ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-30927/20 от 08.02.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-14366/2022

г. Казань                                                 Дело № А65-30927/2020

08 февраля 2022 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,

при участии представителя:

публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» – ФИО1, доверенность от 25.11.2020 № 456-дов,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021

по делу № А65-30927/2020

по заявлению публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, третьи лица: муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, общество с ограниченной ответственностью «Республиканское объединение кадастровых инженеров «Премьер»,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Нижнекамснефтехим» (далее – заинтересованное лицо, общество «Нижнекамснефтехим», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по Республике Татарстан, Управление) в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 30.11.2020 № КУВД-001/2020-23539107/3, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости: сооружение (сложный объект) «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик» в г. Нижнекамск», площадь застройки 2 777 кв.м., общей площадью 3 243 кв.м., расположенное по адресу: <...> Победы, д. 8А в установленный законом срок.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, общество с ограниченной ответственностью «Республиканское объединение кадастровых инженеров «Премьер».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, общество «Нижнекамснефтехим» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.

По мнению заявителя жалобы, Управление Росреестра по Республике Татарстан превысило свои полномочия при проведении правовой экспертизы документов.

Информация опринятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена наофициальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей121 АПКРФ.

В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, приведенные в кассационной жалобе, просила отменить судебные акты.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена впорядке, предусмотренном главой35 АПКРФ подоводам, изложенным вкассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 10.07.2020 общество «Нижнекамснефтехим» обратилось в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на объект недвижимости ‑ сооружение, общей площадью 3 243 кв.м., расположенное по адресу: <...> Победы, д. 8А.

27.07.2020 Управление уведомлением № 16/094/002/2020-987, 16‑0‑1-214/3002/2020-752 сообщило о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и регистрации прав по причине непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

30.11.2020 Управление направило обществу «Нижнекамснефтехим» уведомление № КУВД-001/2020-23539107/3, которым отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права по причине непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. Управление указало, что из представленного заявителем технического плана следует факт расположения образующегося объекта капитального строительства на земельном участке кадастровый номер 16:53:040205:1004, в то время как при проведении правовой экспертизы на основании каталога координат выявлено, что данный объект выступает за пределы земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:1004 и располагается в пределах кадастрового квартала 16:53:040205, однако документ на землю на выступающую часть сооружения не представлен.

Данный отказ послужил основанием для обращения общества «Нижнекамснефтехим» в суд с настоящим заявлением.

По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого уведомления об отказе в государственной регистрации права, поскольку в представленных обществом документах содержатся данные о нахожденииобъекта недвижимости на двух земельных участках (в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:1004, и земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 16:53:040205), в то время как в Управление представлены правоустанавливающие документы только на земельный участок с кадастровым номером 16:53:040205:1004. Указанные несоответствия не были устранены по ранее направленному уведомлению о приостановлении государственной регистрации.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Арбитражный суд Поволжского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов, а государственный орган – законность принятого решения.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Согласно пункту 10 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.06.2021 № П/0241, запись о созданном здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства вносится в кадастр недвижимости при наличии записи либо одновременно с записью о земельном участке, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества, необходимо проверить наличие прав заявителя на земельный участок, на котором создан указанный объект. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке.

Согласно пункту 10 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ основной характеристикой объекта недвижимости является протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение.

Судами установлено и следует из материалов дела, что основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав послужило отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором частично расположен такой объект недвижимости.

Истец обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на реконструированный объект недвижимости – сооружение (сложный объект) «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик» в г. Нижнекамск, общей площадью 3 243 кв.м., расположенное по адресу: <...> Победы, д. 8А.

К заявлению были приложены: технический план сооружения, разрешение на реконструкцию от 03.03.2020 № RU16530117-01-07, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.06.2020 № RU16530117‑03-25.

Судами установлено, что земельный участок кадастровый номер 16:53:040205:1004, на котором размещен указанный объект недвижимости, принадлежит обществу «Нижнекамснефтехим». Однако отказывая в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на спорный объект, государственный орган указал, что согласно каталогу координат спорный объект выступает за пределы земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:1004 и располагается в пределах кадастрового квартала 16:53:040205, при этом правоустанавливающий документ на земельный участок, который занимает часть сооружения в кадастровом квартале 16:53:040205 (на землю, на которую выступает соответствующая часть спорного сооружения), Обществом не представлен.

Указанное обстоятельство Обществом не оспаривается, подтверждается также заключением кадастрового инженера, содержащемся в техническом плане сооружения, расположенного по адресу: <...> Победы, д. 8А, где указано, что сооружение общей площадью 3 243 кв.м. и площадью застройки 2 777 кв.м. является сложным объектом, в состав которого входят контуры с 1 по 17. Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:53:040205:1004. Надземный контур 8 выходит за границы земельного участка 16:53:040205:1004 и располагается в кадастровом квартале 16:53:040205.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе: кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машиноместо, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса.

Следовательно, если объект недвижимости - сооружение расположено на нескольких земельных участках, в Единый государственный реестр объектов недвижимости вносятся кадастровые номера всех земельных участков, на которых сооружение расположено. В данном случае, спорное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:53:040205:1004, надземный контур 8 выходит за границы земельного участка 16:53:040205:1004 на кадастровый квартал 16:53:040205.

Следовательно, в силу пункта 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, общество должно было представить правоустанавливающий документ на земельный участок, который занимает часть сооружения в кадастровом квартале 16:53:040205, что им сделано не было.

В силу пункта 5 части 1 статьи 26, части 1 статьи 27 Закона № 218‑ФЗ одним из оснований, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект, является не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Таким образом, отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположена часть сооружения, являлось законным основанием для отказа регистрирующего органа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружение. Ссылка общества на то, что выступающая часть сооружения является консольной и не входит в площадь застройки, обоснованно отклонена судами. В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ площадь застройки является одной из характеристик сооружения. Данная характеристика указана в техническом плане сооружения и определена в 2 777 кв.м. Между тем, предусмотренная той же нормой (пунктом 10 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ) площадь сооружения определена 3 243 кв.м. и именно по этой площади определяется площадь земельного участка, на котором расположено спорное сооружение.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на сооружение, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для признания его незаконным и обязания ответчика произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на спорный объект, не имелось.

Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не исключает право заявителя кассационной жалобы на дальнейшее повторное обращение в Управление с надлежащим образом оформленным пакетом документов для государственной регистрации права в установленном порядке.

На основании изложенного кассационный суд полагает правильным и обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что отказ в проведении регистрации права собственности является законным.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которые уже являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, указанные доводы выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального или процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу № А65-30927/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                               В.А. Карпова

                                                                                          С.Ю. Муравьев