вместе тем, судебная коллегия считает не подлежащими отмене обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Истцом по встречному иску не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о незаконности включения в условия договора пункта 2.1.1 на момент его заключения.
Однако положения указанного пункта договора следует применять с учетом норм действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, обеспечить предусмотренные процессуальным законодательством требования о всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи и оценке фактических обстоятельств дела, учесть доводы лиц, участвующих в деле. При этом суду следует запросить у сторон уточненные расчеты, проверить их расчеты на предмет соответствия Правилам № 307, дать оценку доводам ответчика по первоначальному иску об отмене нормативных актов, устанавливающих начало и окончание отопительных сезонов, а также учесть правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 29.09.2010 № 66171/10.
Кроме того, при новом рассмотрении дела суду первой инстанции распределить расходы по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 по делу № А65-29623/2009 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Комплект+сервис» в пользу открытого акционерного общества «Альметьевские тепловые сети» 5 238 611 руб. 28 коп. задолженности и 445 582 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан в ином судебном составе.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 по делу № А65-29623/2009 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи И.В. Арукаева
Э.Т. Сибгатуллин