ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-3116/20 от 01.12.2020 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-67847/2020

г. Казань                                                 Дело № А65-3116/2020

03 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Савкиной М.А., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Нерудресурс» - Абдуллиной Н.А. по доверенности от 09.01.2020,

Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан – Буриной Л.В. по доверенности от 06.10.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020

по делу № А65-3116/2020                               

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нерудресурс» (ОГРН 1061683044939, ИНН 1616016786) к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Маркус», г. Казань, о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Нерудресурс» (далее - ООО «Нерудресурс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2020 №35 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Маркус» (далее – ООО «Маркус»).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2020 заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа от 23.01.2020 №35  признано незаконным и отменено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и Министерства, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, ООО «Нерудресурс» имеет лицензию на право пользования недрами ТАТ ВСК №01250 ТЭ, с целевым назначением: разведка и добыча известняков на месторождении Чепчуговское-II. Срок действия лицензии установлен до 01.12.2043. Согласно лицензии обществу предоставлен участок недр, расположенный в Высокогорском муниципальном районе Республики Татарстан на правом склоне р.Казанки  для разведки и добычи известняков.

Административным органом проведено обследование территорий месторождения «Чепчуговское-II» и установлено, что на земельном участке произведено снятие плодородного слоя почвы, проведены вскрышные работы, размещена автотехника, осуществляется разработка недр путем перемещения массы общераспространенных полезных ископаемых, добыча общераспространенных полезных ископаемых, о чем составлен акт экологического обследования состояния территории от 08.11.2019 № 1872.

На основании проведенного обследования, Министерством издано распоряжение от 13.11.2019 № 367-р о проведении в отношении общества  внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения лицензионных условий участка недр Чепчуговское-II ТАТ ВСК 01250 ТР. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой выдано решение от 15.11.2019 о согласовании проведения внеплановой проверки.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки был составлен акт от 13.12.2019 № 2351 и выдано предписание № 2351. Уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2019 № 025885 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Постановлением от 23.01.2020 № 35 ООО «Нерудресурс» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы Министерства, согласно которым общество допустило нарушение абзаца 5 условий лицензионного соглашения лицензией ТАТ ВСК 01250 ТЭ, а именно: отсутствие копий разрешительных документов непосредственно на самом карьере; нарушение абзаца 20 пункта 2.1 условий лицензионного соглашения указанной лицензии, а именно: добыча с отклонением от технического проекта, а также недостоверный учет движения запасов общераспространенных полезных ископаемых, чем нарушена статья 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1  «О недрах».

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности административным органом вмененного административного правонарушения, также установленного факта грубых нарушений, допущенных при производстве по административному делу.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Судами установлено, что Министерством принято распоряжение от 13.11.2019 №367-р о проведении внеплановой выездной проверки заявителя, в котором указано, что проверка проводится в рамках регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору по Кодификатору функций органов исполнительной власти Республики Татарстан, утвержденному постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 02.05.2006 №220 «Об утверждении кодификатора функций органов исполнительной власти Республики Татарстан».

Целью проверки явилось соблюдение лицензионных условий участка недр Чепчуговское-II ТАТ ВСК 01250 ТР недропользователя ООО «Нерудресурс».

В силу пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

 а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В силу положений статьи 16 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Из материалов дела следует, что с распоряжением о проведении проверки от 13.11.2019 № 367-р, согласно имеющемуся в деле извещению от 20.11.2019, ознакомлена Николаева И.В., являющаяся заместителем генерального директора ООО «Росагрокорпорация», тогда как решение о проведении внеплановой выездной проверки было принято в отношении ООО «Нерудресурс». Таким образом, непосредственно общество, либо его законный представитель, не были уведомлены надлежащим образом.

Вопреки доводам жалобы, судами было установлено, что иных сведений относительно уведомления общества о проведении проверки в материалах дела не имеется. При этом суд кассационной инстанции не наделен полномочиями переоценивать доказательства в силу положений статьи 286 АПК РФ.

Кроме того, мотивированное представление, явившееся основанием для проведения внеплановой выездной проверки от 11.11.2019, содержит сведения о том, что по результатам ранее проведенного визуального обследования были выявлены нарушения законодательства о недрах, а именно: на земельном участке с кадастровым номером 16:16:182001:112  произведено снятие плодородного слоя почвы, проведены вскрышные работы, размещена автотехника, осуществляется разработка недр путем перемещения массы общераспространенных полезных ископаемых, добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Иных материалов, свидетельствующих об обоснованности проведения внеплановой выездной проверки, без уведомления лица, в отношении которого она проводится, Министерством не представлено.

На основании изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, у Министерства не имелось. Ссылка на поступление жалоб на действия общества отклонена судами ввиду ее несостоятельности, так как в качестве основания для проведения проверки такие жалобы в распоряжении от 13.11.2019 № 367-р не были указаны. Выезд инспектора на территорию общества вне установленной Законом № 294-ФЗ процедуры проведения проверок является неправомерным.

В силу пункта 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел. Фиксирование административным органом каких-либо обстоятельств при выполнении им своих функций в ходе проведения административного расследования является доказательством, полученным с соблюдением закона. Административный орган самостоятельно выбирает способ фиксирования обстоятельств, подтверждающих событие правонарушение.

Пунктом 3 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в частности, частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 указанного Закона.

Согласно части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

ООО «Нерудресурс» в нарушение требований статьи 16 Закона № 294-ФЗ не было предупреждено надлежащим образом о проведении внеплановой выездной проверки, в связи с чем суды обоснованно признали нарушения, допущенные Министерством при проведении проверки в отношении общества, грубыми.

На основании изложенного, в соответствии с  частью 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной Министерством, не могут являться доказательствами нарушения обществом обязательных требований законодательства о недрах и основанием для его привлечения к административной ответственности.

Наличие выявленных судами существенных нарушений процедуры проведения проверки, по результатам которой выдано постановление от 23.01.2020 № 35 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является достаточным условием в силу положений части 2 статьи 201 АПК РФ для признания его недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 по делу № А65-3116/2020оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                         Г.А. Кормаков

Судьи                                                                                М.А. Савкина

                                                                                           С.В. Мосунов