ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-30609/2021 от 30.05.2022 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  30 мая 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено   02 июня 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корастелева В.А.,

судей Некрасовой Е.Н., Сорокиной О.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского Муниципального района Республики Татарстан"

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 года по делу № А65-30609/2021 (судья Хафизов И.А.),

по заявлению муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского Муниципального района Республики Татарстан", г.Бавлы,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, ООО «Александровский спиртзавод»,

о признании решения комиссии Татарстанского УФАС России по делу №016/10/18.1-2146/2021 от 15.11.2021 незаконным и его отмене, об отмене предписания по делу №016/10/18.1-2146/2021 от 15.11.2021,

в судебное заседание явились:

от муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского Муниципального района Республики Татарстан" – руководитель ФИО2 (распоряжение от 08.05.2015), представитель ФИО3 (доверенность от 01.02.2022),

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель ФИО4 (доверенность от 10.01.2022),

в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное Казенное Учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского Муниципального района Республики Татарстан" (далее- заявитель, Палата) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании незаконным и отмене решения комиссии Татарстанского УФАС России по делу № 016/10/18.1-2146/2021 от 15.11.2021г. по жалобе заявителя ФИО1 (вх.№ 14172/ж от 20.10.2021г.) на действия организатора торгов МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных в границах Александровского и Исергаповского сельских поселений Бавлинского муниципального раойна РТ (номер извещения на официальном сайте https://torgi.gov.ru/160921/0167167/01 от 16.09.2021г.) и об отмене предписания по делу № 016/10/18.1-2146/2021 от 15.11.2021.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Жалоба мотивирована тем, что Бавлинскому отделению почтовой известно о режиме работы органов местного самоуправления, имеются контактные телефоны Палаты для оперативного обмена информацией. При этом обстоятельств, в связи с чем не представлен конверт от заявителя ФИО5 в Палату в рабочие дни 11.10.2021 с 8.00 до 17.00 (по московскому времени) и 12.10.2021 с 8.00 до и 12.00 (по московскому времени), почта в УФАС по Республике Татарстан не представили и не пояснили. Информации о направлении документов, извещений или телефонных сообщений в Палату, почта не представила.

Податель жалобы отмечает, что извещение ф.22 от 08.10.2021 оставлено охраннику ФИО6, числившейся в ГБУ МФЦ РТ, но по имеющимся сведениям охранник ФИО6 не работает в МФЦ около двух лет.

УФАС по РТ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 14.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Палаты, поддержав доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.

Представитель УФАС по РТ просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, решением от 15.11.2021 по делу № 016/10/18.1-2146/2021 Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ признало жалобу ФИО5 (вх. №14172/ж от 20.10.2021г.) на действия организатора торгов МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных в границах Александровского и Исергаповского сельских поселений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (номер извещения на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 160921/0167167/01 от 16.09.2021) обоснованной. Также признал организатора торгов МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 6 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.

Организатору торгов выдано предписание - отменить все протоколы, составленные при проведении открытого аукциона №160921/0167167/01 от 16.09.2021г. по лоту №1; продлить сроки подачи заявок на участие в торгах 160921/0167167/01 от 16.09.2021г. по лоту№1; назначить новую дату и время проведения аукциона; направить информацию о новой дате проведения аукциона всем участникам торгов, подавшим заявки на участие в аукционе.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием заявитель обжаловал их в Арбитражный суд Республики Татарстан.

При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, жалоба ФИО1 рассмотрена антимонопольным органом в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, а также аукционной документацией Организатора торгов для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Пунктом 4 статьи 39.12 ЗК РФ определено, что прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Суд первой инстанции верно отметил, что исходя из системного толкования указанных норм ЗК РФ следует, что сроком окончания приема заявок претендентов на участие в аукционах является последний день, установленный для приема обозначенных заявок.

В силу пункта 6 статьи 39.12 ЗК РФ заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

Пунктом 8 статьи 39.12 ЗК РФ установлены основания для отказа заявителям в допуске к участию в аукционе, а именно, Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем.

В соответствии с п. 15 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

В соответствии с п. 17 ст. 39.12 ЗК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее -запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Формирование документации об аукционе не должно никоим образом ограничивать возможность участия неопределенного круга лиц в проводимом аукционе. Способы подачи заявлений должны быть разнообразны, и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе.

В обжалуемом решении верно отмечено, что обстоятельства дела свидетельствуют, что заявителем на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ 16.09.2021г. было размещено Извещение №160921/0167167/01 о проведении торгов на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных в границах Александровского и Исергаповского сельских поселений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.

