АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-20591/2022
г. Казань Дело № А65-29/2022
25 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Закирова И.Ш., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Электрические сети»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022
по делу № А65-29/2022
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Электрические сети» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21.12.2021 № 245/21 незаконным и его отмене
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Электрические сети» (далее по тексту – заявитель, ГУП РТ «Электрические сети») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее по тексту - ответчик, Комитет) о признании Постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21.12.2021 № 245/21 исх. № СП-15/8746/2021 от 25.12.2021, вынесенного Госкомитетом в отношении ГУП РТ «Электрические сети» незаконным и его отмене.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2022 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.
ГУП РТ «Электрические сети» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты судов предыдущих инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что у него отсутствовала обязанность в представлении регулирующему органу отчетных данных.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – КоАП РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комитетом вынесено постановление от 21.12.2021 №245/21 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей, которым заявитель привлечен к административной ответственности за не предоставление отчетной информации по показателям надежности и качества услуг за 2020 г. (в соответствии с формами, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.11.2016 № 1256) в сроки, предусмотренные законодательством.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ГУП РТ «Электрические сети» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Комитет, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468, является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.
Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Частью 4 статьи 23 указанного закона предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Госкомитета от 15.12.2017 №3-13/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018 - 2020 год» (в редакции от 30.11.2018 № 3-4/э; от 19.12.2019 № 3/25э) и от 17.12.2020 № 537-21/э-2020 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Государственным унитарным предприятием Республики Татарстан «Электрические сети» и Акционерным обществом «Сетевая компания» на 2021-2025 годы» утверждены тарифы на передачу электрической энергии ГУП РТ «Электрические сети».
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на основе которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, относится Уровень надежности и качества указанных товаров (услуг).
Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций утверждены приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2016 № 44983) (далее - Методические указания № 1256).
Согласно пункту 1.4 Методических указаний № 1256 показатели надежности и качества услуг состоят из показателей уровня надежности оказываемых услуг и показателей уровня качества оказываемых услуг.
Уровень качества оказываемых услуг территориальных сетевых организаций определяется показателем уровня качества осуществляемого технологического присоединения к сети (подпункт 3.3.1 пункта 3.3 Методических указаний № 1256).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1220 утверждено Положение об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг (далее - Положение № 1220).
В соответствии с пунктом 13 Положения, при определении фактических значений показателей надежности и качества, а также индикативных показателей уровня надежности регулирующие органы используют в том числе отчетные данные, предоставляемые организациями в соответствии с пунктом 14 Положения (подпункт 1 Положения) и заключение, представленное Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с пунктом 14(1) настоящего Положения (подпункт 6 Положения).
Согласно пункту 14 Положения организации, а в отношении показателей надежности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций - Министерство энергетики Российской Федерации с учетом особенностей, установленных пунктом 14(1) настоящего Положения, предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 3 Положения, в случае если в ходе определения регулирующим органом плановых или фактических значений показателей надежности и качества выявлено существенное расхождение данных, полученных им от организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и данных, полученных им в соответствии с пунктами 11, 14(1) и 15 настоящего Положения, не позволяющее при использовании этих данных принять решение об определении значений таких показателей, регулирующий орган осуществляет проверку полученных данных, рассматривает разногласия с участием представителей организаций, предоставивших такие данные, и иных лиц, в том числе организаций, привлекаемых для проведения экспертизы, и оформляет результаты рассмотрения разногласий протоколом. В протоколе также указываются данные, которые будут использоваться регулирующим органом при определении соответствующих значений показателей надежности и качества.
Исходя из положения пункта 3 пункта 13 регулирующий орган при определении плановых или фактических значений показателей надежности и качества должен располагать сведениями, полученными от организаций, и в том числе от Министерства энергетики Российской Федерации, согласно пункту 14 (1) Положения, для принятия решения об определении значений вышеуказанных показателей.
Как следует из материалов дела и подтверждено судами, у заявителя есть обязанность в предоставлении отчетных данных (в соответствии с формами, утверждёнными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.11.2016 №1256) как в Госкомитет, так и в Министерство энергетики Российской Федерации в установленные законом сроки.
Однако, необходимые отчетные данные представлены заявителем ответчику только 27.04.2021, то есть с нарушением установленного срока.
Обстоятельств, исключающих возможность предоставления заявителем таких сведений в срок до 01.04.2021 Госкомитету не представлено.
Следовательно, действия ГУП РТ «Электрические сети» правомерно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о наличии в действиях ГУП РТ «Электрические сети» объективной стороны вмененного ему правонарушения, а также вины в его совершении и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения не усмотрено.
Судебная коллегия считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В целом, изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы отклоняются кассационной инстанцией, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном сводятся к переоценке доказательств, то есть направлены исследование доказательств и установление обстоятельств по делу иным образом, чем установлено судами первой и суд апелляционной инстанции. Изложенное не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу № А65-29/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья И.Ш. Закирова