ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-30505/20 от 25.04.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-15976/2022

г. Казань Дело № А65-30505/2020

27 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Ника» – Самошкиной Н.В. (доверенность от 10.01.2022), Алля Э.Н. (директор, решение от 18.10.2017),

в отсутствие:

Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022

по делу №А65-30505/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ника» (ОГРН 1177325019596, ИНН 7325157053), с. Старые Алгаши Ульяновской области, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань, о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ника» (далее - ООО «Ника», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявление о признании недействительным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества) в предоставлении в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения: площадью 10 504 477 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:64, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 4 642 698 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:66, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 344 910 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:68, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 4 299 701 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:37, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, п. Красноармейский, изложенного в письме от 15.09.2020 № 16-РХ-04/5803; понуждении МТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления ООО «Ника» в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев указанных земельных участков на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 оставлено без изменения; производство по апелляционной жалобе главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юмаева Рефиса Фэнисовича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 прекращено.

МТУ Росимущества, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Представители ООО «Ника», явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласны, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.

МТУ Росимущества о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты в части возложения на МТУ Росимущества обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить ООО «Ника» в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев спорные земельные участки, направив обществу для подписания проекты договоров аренды, подлежат отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Ника» на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обратилось в МТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения: площадью 10 504 477 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:64, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 4 642 698 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:66, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 344 910 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:68, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 4 299 701 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:37, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, п. Красноармейский, для осуществления деятельности в области сельского хозяйства.

МТУ Росимущества письмом от 15.09.2020 № 16-РХ-04/5803 отказало обществу в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемых земельных участков, указав, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:051801:37 на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен организации научного обслуживания «Опытная станция по картофелю «Ульяновская» государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – ОНО ОС по картофелю «Ульяновская» ГНУ УНИИСХН РАСХН), граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:19:051801:64 и 73:19:051801:66 поступили обращения главы крестьянского (фермерского) хозяйства по вопросу проведения аукциона, в связи с чем в отношении данных земельных участков будут проведены ряд мероприятий в целях подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды; в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:19:051801:68 принято решение о проведении мероприятий по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды.

ООО «Ника», полагая, что данный отказ противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ООО «Ника» является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, пришли к выводу о том, что общество имеет право на предоставление испрашиваемых земельных участков для ведения сельского в аренду без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Поскольку заявителем в МТУ Росимущества были представлены все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1, действующим в спорный период, для предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду, учитывая отсутствие иных заявлений о предоставлении спорных земельных участков, а также отсутствие оснований, предусмотренных статьей39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 73:19:051801:64, 73:19:051801:66, 73:19:051801:68, 73:19:051801:37, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству.

В порядке восстановления нарушенных прав общества суды, руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязали МТУ Росимущества предоставить ООО «Ника» в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев спорные земельные участки, направив заявителю для подписания проекты договоров аренды данных земельных участков в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемый отказ в предоставлении обществу в аренду испрашиваемых земельных участков соответствует требованиям действующего законодательства, судебной коллегией отклоняется.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ООО «Ника» является выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур (ОКВЭД 01.11), дополнительными видами деятельности являются: выращивание семян масличных культур, картофеля, сахарной свеклы, разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных, деятельность домашних хозяйств с наемными работниками.

Между Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области и ООО «Ника» заключено соглашение от 09.04.2020 № 256 о предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения затрат, связанных с проведением комплекса агротехнических работ, повышением уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышением плодородия и качества почв посевных площадей, занятых картофелем и (или) овощными культурами открытого грунта.

Таким образом, ООО «Ника» является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в связи с чем имеет право на предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в аренду без проведения торгов сроком до пяти лет на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Как указывалось выше, общество обратилось в МТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 73:19:051801:64, 73:19:051801:66, 73:19:051801:68, 73:19:051801:37.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

МТУ Росимущества письмом от 15.09.2020 № 16-РХ-04/5803 отказало заявителю в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемых земельных участков, указав, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:051801:37 на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен ОНО ОС по картофелю «Ульяновская» ГНУ УНИИСХН РАСХН, граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:19:051801:64 и 73:19:051801:66 поступили обращения главы крестьянского (фермерского) хозяйства по вопросу проведения аукциона, в связи с чем в отношении данных земельных участков будут проведены ряд мероприятий в целях подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды; в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:19:051801:68 принято решение о проведении мероприятий по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды.