Предмет торгов: Лот№ 1 - Земельный участок, общая площадь 30177 (Тридцать тысяч сто семьдесят семь) кв.м., кадастровый номер 16: 11:120105:631, целевое назначение (категория) - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Бавлинский муниципальный район. Александровское сельское поселение, <...> вид разрешенного использования - пруд, сведения о частях земельного участка и обременениях: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 16.11.2.64, наименование: охранная зона "ВКЛ 6кВ ф.8-14 ПС Александровка"; Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 16:00-6.4164, наименование: охранная зона линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации -"Магистральная кабельная линия К 708 М15-М18-НРП5/4", вид права: право на заключение договора аренды сроком на 10 (Десять) лет.

Кадастровая стоимость земельного участка - 1 (Один) рубль 00 копеек.

Начальная цена (ежегодная арендная плата) - 26931 (Двадцать шесть тысяч девятьсот тридцать один) рубль 00 копеек.

Шаг аукциона (3%) - 808 (Восемьсот восемь) рублей 00 копеек.

Размер задатка (100%) - 26931 (Двадцать шесть тысяч девятьсот тридцать один) рубль 00 копеек.

Дата начала приема заявок на участие в аукционе: 16 сентября 2021 года.

Дата окончания приема заявок на участие в аукционе: 12 октября 2021 года.

Время и место приема заявок: - в рабочие дни с 16 сентября 2021 года по 11 октября 2021 года с 8.00 до 17.00 часов, 12 октября 2021 года с 8.00 до 12.00 часов по московскому времени по адресу: <...>, каб. №1.

Дата, время и место определения участников аукциона: 12 октября 2021 года в 13 час. 00 мин. по московскому времени по адресу: <...>, каб.№1.

Дата, время и место подведения итогов аукциона: 18 октября 2021 года после завершения аукциона по адресу: <...>.

Аукцион проводился в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ на основании Распоряжения МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» от 13.09.2021г. № 486-р «О проведении торгов».

Согласно доводам, изложенным в жалобе ФИО1, до даты окончания приема заявок им была подана заявка для участия в аукционе (почтовое отправление EDI84684582RU), однако данная заявка была получена организатором торгов несвоевременно, что привело к ограничению конкуренции.

Исходя из имеющихся материалов дела, судом первой инстанции установлено, что в соответствии с извещением о проведении аукциона организаторам торгов было установлено, что прием заявок осуществляется в рабочие дни с 16 сентября 2021 года по 11 октября 2021 года с 8.00 до 17.00 часов, 12 октября 2021 года с 8.00 до 12.00 часов по московскому времени по адресу: <...>, каб. №1.

Заявки подаются Организатору торгов, начиная с даты начала приема заявок до даты окончания приема заявок, указанных в настоящем извещении. Заявки, поступившие по истечении срока их приема, возвращаются претенденту или его уполномоченному представителю под расписку вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа. В указанный в настоящем извещении о проведении торгов день определения участников аукциона Организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов и устанавливает факт поступления на счет Организатора торгов установленных сумм задатков. По результатам рассмотрения заявок и документов Организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками аукциона.

В соответствии с протоколом № 34 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельных участков от 12.10.2021 г. на участие в торгах по лоту № 1 была подана одна единственная заявка от ООО «Александровский спиртзавод» (ИНН <***>).

Комиссией принято решение заключить договор аренды земельного участка по лоту №1 с единственным подавшим заявку участником.

Согласно пояснениям организатора торгов, задаток для участия на торгах ФИО5 на счет ЛР 118040052-ЗемПалат поступил 07.10.2021г., при этом заявка для участия на торгах у организатора отсутствовала.

12.10.2021 в 13.00 часов по московскому времени состоялось заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельных участков. Комиссия, рассмотрев заявку на участие в аукционе ООО «Александровский спиртзавод», приняла решение о признании аукциона несостоявшимся, заключить договор аренды земельного участка с единственным участником.

Документы ФИО5 доставлены в МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» курьером УФПС «Татарстан почтасы» заказным письмом 13.10.2021 в 15.22 часов по московскому времени.

Учитывая, что заявка поступила после оформления итогового протокола, организатором торгов заявка не была принята.

Судом первой инстанции правильно указано на то, что антимонопольным органом было установлено, что в соответствии с отчетом об отслеживании почтового отправления EDI84684582RU (представлены скриншоты) заявка ФИО5 была отправлена 06 октября 2021 года.

08 октября 2021 в 17 часов 53 минуты была неудачная попытка вручения.