Вместе с тем, как установлено судами и следует из материалов дела, между Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (арендодатель) и ОНО ОС по картофелю «Ульяновская» ГНУ УНИИСХН РАСХН (арендатор) заключен договор аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 20.11.2015 № ЗУ-2015/471-р, по условиям которого арендатору в аренду сроком на три года предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 73:19:051801:64, 73:19:051801:66, 73:19:051801:68, 73:19:051801:37.

Письмом от 14.06.2019 № 04/4434 МТУ Росимущества уведомило арендатора об одностороннем отказе от данного договора аренды.

По акту приема-передачи от 05.07.2019 ОНО ОС по картофелю «Ульяновская» ГНУ УНИИСХН РАСХН возвратило арендодателю вышеуказанные арендованные земельные участки.

Таким образом, на момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду без проведения торгов данные земельные участки не были обременены правами третьих лиц.

Кроме того, определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2021 по делу № А72-12412/2012 конкурсное производство в отношении ОНО ОС по картофелю «Ульяновская» ГНУ УНИИСХН РАСХН завершено, ОНО ОС по картофелю «Ульяновская» ГНУ УНИИСХН РАСХН ликвидировано, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц сделана запись.

Согласно акту экспертизы от 04.08.2021 № 022308, составленному экспертом Андреевой Е.В., на земельном участке с кадастровым номером 73:19:051801:64 элементы обозначающие территорию скотомогильника, отсутствуют; границы санитарно-защитной зоны скотомогильника на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение «Ульяновского района Ульяновской области, утвержденных приказом Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 04.04.2018 № 9-од, не отражены. На публичной кадастровой карте, сведения о наличии санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного в границах исследуемого земельного участка, отсутствуют.

Из письма Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 16.07.2021 № 02-30-УЛ/1266 следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 73:19:051801:64 скотомогильники, биотермические ямы и места захоронения трупов животных, а также санитарно-защитные зоны на расстоянии 1000 метров в каждую сторону от объекта, не зарегистрированы.

В границах спорных земельных участков отсутствуют водные объекты, внесенные в государственный водный реестр, сведения о местоположении границ береговых линий, водоохранных зон, прибрежных защитных полос пруда и (или) ручья, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 73:19:051801:64 в Единый государственный реестр не внесены, на местности границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками не обозначены.

Из ответа Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 14.09.2021 № 5159 следует, что в сведениях о едином землепользовании с кадастровым номером 73:19:051801:37, в состав которого входят три обособленных земельных участка с кадастровыми номерами73:19:051801:34, 73:19:051801:35, 73:19:051801:36, выявлена и исправлена техническая ошибка, а именно: вид площади «декларированная» исправлен на вид «уточнённая», так как границы входящих в его состав земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 16.09.2021 сведения о неустановленных границах земельного участка с кадастровым номером 73:19:051801:37 удалены, границы данного земельного участка установлены.

При этом на момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду, в МТУ Росимущества отсутствовали нерассмотренные заявления от иных лиц о предоставлении этих же земельных участков в аренду.

Ссылка МТУ Росимущества о том, что распоряжениями от 20.08.2021 №№ 16-401-р, 16-402-р принято решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 73:19:051801:66, 73:19:051801:68, соответственно, правильно была отклонена судами, поскольку на момент подачи ООО «Ника» заявления о предоставлении данных земельных участков в аренду без проведения торгов, а также на момент принятия оспариваемого отказа от 15.09.2020 № 16-РХ-04/5803 решений о проведении аукциона в отношении данных земельных участков принято не было, тогда как арбитражный суд рассматривает законность оспариваемого отказа на момент его принятия.

Кроме того, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2021 по делу № А65-22874/2021 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия распоряжений МТУ Росимущества от 20.08.2021 №№ 16-401-р, 16-402-р в части лота № 1 до вступления в законную силу судебного акта по делу № А65-22874/2021, а распоряжением МТУ Росимущества от 29.09.2021 № 16-467-р были отменены распоряжения от 20.08.2021 №№ 16-401-р, 16-402-р.

Поскольку у МТУ Росимущества отсутствовали основания, предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», суды пришли к верному выводу о том, что отказ МТУ Росимущества в предоставлении спорных земельных участков в аренду, изложенный в письме от 15.09.2020 № 16-РХ-04/5803, противоречит земельному законодательству.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции в указанной части соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.

В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества не представлено доказательств законности оспариваемого отказа.

Между тем, суды, возложив на МТУ Росимущества обязанность предоставить ООО «Ника» в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев спорные земельные участки, направив заявителю для подписания проекты договоров аренды данных земельных участков в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, не приняли во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, сформулирована правовая позиция, согласно которой предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.

Согласно позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2018 № 310-КГ18-7366, от 06.05.2019 № 309-ЭС19-5275, от 16.10.2019 № 308-ЭС19-18169, от 18.11.2019 № 308-ЭС19-20826, от 05.02.2020 № 308-ЭС20-276, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка. Более того, эти законодательные акты не предоставляют участнику государственной программы исключительного права на испрашиваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Таким образом, уполномоченный орган после поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственной организации, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов, в случае отсутствия основания для отказа в предоставлении такого земельного участка.

Только в случае если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию, о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на участие в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из положений пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в их взаимосвязи, следует, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации, имеющим право на предоставление земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в аренду без проведения торгов на основании предоставленного им заявления при условии, что такое крестьянское (фермерское) хозяйство или сельскохозяйственная организация является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок, имеющим право на предоставление земельного участка по данному основанию.

При наличии иных крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган обязан приступить к процедуре проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

Между тем, наличие либо отсутствие иных претендентов на испрашиваемые земельные участки может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае МТУ Росимущества в целях выявления иных заинтересованных лиц, имеющих право на предоставление в аренду спорных земельных участков по основанию, предусмотренному пунктом8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», после поступления заявления от ООО «Ника» не осуществлялось публичное информирование о предстоящем предоставлении спорных земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 № 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Суды первой и апелляционной инстанций, восстановив нарушенные права общества в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем возложения на МТУ Росимущества обязанности предоставить ООО «Ника» в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев спорные земельные участки, направив заявителю для подписания проекты договоров аренды данных земельных участков в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, не учли вышеуказанные нормы права и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации о том, что договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», может быть заключен без проведения торгов только с соблюдением предварительного информирования населения о предоставлении спорных земельных участков заявителю, при отсутствии иных заинтересованных лиц, имеющих право на предоставление этих земельных участков по данному основанию, что может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельных участков для указанных целей.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2021 № 308-ЭС21-22119 по делу № А32-8721/2020.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу № А65-30505/2020 в части возложения на МТУ Росимущества обязанности предоставить обществу в аренду сроком на четыре года одиннадцать месяцев испрашиваемые земельные участки путем направления ООО «Ника» для подписания проектов договоров аренды в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу отменить.

Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако неправильно применены нормы права, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в отмененной части новый судебный акт, обязав МТУ Росимущества в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, путем обеспечения опубликования извещения о предстоящем предоставлении обществу в аренду спорных земельных участков по основанию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу № А65-30505/2020 в части возложения на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обязанности предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Ника» (ОГРН 1177325019596, ИНН 7325157053) в аренду сроком на 4 (четыре) года 11 (одиннадцать) месяцев следующие земельные участки: площадью 10 504 477 кв.м. с кадастровым номером 73:19:051801:64, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 4 642 698 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:66, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 344 910 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:68, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 4 299 701 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:37, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, п. Красноармейский, путем направления обществу с ограниченной ответственностью «Ника» для подписания проектов договоров аренды в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, отменить.

В отмененной части принять новый судебный акт.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, путем обеспечения опубликования извещения о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 10 504 477 кв.м. с кадастровым номером 73:19:051801:64, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 4 642 698 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:66, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 344 910 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:68, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 73:19:051801; площадью 4 299 701 кв.м с кадастровым номером 73:19:051801:37, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, п. Красноармейский, для осуществления деятельности в области сельского хозяйства на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу № А65-30505/2020 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья Р.В. Ананьев

Судьи В.А. Карпова

С.Ю. Муравьев