13 октября 2021 в 16 часов 18 минут получено адресатом.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России был направлен запрос в УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» о предоставлении информации о движении почтового отправления ФИО5

Согласно пояснениям УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России», АО «Почта России» осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи». Федеральным законом от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также внутренними локальными актами Общества.

Договор, определяющий порядок доставки почтовых отправлений, с МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан» не заключался.

В силу изложенного выше доставка отправления EMS №ED184684582RU осуществлена в соответствии с требованиями Порядка приема, обработки, перевозки и вручения внутренних отправлений EMS, утвержденном приказом АО «Почта России» от 14.07.2021 №225-п.

Порядок вручения внутренних отправлений EMS определен разделом 13 Порядка приема, обработки, перевозки и вручения внутренних отправлений EMS, утвержденном приказом АО «Почта России» от 14.07.2021 №225-п, согласно которому внутренние отправления EMS доставляются получателю по адресу, указанному на оболочке отправления.

При этом пунктом 21 Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что точные адреса отправителя и адресата на почтовых отправлениях указываются отправителем, а также может указываться номер телефона отправителя и (или) адресата.

Разделом 13 Порядка приема, обработки, перевозки и вручения внутренних отправлений EMS определено, что внутренние отправления EMS вручаются водителями-курьерами; почтальонами; операторами клиентских 2 залов УКД; операторами отделения почтовой связи (ОПС) в операционном окне ОПС с использованием ЕАС ОПС.

Доставка внутренних отправлений EMS, поступивших в ОПС, расположенное вне зоны обслуживания УКД, осуществляется с учетом графика работы ОПС и подачи транспорта транспортным участком почтамта (часть 3 пункта 13.1.3).

Все внутренние отправления EMS вручаются адресатам/ их уполномоченным представителям под расписку при предъявлении документа удостоверяющего личность, и доверенности (при вручении уполномоченному представителю адресата).

При отсутствии адресата/его уполномоченного представителя в момент доставки в ячейку абонентского почтового шкафа или в почтовый абонентский ящик опускается извещение ф.22 с просьбой о согласовании времени доставки внутреннего отправления EMS (пункт 13.1.7).

При неявке адресатов/их уполномоченных представителей за отправлениями в течение 5-ти рабочих дней после первичной доставки объект почтовой связи неврученные внутренние отправления EMS передаются в повторную доставку (пункт 13.1.8).

Допускается перед процессом организации передачи почты в доставку предварительный обзвон адресатов - получателей внутреннего отправления EMS - с целью согласования даты и времени доставки (пункт 13.1.8).

При отсутствии адресата/ его уполномоченного представителя во время повторной доставки неврученное внутреннее отправление EMS передается в объект почтовой связи на хранение. Извещение в этом случае не оставляется.

Суд первой инстанции установил, что отправление EMS №ED184684582RU поступило в ОПС 423930 Бавлы 08.10.2021 (пятница) в адрес МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан».

ОПС 423930 Бавлы расположено вне зоны обслуживания УКД. Доставка отправлений EMS осуществляется с учетом графика работы ОПС. Режим работы ОПС: понедельник-пятница с 08:00-20:00, суббота 09:00-18:00, воскресенье - выходной.

Судом первой инстанции верно указано на то, что в день поступления в ОПС (08.10.2021, пятница) отправление EMS передано почтальону в доставку.

Отправление доставлялось согласно адресу, указанному на оболочке отправления. Телефон адресата для обзвона с целью согласования даты и времени доставки на оболочке отправления отправителем не указан. При этом пунктом 21 Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что адреса отправителя и адресата, также номер телефона адресата, указываются отправителем.

08.10.2021 отправление не было вручено в связи с отсутствием доверенного лица адресата на момент доставки. Извещение оставлено охраннику.

13.10.2021 почтовое отправление №ED184684582RU вручено представителю адресата ФИО7 на основании доверенности №1 от 09.01.2019 с распиской в извещении ф.22 от 08.10.2021.

Информация, размещаемая на официальном сайте «Почты России» в отчете об отслеживании почтового отправления, отражает движение регистрируемого почтового отправления, при этом формирование информации для отчета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, Порядком и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области почтовой связи.

Таким образом, отчет об отслеживании почтового отправления по ШПИ формируется в соответствии с установленным порядком оказания услуг почтовой связи, отражает информацию о движении регистрируемого почтового отправления на основании фактов вручения адресату, что предполагает проверку полномочий лица на получение корреспонденции. Ввиду этого отчет об отслеживании почтового отправления по идентификатору с официального сайта «Почты России» обладает свойствами относимости, допустимости и достоверности, может быть использован для получения сведений о фактах, имеющих значение для дела, в том числе как доказательство направления документов либо судебных извещений и вызовов, а также их вручения или неудачной попытки вручения.

Согласно отчету об отслеживании отправления ED184684582RU, антимонопольным органом установлено, что первая попытка вручения почтового отправления была 08 октября 2021 в 17 часов 53 минуты до окончания времени и срока подачи заявок на участие в аукционе.

Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что вторым потенциальным участником торгов были предприняты все необходимые действия для подачи заявки в сроки и порядке, установленные организатором торгов в извещении. Заявка подана заблаговременно, посредством службы экспресс доставки Почты России (EMS). Корреспонденция поступила в почтовое отделение на второй день и за 2 дня до начала торгов.

При этом в обжалуемом решении верно отмечено, что заявитель не оспаривал того обстоятельства, что подача заявок посредством почтового отправления условиями торгов не запрещена, так как особых условий при подаче заявок посредством направления по почте условия торгов не содержат.

Кроме того, задаток для участия в торгах оплачен подателем жалобы 7 октября 2021 года. Поступление задатка не оспаривается.

Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзаце втором данного пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя (абзац третий пункта 63 постановления Пленума № 25). Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4(2020)", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Заявитель, в данном случае являющийся муниципальным учреждением, реализующим публичные полномочия, тем более должен предпринять меры по своевременному получению направляемой в его адрес почтовой корреспонденции, либо сформулировать условия проведения торгов (сроки подачи заявок и сроки из рассмотрения) таким образом, допуская возможность подачи заявок по почте, необходимо учитывать возможность почтового пробега при подаче заявок потенциальными участниками, не перекладывая такую обязанность на участников со ссылкой на то, что сами участники, которые не имеют возможности подать заявки непосредственно в учреждение, должны подавать заявки заранее с учетом возможности почтового пробега.

Довод заявителя о том, что извещение было оставлено охраннику ФИО6, которая не является сотрудником комитета, суд первой инстанции правильно посчитал несостоятельным и не влияющим существенным образом на правомерность оспариваемого решения.

В данном случае заявитель пытается указать на отсутствие его вины в несвоевременном получении корреспонденции. Однако, данное обстоятельство не играет существенной роли при оценке оспариваемого решения, поскольку ее непосредственной целью является не установление вины и наказания заявителя, а восстановление прав потенциального участника торгов, добросовестно и в установленные сроки подавшего заявку и оплатившего задаток на участие в торгах. Указываемые заявителем обстоятельства, препятствовавшие ему в своевременном получении заявки потенциального второго участника, не могут быть положены в обоснование того, что торги с единственно заявившимся участником, по его мнению, считаются проведенными с соблюдений требований закона.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае антимонопольным органом не мог быть проигнорирован тот факт, что надлежащим образом поданная заявка участника, по независящим от него причинам не дошла своевременно до организатора торгов. Даже при условии наличия внешних обстоятельств, в силу которых заказчик не смог своевременно получить корреспонденцию.

Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 № 306-ЭС16-3230 по делу № А57-494/2014, положение закона, направленное на обеспечение прав лиц, желающих принять участие в торгах, не может быть истолковано не в соответствии с его назначением. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к отчуждаемому имуществу путем подачи заявки, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований кредиторов должника.

Следовательно, являются правомерными доводы антимонопольного органа о необходимости защиты лица, надлежащим образом реализовавшего свои права как участника торгов.

Суд первой инстанции правомерно признал обоснованными изложенные в оспариваемом решении выводы антимонопольного органа о том, что принимая во внимание возможность подачи заявок посредством почтовой связи, при наличии сведений о поступившем задатке, организатор торгов, действуя добросовестно, должен был предпринять все действия по получению заявок участников.

Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников. В том числе путем повторного проведения торгов (повторного рассмотрения заявок) после того момента, как стало известно о наличии своевременного поданной заявки второго потенциального участника (на второй день после признания победителем единственного участника).

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание № 016/10/18.1-2146/2021 от 15.11.2021г. являются законными и обоснованными, приняты при наличии на то соответствующих фактических обстоятельств, направлены на защиту нарушенных прав потерпевшей стороны (являющейся по отношению к заявителю слабой стороной), правовые основания для признания их незаконными отсутствуют, в связи с чем на основании положений ст.201 АПК РФ принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам, которые были исследованы судом первой инстанции, и которым была дана надлежащая правовая оценка, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.

С уд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению в спорных правоотношениях сторон.

С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

РешениеАрбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 года по делу №А65-30609/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            В.А. Корастелев

Судьи                                                                                                           Е.Н. Некрасова

                                                                                                                      О.П. Сорокина